САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-22832/2019 |
Судья: Емельяненко Е.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего |
Бутковой Н.А. |
Судей |
Азовцевой О.А., Бушковской Л.В. |
с участием прокурора |
Мазиной О.Н. |
при секретаре |
Кузнецовой К.Г. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2019 года апелляционную жалобу Ермолова А. Ю. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2019 года по административному делу № 2а-6277/2019 по административному иску Тарасовой Полины Андреевны к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя административного истца Тарасовой П.А. – Курбатова И.И., заключение прокурора, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тарасова П.А. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором, с учетом уточнения, просила отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 (далее – ИКМО № 21) от 16 июля 2019 года № 2019/15-12 «О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу № 59 Ермолова А. Ю.».
В обоснование заявленных требований истец Тарасова П.А. указала, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 16 июля 2019 года Ермолов А.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу № 59, которое, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку Ермоловым А.Ю. не представлено надлежащее решение о его выдвижении избирательным объединением, которое должно быть принято в форме постановления, первый финансовый отчет, в заявлении о согласии баллотироваться не указаны сведения о квалификации.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2019 года административный иск Тарасовой П.А. удовлетворен: признано незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 16.07.2019 № 2019/15-12 «О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу №59 Ермолова А. Ю.».
В апелляционной жалобе Ермолов А.Ю. просит решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2019 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Тарасова П.А., представитель административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21, представитель заинтересованного лица Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», заинтересованное лицо Ермолов А.Ю. не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, административный истец направил в судебное заседание своего представителя, имеющего надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
Из материалов дела следует, что решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 18 июня 2019 года № 11 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №21 шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решением ИКМО № 21 от 17 июля 2019 года № 2019/16-2 Тарасова П.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу №59.
Решением ИКМО № 21 от 16 июля 2019 года № 2019/15-12 Ермолов А.Ю. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу №59.
В силу пункта 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, или иным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
В соответствии со статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 названного Закона выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее – Закон о политических партиях).
Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 и пункте 3 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.
В силу пункта 7 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 названного Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 данного Закона, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.
Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, решение о выдвижении кандидата, указанное в приведённом выше подпункте "в" пункта 7 этой же статьи Закона Санкт-Петербурга, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
Анализируя оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение избирательного объединения о выдвижении кандидата соответствует требования закона, оно содержит указание на место проведения мероприятия по выдвижению кандидата – Санкт-Петербург.
Судебная коллегия полагает верным данный вывод суда первой инстанции, поскольку он подтверждается имеющимися в материалах личного дела: нотариально удостоверенной копией документа о государственной регистрации регионального отделения КПРФ, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; решением регионального объединения о создании местных (районных) отделений; решением общего собрания (пленума) структурного подразделения политической партии, о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу (от 25.06.2019), согласованное с Бюро Комитета Санкт-Петербургского отделения КПРФ (региональное отделение (подразделение) КПРФ) во исполнение пункта 5.8 Устава КПРФ.
Также судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о соблюдении формы принятия решения о выдвижении кандидата в депутаты, поскольку в данном случае понятия «решение» и «постановление» имеют тождественное значение, в связи с чем оформление решения о выдвижении кандидата именно решением, а не постановлением не свидетельствует о его незаконности.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о несоответствии заявления о согласии баллотироваться требованиям ст. 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, поскольку Ермоловым А.Ю. в данном заявлении не указаны сведения о присвоении ему по результатам прохождения программы высшего профессионального образования профессиональной квалификации.
Согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата (утвержденных Постановлением от 11 июня 2014 года № 235/1488-6) в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункт 1).
Из изложенного следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться на выборах определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, в частности, дипломом, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.
Ермолов А.Ю. в заявлении в ИКМО о согласии баллотироваться указал сведения о профессиональном образовании – профессиональное образование, Петербургский государственный университет путей сообщения, год окончания - 1994, диплом ЭВ №..., что, исходя из положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является достаточным.
В подтверждение сведений об образовании Ермоловым А.Ю. представлена копия диплома, в котором содержатся необходимые реквизиты и сведения о квалификации. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждены материалами дела.
С учетом вышеизложенного факт не указания в заявлении квалификации нельзя считать нарушением законодательства, влекущим незаконность принятия решения о регистрации кандидата, является верным.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции также указал, что Ермоловым А.Ю. в избирательную комиссию не представлен надлежащим образом оформленный первый финансовый отчет.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено предоставление кандидатом с иными документами для регистрации первого финансового отчета.
В данном случае такая обязанность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда. При этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчета.
Согласно пункту 14 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга №... порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июня 2019 года N 100-4 "О Методических рекомендациях о порядке учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено, что кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный пунктом 2 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга, представляет в Комиссию в бумажном и машиночитаемом виде первый финансовый отчет по форме согласно приложению N 6 к настоящим Методическим рекомендациям о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств
избирательного фонда. При этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчета. Вышеуказанной формой предусмотрено подтверждение правильности сведений, указанных в финансовом отчете, подписью кандидата
В апелляционной жалобе Ермолов А.Ю. ссылается, что представленный им первый финансовый отчет соответствует предъявляемым требованиям, им подписан.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией исследован подлинник личного дела кандидата Ермолова А.Ю., содержащий, в том числе, представленный в ИКМО первый финансовый отчет, который соответствует форме, утвержденной вышеназванным решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
То обстоятельство, что подпись кандидата, удостоверяющая правильность указанных в отчете сведений, расположена на сшивке листов данного отчета, по мнению судебной коллегии, не свидетельствует о неподписании данного отчета и непредставлении его в избирательную комиссию, не может быть оценено, как грубое нарушение избирательного законодательства, влекущее признание незаконным решения о регистрации кандидата.
Таким образом, постановленное судом решение об удовлетворении требований Тарасовой П.А. о признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 (далее – ИКМО № 21)от 16 июля 2019 года № 2019/15-12 «О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу № 59 Ермолова А. Ю.», не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда об удовлетворении требований иска подлежит отмене. В иске надлежит отказать по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2019 года отменить.
В удовлетворении требований административного иска Тарасовой П. А. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 о признании незаконным решения отказать.
Председательствующий
Судьи