Дело № 2-309/18
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
город Светлогорск 17 июля 2018 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Аниськова М.В.
при секретаре Егоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томашиной Е.А., Швындикова В.Н., Бендатая Л.Н. к администрации муниципального образования «Светлогорский район» о понуждении к исполнению обязательств по ремонту и уходу за дорогами местного значения,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Томашина Е.А., Швындиков В.Н., Бендатая Л.Н. обратились в суд с названным иском. В исковом заявлении указывают, что они являются собственниками жилых помещений и проживают на улицах Нахимова и Прохладной городского поселения «Город Светлогорск». Данные улицы на участках от пересечения с Калининградским проспектом имеют существенный износ, находятся в неудовлетворительном состоянии и непригодны для эксплуатации. Практически по всей длине дороги глубокие выбоины, ямы, лужи, края дорог поросли кустарником. Дороги ранее имели асфальтобетонное покрытие, которое в настоящее время разрушено, отвод ливневых вод отсутствует. Дороги не отвечают требованиям ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 33220-2015. Неоднократные обращения граждан о необходимости ремонта указанных дорог ответчик оставляет без внимания. В своих ответах администрация указывает, что ремонт улиц Нахимова и Прохладной не запланирован, денежные средства на ремонт дорог отсутствуют. 07.09.2017 г. отделом ГИБДД МО МВД России «Светлогорский» проведено обследование улично-дорожной сети ул. Нахимова и выдано предписание об устранении выявленных недостатков, но ни какие меры по ремонту дорог администрацией не предприняты. Полагают, что в силу закона обязанность по текущему и капитальному ремонту и содержанию указанных местных дорог лежит на органе местного самоуправления и за счет средств местного бюджета. Просят обязать администрацию муниципального образования «Светлогорский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт дорожного покрытия улицы Нахимова на участке от Калининградского проспекта до ул. Прохладная и улицы Прохладная на участке от Калининградского проспекта до ул. Нахимова в г. Светлогорске в целях приведения дорожного покрытия в соответствие с условиями обеспечения безопасности дорожного движения и пригодности для эксплуатации.
В судебном заседании истцы Томашина Е.А., Швындиков В.Н., Бендатая Л.Н. поддержали свои исковые требования по изложенным в иске основаниям. Полагают, что требуемый ими 6-месячный срок для проведения ремонтных работ является достаточным, поскольку заявления о проведении ремонта дорог направлялись гражданами в администрацию неоднократно в течение нескольких лет. За время судебного заседания администрация завезла снятый с ул. Балтийской асфальт и высыпала у дороги две кучи, но до настоящего времени ничего более не сделано. Состояние дорог нарушает их права.
Томашина Е.А. в судебном заседании пояснила, что длительное время проживает на ул. Нахимова, <№>. Из-за состояния дорог невозможно нормально проехать к дому. По дороге огромные ямы. Постоянно необходимо ремонтировать машины, поскольку машины попадают в глубокие ямы и по другому проехать не возможно. Трудно даже пройти пешком в магазин, поскольку дорожки вдоль дорог и бордюры заросли травой. На дорогах кругом грязь, лужи. Стока для ливневых вод на дорогах нет и вся вода течет в их сторону с Калининградского проспекта.
Бендатая Л.Н. в судебном заседании пояснила, что каждое утро она ходит по дороге по грязи и лужам, портит обувь, так как по другому не пройти. Когда идет машина, ей приходится заходить в кусты. Машины днищем постоянно цепляют дорогу. Она живет в пос. Отрадное с 1950 года. Когда-то давно на их улицах положили асфальт, дороги были хорошие, но потом их никогда не ремонтировали и дороги разрушаются. Никаких работ по прокладке газопровода и подобных работ на дорогах не делали. Они разрушились сами. Жители пытаются укреплять дорогу кирпичом, но толку от этого нет.
Швындиков В.Н. в судебном заседании пояснил, что в 1970-х годах на дорогах положили асфальт и после этого, их никогда не ремонтировали. По дорогам ездят большегрузные машины и разрушают дорогу. Запрещающих знаков нет. Ливневой канализации на дорогах нет, вся вода течет на ул. Прохладная. Когда сильный дождь, по дороге течет река. Дорогу никто не убирает.
Представитель ответчика- администрации МО «Светлогорский район» и представитель третьего лица- администрации МО городское поселение «Город Светлогорск», Федорова Н.П., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании пояснила, что не оспаривает факт ненадлежащего состояния дорожного покрытия на улицах Нахимова и Прохладная от их пересечения до Калининградского проспекта, однако, ответчик с иском не согласен, поскольку возможности произвести ремонт дорог в течение 6 месяцев отсутствует. В настоящее время деньги на ремонт дорог в местном бюджете отсутствуют и, с учетом бюджетного законодательства и необходимости разработки проекта, проведения конкурса необходим срок для ремонта дорог не менее 2 лет. Подтвердила, что граждане ранее обращались в администрацию по поводу ремонта дорог и им были даны ответы. Каждый год между администрацией городского поселения и администрацией района заключаются соглашения о передаче администрации МО «Светлогорский район» полномочий по отдельным вопросам ведения, в том числе и по содержанию дорог местного значения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования граждан подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Томашина Е.А., Швындиков В.Н., Бендатая Л.Н. являются собственниками жилых помещений, расположенных на улицах Нахимова и Прохладная муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск», зарегистрированы и проживают в этих помещениях (л.д. 15-20).
В соответствии с Законом Калининградской области от 02 ноября 2007 года № 182 «Об организации местного самоуправления на территории Светлогорского городского округа» территория муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» входит в состав муниципального образования «Светлогорский район» Калининградской области, а границы муниципального образования городское поселения «Город Светлогорск» определены так, что в него входят улицы Нахимова и Прохладная, расположенные в районе, так называемого поселка «Отрадное», имеющего историческое название, но не являющегося в настоящее время самостоятельным населенным пунктом в соответствии с вышеуказанным Законом Калининградской области и Уставом муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск».
Согласно фрагмента схемы из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и ситуационной схемы, улицы Нахимова и Прохладная соединены между собой и Калининградским проспектом (л.д. 78-85).
Как следует из представленных истцами фотографий, на проезжей части улицы Нахимова и улицы Прохладная лишь частично сохранилось асфальтовое покрытие (л.д. 21-26). Из пояснений истцов следует, что указанные дороги имеют множество неровностей, глубоких ям, разрушение асфальтового покрытия, по краям дороги поросли кустарником.
В целях выяснения вопросов о том, соответствует ли состояние дорог местного значения на улицах Нахимова и Прохладная в поселке Отрадное муниципального образования «Светлогорский район» Калининградской области условиям обеспечения безопасности дорожного движения, пригодны ли эти дороги для эксплуатации и нуждаются ли они в ремонте и каком именно, судом было назначено проведение судебной строительно-дорожной экспертизы.
В соответствии с заключением эксперта ООО «Декорум» <№> от 21 июня 2018 года состояние дорог местного значения на улицах Нахимова (от Калининградского проспекта до ул. Прохладная), Прохладная (от Калининградского проспекта до ул. Нахимова) муниципального образования «Светлогорский район» (городское поселение «Город Светлогорск») Калининградской области является аварийным и не соответствует условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Дальнейшая эксплуатация дорог, без проведения капитального ремонта с полным устранением выявленных дефектов- невозможна. Дороги на улицах Нахимова и Прохладная (на указанных участках) нуждаются в капитальном ремонте.
Как следует из заключения эксперта, дорожное покрытие указанных улиц не соответствует требованиям ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», поскольку имеет большое количество различных дефектов: отсутствие асфальтобетонного покрытия, грунтовое основание с большой «колейностью», по периметру проезжей части разбитый бетонный бордюр, отсутствие ливневой канализации, разбитые бетонные оголовники смотровых колодцев, отклонение крышек люков относительно уровня проезжей части более 2,0 см., отсутствие пешеходной части, насыщенность основания дороги почвенно-грунтовыми водами, многочисленные ямы, превышающие по длине 15 см, по ширине- 60 см и глубине- 5 см.
Учитывая имеющиеся дефекты и повреждения дорожных покрытий, можно сделать вывод, что дорожное покрытие улиц является аварийным, по эксплуатационному состоянию не соответствуют требованиям безопасности и, следовательно, непригодно для эксплуатации (л.д. 86-131).
Ответчик фактически согласен с доводами истцов о том, что дорожное покрытие указанных улиц не соответствует требованиям безопасного движения и нуждается в ремонте, не оспаривает выводы эксперта о характере дефектов и повреждений дорожного покрытия улиц, виде ремонтных работ.
Истцы, а также другие граждане, проживающие в районе указанных улиц, ранее неоднократно подавали в органы местного самоуправления как коллективные, так и индивидуальные обращения по вопросам проведения ремонта дорог на указанных улицах городского поселения «Город Светлогорск», что также не оспаривается ответчиками.
Истцами представлены такие обращения и ответы на них за 2014-2017 годы (л.д. 8-14, 56-62), из которых следует, что утвержденные на соответствующие годы бюджеты муниципального образования «Светлогорский район» не предусматривали расходов на разработку проектно-сметной документации и выполнение ремонта покрытий указанных улиц. Муниципальная целевая программа «Ремонт автомобильных дорог муниципального образования «Светлогорский район» на 2014-2018 г.г.» также не предусматривает проведение ремонта дорог по улицам Нахимова и Прохладная. В ответе от 21.08.2014 года на коллективное обращение граждан администрация указала, что капитальный ремонт улицы Нахимова будет включен в список на 2019 год, однако в последующих ответах, указание на это отсутствует.
07 сентября 2017 года и 17 апреля 2018 года ГИБДД МО МВД России «Светлогорский» по результатам составленных актов выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, в адрес главы администрации Светлогорского района были направлены предписания о проведении работ по восстановлению дорожного полотна на проезжей части дороги на ул. Нахимова в срок до 09.10.2017 г. и на ул. Прохладная в срок до 17.05.2018 года, однако ни каких мер по данным предписаниям органом местного самоуправления принято не было (л.д. 40-43, 63-66).
Суд полагает, что подобное бездействие ответчика- органа местного самоуправления, противоречит закону, нарушает права и интересы истцов, поскольку в месте постоянного жительства истцов существующие дороги по своему техническому состоянию и эксплуатационным характеристикам перестали отвечать требованиям безопасности дорожного движения и установленным техническим регламентам.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2).
Положениями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17). Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4 ст. 17). Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей (ч. 1 ст. 18).
Из содержания частей 9, 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений, муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения (муниципального района), за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1). Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (ч. 2).
Исходя из изложенного, обязанность по содержанию, текущему и капитальному ремонту дорог местного значения возлагается на органы местного самоуправления и за счет средств местного бюджета.
В соответствии с ежегодно заключаемыми администрацией муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» и администрацией муниципального образования «Светлогорский район» соглашений о передаче части полномочий, полномочия городского поселения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, вместе с объемом межбюджетных трансфертов и материальных ресурсов, передаются администрации муниципального образования «Светлогорский район».
Таким образом, обязанности по выполнению капитального и текущего ремонтов дорожного покрытия на вышеуказанных улицах должны быть возложены на администрацию муниципального образования «Светлогорский район».
При этом, суд полагает, что для выполнения указанных работ ответчику должен быть предоставлен разумный срок, который должен быть определен продолжительностью 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из возможного объема ремонтных работ, необходимости подготовки технической документации и определения подрядных организаций шестимесячный срок, о котором заявили истцы в судебном заседании, может быть признан разумным, с точки зрения наличия объективной возможности исполнения решения суда.
Кроме того, с заявлениями о необходимости проведения капитального ремонта дорожного покрытия граждане, проживающие на улицах Нахимова и Прохладная, неоднократно и систематически обращались в органы местного самоуправления с 2014 года, соответствующие предписания выносились органами ГИБДД, и у администрации МО «Светлогорский район» было достаточно времени для проверки доводов заявителей и принятию необходимого решения и организационных мер по его исполнению.
В то же время, срок продолжительностью не менее двух лет, о котором просил представитель ответчика, не может быть принят судом с учетом длительности нарушения прав граждан и продолжительного времени не осуществления необходимого ремонта дорог, наличия досудебных обращений истцов в органы местного самоуправления по вопросу ремонта дорог задолго до подачи иска в суд. Также суд учитывает, что в силу закона органы местного самоуправления обязаны ежегодно при утверждении местных бюджетов определять потребность в расходах на осуществление дорожной деятельности с учетом необходимости приведения дорог местного значения в состояние, отвечающее требованием технически регламентов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Томашиной Е.А., Швындикова В.Н., Бендатая Л.Н. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Светлогорский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт дорожного покрытия улицы Нахимова на участке от Калининградского проспекта до улицы Прохладная и улицы Прохладная на участке от Калининградского проспекта до ул. Нахимова, расположенных в муниципальном образовании городское поселение «Город Светлогорск», в целях приведения дорожного покрытия в соответствие с условиями обеспечения безопасности дорожного движения и пригодности для эксплуатации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 июля 2018 года.
Судья М.В. Аниськов
Дело № 2-309/18
Р Е Ш Е Н И Е(резолютивная часть)
именем Российской Федерации
город Светлогорск 17 июля 2018 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Аниськова М.В.
при секретаре Егоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томашиной Е.А., Швындикова В.Н., Бендатая Л.Н. к администрации муниципального образования «Светлогорский район» о понуждении к исполнению обязательств по ремонту и уходу за дорогами местного значения
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Томашиной Е.А., Швындикова В.Н., Бендатая Л.Н. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Светлогорский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт дорожного покрытия улицы Нахимова на участке от Калининградского проспекта до улицы Прохладная и улицы Прохладная на участке от Калининградского проспекта до ул. Нахимова, расположенных в муниципальном образовании городское поселение «Город Светлогорск», в целях приведения дорожного покрытия в соответствие с условиями обеспечения безопасности дорожного движения и пригодности для эксплуатации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Судья М.В. Аниськов