КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-249/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года город Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Лемех М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Рябовой Светланы Александровны к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калининградской области, с участием заинтересованных лиц администрации МО «Гвардейский городской округ», МИФНС России №10 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ :
Рябова С.А. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, после уточнения которого просила установить равной рыночной стоимости в размере 1 361 000 рублей по состоянию на 01 июня 2011 года кадастровую стоимость принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания – кирхи с кадастровым номером №, ссылаясь на то, что установленная постановлением Правительства Калининградской области от 10.01.2012 года № 7 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 50 000 000 рублей является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и влечет необоснованное завышение размера уплачиваемых ею налогов.
Рябова С.А., представители Правительства Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калининградской области, администрации МО «Гвардейский городской округ», МИФНС России №10 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Рябовой С.А. – Михайлов И.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, указав, что Гвардейским районным судом Калининградской области рассматривается административное дело по административному иску налогового органа о взыскании с Рябовой С.А. за налоговые периоды 2016, 2017 годов недоимки по налогу на имущество физических лиц, исчисленной из кадастровой стоимости здания кирхи в размере 50 000 000 рублей, в общей сумме составляющей 153 000 рублей, что существенно нарушает права административного истца, поскольку рыночная стоимость данного объекта недвижимого имущества многократно ниже его кадастровой стоимости.
Выслушав позицию представителя административного истца Михайлова И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что Рябова С.А. в порядке наследования с 15.07.2015 года является собственником нежилого здания – кирхи с кадастровым номером №, общей площадью 106,5 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Калининградской области от 10.01.2012 года № 7 утверждена кадастровая стоимость нежилого здания кирхи в размере 50 000 000 рублей; сведения внесены в ЕГРН 11.02.2012 года.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические лица могут обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что на день обращения административного истца с настоящим иском в суд постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области по состоянию на 01 января 2016 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ), статья 24.18, абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В обоснование правового интереса к оспариванию архивной кадастровой стоимости нежилого здания – кирхи с кадастровым номером № Рябова С.А. представила уведомление налогового органа о суммах налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2016, 2017 годы, исчисленных из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере 50 000 000 рублей, установленной постановлением Правительства Калининградской области от 10.01.2012 года № 7.
В данном случае права административного истца нарушаются в связи с необходимостью уплаты налога на имущество физических лиц за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая архивную кадастровую стоимость нежилого здания – кирхи с кадастровым номером № Рябова С.А. представила суду выполненный оценщиком Бощенко Г.О. отчет об оценке №068-09/2020, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего на праве собственности административному истцу нежилого здания по состоянию на 01.06.2011 года определена в размере 1 361 000 рублей.
Из содержания представленного административным истцом отчета об оценке следует, что при его подготовке оценщик использовал только затратный подход как наиболее применимый при оценке уникальных или специализированных объектов, которым трудно или невозможно подыскать рыночные аналоги.
Применение затратного подход дает достаточно обоснованную стоимость, так как он не связан с прогнозными данными и отражает реальную стоимость объекта оценки на дату исследования.
Отказ от использования сравнительного и доходного подходов к оценке вышеуказанного объекта недвижимости обоснован.
В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Рыночная стоимость объектов оценки, рассчитанная в рамках затратного подхода, составила по состоянию на 01.06.2011 года 1 361 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Неизбежные в процессе оценочной деятельности издержки для кадастровых правоотношений, обусловленные стоимостными расхождениями в оценке, если они не связаны исключительно с несправедливыми преимуществами или злоупотреблениями участников этих правоотношений, в приемлемых границах допустимы.
Поскольку доказательств недостоверности рыночной стоимости здания кирхи, определенной оценщиком Бощенко Г.О., ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, исследованный в судебном заседании отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и сомнений в правильности не вызывают, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания – кирхи с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости являются законными и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Рябовой С.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – кирхи с кадастровым номером № по состоянию на 01.06.2011 года в размере 1 361 000 рублей. Датой подачи административного иска считать 11 сентября 2020 года.
Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости после вступления в законную силу является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2020 года.
Судья Калининградского
областного суда А.В. Шкуратова