Дело № 2-1/2023 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Некрасовское 19 января 2023 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе судьи Шиховой Е.Ю., при секретаре Лисенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о взыскании имущественного вреда, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО3 о взыскании имущественного вреда, причиненного правонарушением, в размере 46 939,80 рублей, компенсации морального вреда 120 000,00 рублей.
В обоснование иска указано, что в период с 18.00 до 19.00 часов ДД.ММ.ГГГГ на территории дороги общего пользования, между домам № и № <адрес> истцу ответчиком умышленно нанесены побои, в результате которых причинены <данные изъяты>
По указанному факту ФИО2 обратился в правоохранительные органы, по результатам рассмотрения заявления, зарегистрированного в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ ОМВД по <адрес> ответчик был привлечён к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ. ФИО2 полагает, что указанными противоправными действиями ответчика ему причинен имущественный и моральный вред.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отделение стоматологии ФИО9 где при осмотре врачом были обнаружены: <данные изъяты> Было проведено <данные изъяты>. В связи с необходимостью направления на рентгенодиагностику ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ посетил стоматолога в ФИО1 после чего ему ДД.ММ.ГГГГ была проведена рентгенодиагностика в указанном медицинском центре.
В последующем ФИО2 проходил болезненные стоматологические процедуры в ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ с целью <данные изъяты>
До настоящего времени ФИО2 продолжает оказываться врачебная помощь, он вынужден находиться под постоянным наблюдением врача-стоматолога. В ходе лечения и дальнейшего наблюдения, помимо хирургических вмешательств, я подвергался лабораторным и инструментальным методам исследования, в том числе рентген. Лечение до настоящего времени сопровождается, как и в период послеоперационной реабилитации, постоянным контролем лабораторных показателей, приемом медицинских препаратов. До совершения в отношении него преступления он не имел повреждений челюстно-лицевого аппарата.
В настоящее время, несмотря на немолодой возраст, ФИО2 вынужден изменить свою жизнь: избегать физических нагрузок, напряжения, постоянно проходить курсы лечения и реабилитации, принимать целый комплекс различных по действию лекарственных средств по расписанию в различное время в течение дня, в том числе обезболивающие.
Помимо физических последствий и страданий, причинение ответчиком побоев причинило ФИО2 нравственные страдания, ощущение собственной незащищенности, тревоги и унижения.
В соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врачей в целях лечения последствий, вызванных совершенным в отношении истца правонарушением, им приобретены различные лекарственные средства, на общую сумму 36 949,80 рублей, а именно: по чеку ФИО от ДД.ММ.ГГГГ мирамистин раствор наружный, пантогам на сумму 1 444,00 рублей; по чеку ФИО от ДД.ММ.ГГГГ - ко-перинева таблетки, доброкам таблетки, глицин таблетки, календулы настойка на сумму 700,90 рубля; по чеку ФИО от ДД.ММ.ГГГГ - церетон капсулы, мексидол таблетки на сумму 2 344,90 рублей; по чеку ФИО от ДД.ММ.ГГГГ - валериана экстракт таблетки на сумму 60 рублей
Кроме того, с целью выполнения исследований, а именно, рентгенодиагностики истцом заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание платных медицинских услуг с ФИО7 стоимость услуг составила 800,00 рублей (чек ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ). По договору № об оказании медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФИО1 истец был на консультации у врача-стоматолога, в связи с чем им было уплачено 600,00 рублей (чек ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, истец был на консультации у врача-стоматолога ФИО5, и истцу была проведена <данные изъяты>, в связи с чем было уплачено 31 000,00 рублей (квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ).
Полагает, потраченная сумма - 36 949,80 рублей является имущественным вредом, находящимся в прямой причинно-следственной связи с противоправными действиями ответчика.
Таким образом, понесенный истцом в связи с совершенным в отношении него преступлением имущественный вред составляет в настоящее время 36 949,80 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ к судебным расходам относятся расходы на оплату услуг адвоката по ведению дела 10 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные исковые требования и доводы представителя поддержал, просил удовлетворить требования, пояснил, что в августовский вечер он вышел в свой огород за луком и чесноком для салата, и получил удар от человека, которому построил дом, с которым здоровались. ФИО2 с женой продали данный дом уже почти год назад из-за переживаний по сложившейся ситуации.
В судебном заседании представитель ФИО2 - ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что в части материальных расходов предоставлены чеки, которые подтверждают понесенные расходы именно на лечение. Характер лечения не является тактикой лечащего врача, это было неизбежно, потому что в том месте, где <данные изъяты>, он должен был <данные изъяты>, поэтому ему пришлось <данные изъяты>, главный врач прописывает это в своем документе.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, судом извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилось, судом извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представило.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании по событию ДД.ММ.ГГГГ показал, что видел как ФИО2 стоял за воротами, когда к нему от соседнего дома быстро подошел мужчина, резко ударил его <данные изъяты>, схватил за рубашку и повалил на землю. Со слов ФИО2 ему стало известно, что это был сосед. ФИО2 после произошедшего сказал, что у него <данные изъяты>
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, заключение прокурора, полагавшего удовлетворению исковые требования о взыскании компенсации материального вреда в сумме, подтвержденной кассовыми чеками в совокупности с назначениями лечащего врача, компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 № 32-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова» следует, что по смыслу пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 ГК Российской Федерации обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина, прежде всего права частной собственности.
На основании ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В судебном заседании установлено и подтверждается вступившим в законную силу постановлением Некрасовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, которым ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей, судом действия ФИО3 квалифицированы по ст. 6.1.1 КоАП РФ как совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 00 минут ФИО3, находясь по адресу <адрес>, между домами № и № совершил в отношении ФИО2 иные насильственные действия, нанес <данные изъяты> ФИО2, от чего последний испытал физическую боль.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 имелись: <данные изъяты> которые не повлекли расстройства здоровья (вреда здоровью). Вышеуказанные повреждения могли возникнуть от однократного воздействия тупого твердого предмета в срок, указанный в постановлении.
Истцом ФИО2 в подтверждение суммы материального ущерба в материалы дела представлены платежные документы об оплате: медицинских препаратов на сумму 4549 рублей 80 копеек, рентгенодиагностики - 800 рублей, приема стоматолога – 600 рублей, протезирования зубов – 31 000 рублей. Общая сумма понесенных расходов составляет 36 949 рублей 80 копеек.
Однако, согласно выписки от ДД.ММ.ГГГГ из амбулаторной карты больного ФИО2, подписанной главным врачом ФИО9 ФИО8, вследствие причиненной травмы ФИО2 было назначено следующее лечение: мексидол, церитон, глицин, пантогам, доброкам, мираместин местно, ко-перенева. Стоимость указанных медицинских препаратов, согласно представленных истцом чеков об оплате, составляет 4 109 рублей 80 копеек.
Обязательства по возмещению вреда ФИО3 обусловлены причинной связью между совершенным им противоправным деянием и наступившим вредом.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика ФИО3 в пользу истца ФИО2 денежные средства в счет возмещения материального ущерба в размере 36 509 рублей 80 копеек (стоимость: медицинских препаратов - 4 109 рублей 80 копеек, рентгенодиагностики - 800 рублей, приема стоматолога – 600 рублей, протезирования зубов – 31 000 рублей).
Истцом ФИО2 также заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 120 000 рублей.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину личные нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанности денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту. Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33).
Действиями ФИО3 ФИО2 был причинен моральный вред, причинение физической боли повлекло для него физические и нравственные страдания.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает изложенные обстоятельства причинения вреда, период нахождения ФИО2 на лечении, личность ФИО2, в связи с чем считает подлежащими удовлетворению требования ФИО2 о компенсации морального вреда частично, в размере 50 000 рублей.
Также истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, несение которых документально подтверждено. Суд, учитывая объем оказанных услуг, полагает указанный размер разумным, по основаниям ст. 100 ГПК РФ, взыскивает в пользу ФИО2 с ФИО3 расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 (паспорт гражданина РФ №) удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3 (паспорт гражданина РФ №) в пользу ФИО2 денежные средства в счет возмещения материального ущерба в размере 36 509 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда 50 000 рублей, судебные расходы в размере 10 000 рублей, а всего 96 509 рублей 80 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 в остальной части отказать.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в бюджет Некрасовского муниципального района Ярославской области в размере 1 595 рублей 29 копеек.
На решение в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть подана жалоба в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Некрасовский районный суд.
Судья Е.Ю.Шихова