Решение по делу № 2-2473/2018 от 26.12.2017

Дело № 2-2473/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Грасс Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 марта 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности садоводческого некоммерческого товарищества «Рассвет», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества «Рассвет», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.

В обоснование иска указал, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории МО ГО «Сыктывкар» не обеспечена пожарная безопасность садоводческих товариществ, подверженных угрозе лесных пожаров, то есть расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. В нарушение противопожарных требований расстояния от границ застройки СНТ «Рассвет» до лесных насаждений меньше нормативного: фактически составляют 10,6 метров вместо предусмотренных 30 метров. Поскольку в силу норм действующего законодательства обеспечение требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений, является обязанностью органов местного самоуправления, указанная обязанность подлежит возложению на Администрацию МО ГО «Сыктывкар», поскольку не исполняется добровольно.

В судебном заседании прокурор Липина С.М. на удовлетворении заявленного иска настаивала.

Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» Андрушко Я.Н. в судебном заседании, не оспаривая обязанности ответчика по обеспечению требований пожарной безопасности садоводческого товарищества, указала, что осуществление вырубки лесов с целью создания противопожарных расстояний от границ СНТ «Рассвет» возможно лишь после решения вопроса о переводе земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта. Указанный вопрос решается органами по контролю за использованием лесного фонда и не может быть разрешен ответчиком, не имеющим на то соответствующих полномочий.

Третьи лица Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГУ РК «Сыктывкарское лесничество», СНТ «Рассвет» извещённые о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Заслушав явившихся лиц, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено обеспечение пожарной безопасности городских и сельских поселений, городских округов.

В силу ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

На основании п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Из п.п. 8, 10, 11, 26, 28, 29 ст. 26 Устава Администрации МО ГО «Сыктывкар», принятого от 18.01.2006 Советом Администрации МО ГО «Сыктывкар», следует, что к вопросам местного значения городского округа в том числе относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ста. 63 указанного закона.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В силу указанных норм обеспечение требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений, является обязанностью Администрации МО ГО «Сыктывкар».

Согласно ст.6 Устава МО ГО «Сыктывкар» граница единого муниципального образования городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией установлена Законом Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления Республики Коми».

Земельный участок, предоставленный для ведения садоводства СНТ «Рассвет», расположен в Эжвинском районе г. Сыктывкара и находится в границах МО ГО «Сыктывкар».

Распоряжением Правительства Республики Коми от 01.06.2017 № 267-р утвержден перечень объектов экономики, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории Республики Коми и подверженных угрозе лесных пожаров, в который входит СНТ «Рассвет».

Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 07.04.2016 № 4/913 утвержден перечень объектов экономики, оздоровительных учреждений и организаций (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар» и подверженных угрозе лесных пожаров, куда также входит СНТ «Рассвет».

Согласно сведениям, представленным ОНД и ПР г. Сыктывкара ГУ МЧС России по Республике Коми от 20.11.2017 № 2958-2-7-11, по требованию прокурора от 07.11.2017 №07-07-2017 сотрудником ОНД и ПР г. Сыктывкара совместно со старшим помощником Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора 08.11.2017 и 10.11.2017 был осуществлен выезд и обследована территория СНТ «Рассвет» (...), подверженного угрозе лесных пожаров. При обследовании выявлено, что противопожарное расстояние от хозяйственной постройки на территории дачного участка №38 с западной стороны общества до лесных насаждений в лесничествах составляет менее 30 м, по факту минимальное расстояние составляет 10,69 м, чем нарушены требования п.п. а п. 1 ч. 2 ст.69, ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требования пожарной безопасности», п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Как следует из информации, представленной Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, в течение 2017 года Администрация МО ГО «Сыктывкар» не обращалась в Минпром РК по вопросу создания минерализованных полос, противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов и товариществ, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар», подверженных угрозе лесных пожаров до лесных насаждений. Документы по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов в целях создания минерализованных полос противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов и садоводческих товариществ, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар», в Рослесхоз в 2017 году не направлялись.

Требования СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений», ВСН 43-85 «Застройка территорий садоводческих товариществ, зданий и сооружений. Нормы проектирования», устанавливающие обязательные расстояния от границ территорий садоводческих товариществ (застройки) до лесных массивов, направлены на обеспечение безопасности людей при пожаре, в их нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению.

Поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории МО ГО «Сыктывкар» при планировке и застройке территории СНТ «Рассвет» в части несоблюдения минимальных противопожарных расстояний от хозяйственных построек, домов садоводческого товарищества до лесных насаждений, суд считает обоснованными требования прокурора о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по созданию необходимых противопожарных расстояний.

При этом суд считает несостоятельными доводы ответчика об отсутствии у него полномочий по изменению категории земель лесного фонда, поскольку в том случае, если в ходе проведения работ по организации противопожарных расстояний на территории СНТ «Рассвет» возникнет необходимость решить вопрос об изменении категории земель лесного фонда ответчик не лишен возможности решить этот вопрос в порядке межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими функции по управлению лесным фондом.

В силу ст. 210 ГПК Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком до 31.01.2019, учитывая предусмотренные законом особенности организации процедур по изменению категории земель лесного фонда и заключению муниципальных контрактов на проведение соответствующих работ, а также сезонный характер указанных работ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить.

Возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества «Рассвет», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, в срок до 31.01.2019.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья Е.В. Никитенкова

2-2473/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2017Передача материалов судье
29.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.02.2018Предварительное судебное заседание
26.03.2018Судебное заседание
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее