Дело № 2-164/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ломоносов 14 февраля 2019 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре Копаниной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сатариновой Риммы Петровны к местной администрации МО Виллозское городское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании включить земельный участок в границы населенного пункта и изменить категорию земель,
УСТАНОВИЛ:
Сатаринова Р.П. обратилась в суд с исковым заявлением к местной администрации МО Виллозское городское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес>, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства. На участке истцом построен индивидуальный жилой дом, однако в праве владения и распоряжение им истец ограничена из-за того, что участок входит в земли сельскохозяйственного назначения и предназначен для личного подсобного хозяйства. В этой связи она обратилась с заявлением о включении участка в границы населенного пункта с изменение категории земель на «земли населенных пунктов» и установлением вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». По указанному обращению ей ДД.ММ.ГГГГ была выдана выписка из протокола заседания Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории Виллозского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отложении принятия решения о возможности и целесообразности включения участка в границы населенного пункта д. Аропаккузи.
Истец считает, что местная администрация затягивает этот процесс, в связи с чем просит обязать администрацию МО Виллозское городское поселение включить земельный участок с кадастровым № в границы населенного пункта д. Аропаккузи и изменить категорию земель этого участка на «земли населенных пунктов», установить вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В судебное заседание истец Сатаринова Р.П. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена, направила в суд своего представителя.
Представитель истца Хайдаров А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель административного ответчика местной администрации МО Виллозское городское поселение Иконникова К.А., действующая на основании доверенности (л.д. 63), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к делу (л.д. 66-68).
Представитель третьего лица администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> Караваева Е.А., действующая на основании доверенности (л.д. 76), также считала, что требования не подлежат удовлетворению.
С учетом извещения отсутствующих лиц, суд нашел возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2132 кв.м, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования –для ведение личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности истцу Сатариновой Р.П. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем представлена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).
На основании разрешения на строительство № RU № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного местной администрацией МО Виллозское сельское поселение, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке возведен жилой дом с кадастровым №, площадью 196,1 кв.м, год завершения строительства 2016 (л.д. 15, 50-51).
Постановлением местной администрации МО Виллозское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № указанному земельному участку с кадастровым номером № и расположенному на нем жилому дому присвоен адрес: <адрес>, <адрес>
Сатаринова Р.П. обратилась в местную администрацию МО Виллозское сельское поселение с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила включить указанный участок в границы населенного пункта д.Аропаккузи, изменить категорию земель на «земли населенных пунктов» и установить вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 58).
Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки территории Виллозского городского поселения, рассмотрев обращение Сатариновой Р.П., рекомендовала местной администрации МО Виллозское городское поселение провести анализ выданных разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения на предмет правомерности их выдачи в 2008 году, в связи с чем отложила принятие решения о возможности и целесообразности включения участка в границы населенного пункта д.Аропаккузи, о чем представлена выписка из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу восьмому п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном указанным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит, в том числе, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа.
Согласно части 2 этой же статьи подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Статьей 24 Градостроительного кодекса РФ урегулирован порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения. При этом согласно части 10 этой статьи заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (ч. 15 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, включение земельного участка Сатариновой Р.П. в границы населенного пункта д.Аропаккузи возможно лишь в порядке внесения изменений в генеральный план МО Виллозское городское поселение либо применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав этого поселения. При этом утверждение проекта генерального плана либо внесение в него изменений в части установления или изменения границы населенного пункта д. Аропаккузи происходит по результатам публичных слушаний. То есть обращение Сатариновой Р.П. о включении её земельного участка в границы населенного пункта может быть рассмотрено в ходе публичных слушаний по соответствующему проекту генерального плана.
Согласно п.1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Однако в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти <адрес> и органами местного самоуправления <адрес>» утверждение генеральных планов поселений, городских округов, внесение в них изменений относятся к полномочиям <адрес>.
С учетом указанных требований п.1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ и произведенного перераспределения полномочий, то в полномочия местной администрации МО Виллозское городское поселение не входит изменение границ населенных пунктов, поскольку генеральный план поселения утверждается <адрес>, поэтому суд признает несостоятельными доводы истца о бездействии административного ответчика, выразившегося в невключении её земельного участка с кадастровым номером № в границы населенного пункта д. Аропаккузи и, как следствие, изменение его категории и вида разрешенного использования.
Местная администрация лишь принимает решение о подготовке проекта генерального плана, а также о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, где учитываются предложения заинтересованных лиц, в том числе Сатариновой Р.П. При этом следует отметить, что вопрос о необходимости разработки таких проектов относятся к исключительной компетенции названного органа местного самоуправлении и не связан с доводами конкретного правообладателя объекта недвижимости.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Согласно ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения необходимо подавать в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и возложении обязанности на местную администрацию МО Виллозское городское поселение включить земельный участок с кадастровым № в границы населенного пункта д. Аропаккузи, изменить категорию земель этого участка на «земли населенных пунктов» и установить вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Сатариновой Риммы Петровны к местной администрации МО Виллозское городское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> об обязании включить земельный участок в границы населенного пункта и изменить категорию земель.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2019 года.
Судья: А.С. Смирнов