Дело №2-1796/2021
50RS0048-01-2021-001416-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2021 года г.о. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе
судьи Мироновой Ю.В.,
при секретаре Борисовой И.В.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело № 2-1796/21 по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ-Главному Управлению ПФР № 5 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии, обосновывая это тем, что решением об отказе в установлении пенсии № 200000043291/2161176/20 от 05.11.2020г. в назначении пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального страхового стажа.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, реализовав свое право на представителя, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Ответчик ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и МО в судебное заседание явился, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии № 200000043291/2161176/20 от 05.11.2020г.
Судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившегося истца, извещенного о времени и месте судебного заседания и представившего заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По смыслу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истецФИО3 обратилась 06.10.2020г. в Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по городу Москве иМосковской областис заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от28.12.2013№ 400?ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № 200000043291/2161176/20 от 05.11.2020г. ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Москве и Московской области, отказано в назначении страховой пенсии по старости.
В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО3, включены периоды работы общей продолжительностью 09 лет 08 месяцев 12 дней.
В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО3, не включены периоды работы с 30.08.1989г. по 01.01.1990г. продолжительностью 00л. 04 мес.02д. в должности участковой медсестры диспансерного отделения в Противотуберкулезном диспансере № 18, так как не подтверждена занятость непосредственным обслуживанием больных не менее 80% рабочего времени; с 25.12.2014г. по 20.07.2018г. продолжительностью 03г. 06 мес.26д. в должности медицинской сестры палатной в ГУ Детском доме-интернате для умственно отсталых детей <№ обезличен> ДСЗН г.Москвы (с 22.10.2015г. ГКУ г. Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Доверие»).
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от <дата> г. (далее ФЗ-400) досрочная трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Постановлением ФИО1 Министерств ФИО5 от <дата> г. № 10 утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Постановлением Правительства РФ от <дата> г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ-173.
Согласно п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от <дата> г. № 5, а также п. 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии...», утвержденных постановлением Правительством РФ № 516 от <дата> г., право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренными Списками, в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80 % рабочего времени.
Правительством РФ от <дата> г. № 665 утверждено Постановление «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствие со Списком № 2, утвержденным постановлением ФИО1 от 26.01.1991г. № 10, раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются: - Работники, непосредственно обслуживающие больных:
В домах - интернатах для психических больных, детских домах - интернатах для умственно - отсталых детей системы социального обеспечения (2260000г).
Отказывая истцу в назначении льготной страховой пенсии по старости, и включении в специальный стаж периода работы с <дата> по 20.07.2018г. Пенсионный фонд исходил из того, что страховые взносы по дополнительному тарифу с 25.12.2014г. на медицинских сестер палатных, в т.ч. на ФИО3 не перечислялись, а также согласно поступившего ответа СОУТ, утвержденная 25.12.2014г., медицинским сестрам палатным соответствует класс условий труда 2 «допустимые». Так же наименование ГКУ г.Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Доверие» ДТСЗН г.Москвы не предусмотрено Постановлением Правительства РФ <№ обезличен> от 29.10.2002г. и Списком №2 раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения».
Между тем, ответчиком не учтено, что справкой от 13.07.2020г. № 818 выданной ГКУ города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Доверие» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы подтверждено, что ФИО3 с 05.02.2007г. года работает в ГК Детский дом-интернат для умственно отсталых детей <№ обезличен> (переименовано в ГКУ города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Доверие» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы) в должности медицинской сестры палатной по настоящее время, обслуживая воспитанников с полным рабочим днем, при полной рабочей неделе, с надбавкой к заработной плате за особые условия труда и работу с тяжелым контингентом и за работу с вредными и опасными условиями труда. Имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет (28-ГД), а также в соответствии со ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» oт <дата>. <№ обезличен>-Ф3 на основании списка 2 раздела XXIУ шифра 2260000-Г (код 27-2) о чем, руководство ГКУ ЦССВ «Доверие» представило соответствующую справку в Пенсионный фонд и несет ответственность за выдачу данной справки на льготное пенсионное обеспечение по статье 28 Федерального Закона РФ № 400 от <дата> «О страховых пенсиях». В 2017 году проведена специальная оценка условий труда. Из числа рабочих мест, прошедших аттестацию, рабочее место ФИО3 отнесено к классу с вредными условиями труда.
Вместе с тем, в данной справке указано, что страховые взносы по дополнительному тарифу перечислены с <дата> по <дата>.
Согласно акта документальной проверки от <дата>, проведенной Пенсионным фондом, было выявлено, что по результатам специальной оценки условий труда, утвержденной <дата>, медицинским сестрам палатным соответствует класс условий труда 2 «допустимые» и страховые взносы по дополнительному тарифу с <дата> на медицинских сестер палатных, не перечисляются. С актом были ознакомлены и подписали его директор ГКУ ЦССВ «Доверие».
Вместе с тем, в материалы дела представлен акт проверки Государственной инспекции труда от <дата>, карта специальной оценки условий труда от <дата>, акт документальной проверки пенсионного фонда от <дата>.
В акте проверки Государственной инспекции труда от <дата> указано, что в ходе проверки проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ) в ГКУ ЦССВ «Доверие» в 2014 году выявлены нарушения и результаты СОУТ считать не подлежащими применению. Согласно экспертизы специальной оценки условий труда от <дата> проведена аттестация рабочего места медицинской сестры палатной, которым определен итоговый класс условий труда как 3.2.
В акте документальной проверки, проведенной Пенсионным фондом <дата>, также указано, что согласно представленным уставам ГКУ ДДИ и ГКУ ЦССВ «Доверие» как до переименования учреждения, так и после, медицинские работники ГКУ г.Москвы ЦССВ «Доверие» с <дата> (устав зарегистрирован <дата>) не могут пользоваться правом на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», а также наименование учреждение не предусмотрено Списком №2. Страховые взносы на медицинских сестер палатных перечислялись по <дата>.
Таким образом, уставом ГКУ г.Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Доверие» не предусмотрено осуществление деятельности в сфере предоставления социальных услуг по постоянному или временному проживанию детей и подростков, страдающих психическими расстройствами и не способных к обучению в общеобразовательных и специальных учебных заведениях системы образования, а также оказания им медико- социальной помощи, что было предусмотрено ранее Уставом ГКУ г.Москвы Детского дома-интерната для умственно отсталых детей <№ обезличен> (до переименования). То есть, не подтверждено главное условие, позволяющее отнести работу, выполнявшуюся истицей к работе, предусмотренной Списком №2, а именно, работа с психическими больными и умственно отсталыми детьми.
Кроме того, в соответствии с п.6 ст.30 Федерального закона <№ обезличен>, вступившего в силу с <дата>, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после <дата>, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Однако, справкой от 13.07.2020г., а также Актом документальной (выездной) проверки от <дата> подтверждается, что страховые взносы по дополнительному тарифу на медицинских сестер перечислялись за период по <дата>.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъясняется, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Юридически значимым обстоятельством для назначения досрочной пенсии и включения в специальный стаж периодов работы является, помимо указанных фактов, и факт уплаты страхователем дополнительных тарифов страховых взносов. Это прямо вытекает из п.3 ст.27 Федерального закона <№ обезличен>-Ф3, подлежащего применению к спорным правоотношениям, согласно которому периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после <дата>, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 421-ФЗ положения пункта 3 статьи 27 данного документа (в редакции Федерального закона от <дата> № 421-ФЗ) до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 данного документа, класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> N 421-ФЗ).
Таким образом, до проведения специальной оценки условий труда, за работниками, занятыми на работах, дающих право на досрочную пенсию, в том числе и на работах, предусмотренных Списком №2, сохраняется право на включение в специальный стаж таких периодов работы (даже если по результатам аттестации рабочих мест, проводимой работодателями в силу требований ст.209 ТК РФ в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения и социального развития РФ приказом <№ обезличен>н от 26.04.2011г.), только при условии уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным ст.58.3 Федерального закона <№ обезличен> –ФЗ.
В предоставленных работодателем истца индивидуальных сведениях, начиная с <дата> работодатель сдает сведения без указания кода льготы по Списку №2, то есть, отсутствует указание на особые условия труда (не проставлен код льготы), что является свидетельством того факта, что работодателем не подтверждается льготный характер работы истицы.
Однако, поскольку с учетом дополнительной проведенной оценки условий труда от <дата> об установлении медицинской сестре (палатной) класса опасности 3.2, а также с учетом того, что ГКУ г.Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Доверие» после переименования (утвержден Устав <дата>) не осуществляет вид деятельности, предусмотренный Списком №2, а именно, не является детским домом –интернатом для умственно отсталых детей системы социального обеспечения, то суд считает возможным включить в специальный стаж истца периоды работы в ГКУ г.Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Доверие» с <дата> г по <дата> г.
Как усматривается из письма Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением ФИО2 от <дата> г. N 1173 или Постановлением ФИО1 от <дата> г. N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до <дата> г. отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
В методических рекомендациях по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, утвержденных заместителем управляющего ГУ - Отделения ПФР по г.Москве и Московской области указано: при подтверждении постоянной занятости, отсутствии в Списках показателей характера работы и условий труда, наличии в трудовых книжках достаточных и достоверных сведений о производстве, профессии (должности) работника дополнительных документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не требуется (например, электросварщику ручной сварки, аккумуляторщику, газосварщику и др.)
Архивной справкой ГКУ «ЦАМД Москвы» от 13.07.2020г. № 39500/1/1919026-2020 подтверждается факт работы ФИО3 с 30.08.1989г. по 01.01.1990г. в должности участковой медицинской сестры диспансерного отделения Противотуберкулезного диспансера <№ обезличен>.
Таким образом указанный период также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, при включении спорных периодов страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составит более требуемых 10 лет, что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости, по основанию, предусмотренному п. 2 ч 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400–ФЗ «О страховых пенсиях».
С зачетом спорных периодов работы страховой стаж истца на день обращения в пенсионный орган достаточен для назначения страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 06.10.2020г.,(то есть с момента обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии).
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявлениеФИО3 к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по городу Москве и Московской области о назначении пенсии – удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда России № 5 по г. Москве иМосковской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО3 периоды:
30.08.1989г. по 01.01.1990г. в должности участковой медсестры диспансерного отделения в Противотуберкулезном диспансере № 18; с 25.12.2014г. по 22.10.2015г. в должности медицинской сестры палатной в ГУ Детском доме-интернате для умственно отсталых детей <№ обезличен> ДСЗН г.Москвы (с 22.10.2015г. ГКУ г. Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Доверие»).
Назначить страховую пенсию по старости по основаниям п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» с06.10.2020 года
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.
Судья: Ю.В. Миронова
Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2021 года.
Судья: Ю.В. Миронова