Решение по делу № 33-5410/2019 от 23.08.2019

Судья Ерчин Ю.Н.      Дело № 33-5410/2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Пунегова П.Ф., Юдина А.В.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 2 июля 2019 года, которым

отказано в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации муниципального района «Усть-Куломский», администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда в квартале 73, выдел 53, 70, 71 Кужбинского участкового лесничества ГУ «Усть-Куломское лесничество» на площади 2,2 га, разработать проект рекультивации в отношении земель лесного фонда и произвести мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский», администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда в квартале 73, выдел 53, 70, 71 Кужбинского участкового лесничества ГУ «Усть-Куломское лесничество» на площади 2,2 га, разработать проект рекультивации в отношении земель лесного фонда и произвести мероприятия по рекультивации нарушенных земель. В обоснование исковых требований указано, что на основании приказа № 335 от 11.12.2018 и планового задания от 12.12.2018 проведен осмотр лесного участка квартала 73 выдел 53,70,71 Кужбинского участкового лесничества, в ходе которого было обнаружено, что площадь расположенной в указанном квартале свалки превышает выделенную для данных целей территорию на 2,2 га и, как следствие, свалка частично размещена на землях лесного фонда (квартал 73 в выделе 53 – защитные полосы вдоль автодорог, в выделах 70, 71 защитные леса Кужбинского участкового лесничества). Общая площадь размещения отходов составила 4,2 га. Данный факт подтверждается актом осмотра, фотоматериалами и схемой расположения несанкционированной свалки.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Администрацией муниципального района «Усть-Куломский» представлены возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Установлено следующее.

Постановлением главы администрации Усть-Куломского района от 25.10.1993 №486 из земель Усть-Куломского лесхоза Кужбинского лесничества (квартал 73) изъят земельный участок площадью 2,0 га и предоставлен РПО «Ж.» в постоянное пользование для размещения свалки.

Согласно кадастровому паспорту, земельный участок площадью 20000 кв.м. имеет кадастровый номер <Номер обезличен> и отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального значения, с разрешенным использованием: для эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов. Адрес (описание местоположения): Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Усть-Кулом.

Постановлением главы муниципального района «Усть-Куломский» от 11.10.2006 № 585 прекращено право аренды земельного участка из земель промышленности, занятых полигонами твердых бытовых отходов Усть-Куломскому МУП «Р.» площадью 2,7 га, в том числе урочище «Свалка» 2,0 га; предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из категории земель промышленности, занимаемый свалкой твердых бытовых отходов администрации сельского поселения «Усть-Кулом» площадью 2,0 га, находящийся по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Усть-Кулом, 73 квартал Кужбинского лесничества ФГУ «Усть-Куломский лесхоз», урочище «Свалка».

В соответствии с Соглашением от 22.06.2018 с указанной даты и по 31.12.2027 сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми обеспечивает региональный оператор ООО «У.».

Согласно заключенному с региональным оператором ООО «У.» договору № 024/18 – РО от 20.09.2018 МУП «Север» СП «Усть-Кулом» осуществляет прием и транспортирование твердых коммунальных отходов в места передачи и размещения. Перегрузка твердых коммунальных отходов проходит на землях промышленности сельского поселения «Усть-Кулом» в 73 квартале Кужбинского лесничества.

Как следует из материалов дела, центральная свалка, расположена в квартале 73 Кужбинского участкового лесничества на выделенной площади 2,0 га, кроме того, на прилегающих участках лесного фонда в выделе 53, на защитных полосах вдоль автодорог, в выделах 70, 71 Кужбинского участкового лесничества также размещены отходы. Общая площадь размещения отходов составила 4,2 га.

Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Министерства. При этом исходил из того, что земельный участок в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ является федеральной собственностью, лицо, осуществившее несанкционированное размещение отходов, не установлено, доказательств того, что администрация муниципального района «Усть-Куломский» или администрация сельского поселения «Усть-Кулом» являются такими лицами, истцом не представлено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что лицами, виновными в несанкционированном размещении отходов на территории земельного участка в квартале 73, выдел 53, 70, 71 Кужбинского участкового лесничества ГУ «Усть-Куломское лесничество», являются администрация МР «Усть-Куломский» и администрация СП «Усть-Кулом» в результате непринятия ответчиками мер по недопущению расширения границ свалки, находящейся на подведомственной им территории, несостоятельны.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 указанного Закона).

Согласно статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Исходя из положений статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Положения пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статьями 51, 53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В частности, пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда.

Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, в силу статей 60.1 - 60.3 Лесного кодекса РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам), которая включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов; правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14).

Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).

В силу пунктов 2, 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Пунктом 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми таким органом согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого являются: обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов (пункты 5, 6, 8 и 12 пункта 9 Положения).

Согласно части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что возложение на органы местного самоуправления и/или органы исполнительной власти обязанности по созданию условий для устранения причиненного природным объектам вреда и обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории отходами возможно случае, если выявленный факт загрязнения не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным землепользователем, землевладельцем своих обязанностей по защите и охране земель или такое лицо не установлено.

В настоящем деле отсутствуют основания полагать, что ввиду бездействия ответчиков по контролю за имеющейся в прилегающей к территории истца свалкой стало возможным загрязнение бытовыми отходами земель лесного фонда, соответственно, меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, обязательным условием которой является наличие вины, применены быть не могут.

Поскольку лицо, виновное в загрязнении земель лесного фонда не установлено, обязанность по содержанию, защите и охране данного земельного участка в силу закона возлагается на истца.

Так, представленными истцом фотоматериалами подтверждается, что отходы представляют собой остатки пиломатериалов. Данный факт подтвержден представителем Министерства в судебном заседании, из пояснений которого следует, что они расположены на землях лесного фонда, а твердые бытовые отходы населения, за размещение которых отвечают органы местного самоуправления, погребены под слоем грунта.

Между тем никаких доказательств, подтверждающих тот факт, что ТБО погребены под слоем грунта на вверенных истцу землях, а равно загрязнения земель лесного фонда за счет разрастания имеющейся свалки, т.е. за счет отходов населения, истцом не представлено.

Напротив, в судебном заседании представитель истца пояснил, что на спорной территории размещено лесопильное производство, на территории лесного фонда осуществляли свою производственную деятельность различные юридические лица и в настоящее время земельный участок лесного фонда нуждается в рекультивации.

Так как земельный участок, на котором было выявлено несанкционированное складирование отходов, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, при этом лиц, осуществивших несанкционированное складирование отходов, не установлено, то суд правомерно не нашел предусмотренных законом оснований для возложения на ответчиков обязанности по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на территории земельного участка в квартале 73, выдел 53, 70, 71 Кужбинского участкового лесничества ГУ «Усть-Куломское лесничество», так как данная обязанность должна быть возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, осуществляющего в Республике Коми полномочия собственника земельных участков лесного фонда.

При таких обстоятельствах у ответчиков не возникло обязанности по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации этого земельного участка, так как такая обязанность в силу части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ может быть возложена только на те лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя).

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции, заявленной истцом в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции и влияли бы на правильность принятого судебного акта.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 2 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5410/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Минприроды Республики Коми
Ответчики
администрация МР Усть-Куломский
администрация СП Усть-Кулом
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Архарова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
05.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее