Дело № 2а-3149/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Захарова О.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Воронцовой Т.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Воронцовой Т.Ю. недоимки по страховым взносам за периоды с 01.01.2018 и начисленных на недоимку по страховым взносам пеней в общей сумме 22 896,94 руб.
В обоснование иска указано, что Воронцова Т.Ю. до 08.06.2019 осуществляла предпринимательскую деятельность и в соответствии со ст.419 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) являлась плательщиком страховых взносов.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Налоговым органом в порядке ст.430 НК РФ Воронцовой Т.Ю. за 2018 год начислены следующие страховые взносы:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 18 728,97 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 4 120,44 руб.
В установленный законом срок административным ответчиком страховые взносы уплачены не были, в связи с чем Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст.75 НК РФ на сумму недоимки по страховым взносам были начислены пени, Воронцовой Т.Ю. выставлено требование № 2337 от 18.01.2019 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в срок до 15.03.2019.
Поскольку административный ответчик требование об уплате страховых взносов и пеней в добровольном порядке не исполнила, административный истец обратился в суд с данным иском. Одновременно с подачей административного иска ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании недоимки страховым взносам и пеням, в обоснование ходатайства сослался на большую загруженность работников налоговой инспекции по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Одновременно с подачей иска административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству административному ответчику разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено выразить свое согласие или возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства.
Принимая во внимание отсутствие возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, суд, руководствуясь ст. ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрошенного (письменного) производства.
Статьей 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 1 и 3 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов.
Согласно ч.1 ст.419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Как следует из материалов дела, Воронцова Т.Ю. с 17.04.2018 до 08.06.2019 являлась индивидуальным предпринимателем.
Налоговым органом в порядке ст.430 Налогового кодекса РФ Воронцовой Т.Ю. за 2018 год начислены следующие страховые взносы:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 18 728,97 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 4 120,44 руб. /л.д.11/.
Поскольку установленный законом срок об уплате страховых взносов за соответствующей год административным ответчиком был нарушен, Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст.75 НК РФ на сумму недоимки по страховым взносам были начислены пени.
Воронцовой Т.Ю. выставлено требование № 2337 от 18.01.2019 об уплате в срок до 15.03.2019 недоимки по страховым взносам в сумме 22 849,41 руб. и начисленных пеней в размере 47,23 /л.д.9-10/.
Поскольку административный ответчик требование об уплате задолженности по страховым взносам и пеням в добровольном порядке не исполнила, административный истец 31.08.2020 обратился в суд с административным иском.
Сведений об уплате Воронцовой Т.Ю. недоимки по страховым взносам и начисленных пеней материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Аналогичный срок обращения в суд налогового органа с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в части 2 ст. 286 КАС РФ.
Нормативное установление срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам противоречит конституционным принципам, лежащим в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П).
Судом установлено, что срок исполнения требования № 2337 от 18.01.2019 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 22 849,41 руб. и начисленных пеней в размере 47,23 истек 15.03.2019, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании данной задолженности в срок до 15.09.2019 включительно.
Как следует из материалов дела, административный истец в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Воронцовой Т.Ю. задолженности по страховым взносам и пеням к мировому судье не обращался, с настоящим иском обратился в суд 31.08.2020.
Учитывая приведенные выше положения закона, установленный в требовании срок уплаты недоимки по страховым взносам, а также сумму недоимки по страховым взносам, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней административным истцом пропущен.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Доказывание уважительности причин пропуска срока для обращения в суд обязан осуществлять административный истец.
Из буквального толкования порядка взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренного ч.2, ч.3 ст.48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с заявленными требованиями, административный истец сослался на большую загруженность работников налоговых органов по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ. Однако доказательств, объективно исключающих возможность налогового органа обратиться в суд с заявленными требованиями в установленный законом срок, представлено не было.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области является юридическим лицом и должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов и сборов. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
Поскольку в нарушение вышеназванных норм, обращение налогового органа с административным иском последовало по истечении установленного законом срока и оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока не имеется, суд отказывает в удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области Воронцовой Т.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.С. Захарова