Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
09 июля 2024 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Селивёрстовой Е.Д.,
при секретаре судебного заседания – Шматко А.Д.,
с участием: истца – Ланцовой Н.М..
представителя ответчика – Кульбауха Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Ланцовой Н. М. к Товариществу собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Вега», третье лицо – Управление Федеральной Налоговой Службы России по городу Севастополю, о признании недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ обратилась с иском в суд, в котором просит признать недостоверными сведения в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Товариществу собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Вега» (далее по тексту – Товарищество), оформленные записью от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН 2209200298932, записью от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН 2219200017595.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка №, расположенного в границах Товарищества. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принято решение о реорганизации кооператива в форме преобразования в Товарищество собственников садоводческое некоммерческое товарищества «Вега», утвержден Устав Товарищества. Принятое решение оформлено протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, подписано председателем собрания Тупиковой А.В. и секретарем Ланцовой Н.М. и протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, подписан председателем собрания Захаровой Т.М. и Ковалевой Ю.А. Общим собранием ДД.ММ.ГГГГ председателем правления была выбрана Захарова Т.М. По мнению истца, Захаровой Т.М. ДД.ММ.ГГГГ при регистрации себя, как председателя товарищества, были предоставлены недостоверные сведения, протокол не предоставлялся. В дальнейшем, записью от ДД.ММ.ГГГГ предоставила в УФНС недостоверные сведения – копию протокола общего собрания членов ПК «СТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ о якобы принятом решении – переименовать кооператив в ТСН «СНТ «Вега». На основании данного протокола был зарегистрирован новый Устав. Однако на указанном собрании было принято решение о реорганизации кооператива, а не о переименовании. Поскольку данные обстоятельства, по мнению истца, нарушают её права и права членов Товарищества оплачивать взносы в установленном законом порядке – на счет юридического лица с организационно-правовой формой – садоводческое некоммерческое товарищества, она вынуждена была обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что доводы о якобы незаконном переименовании ПК «СТ «Вега» в ТСН «СНТ «Вега» и злоупотреблениях со стороны председателя уже ранее были предметом исследования в Ленинском районном суде города Севастополя по гражданскому делу №; название Товарищества содержит как организационно-правовая форма и его вид; ДД.ММ.ГГГГ общее собрание членов товарищества избрало председателем товарищества Захарову Т.М., при этом сведения об избрании нового представителя товарищества подавал прошлый председатель; истцом представлен протокол, составленный им самостоятельно в качестве секретаря общего собрания, не соответствующий оригиналу.
Представитель третьего лица Медведева И.Г. в судебное заседание не явилась, предоставила пояснения, согласно которым указала, что в полномочия налогового органа не входит оценка подлинности предоставляемых заявителями сведений, ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по г. Севастополю Товариществом предоставлено заявление по форме Р13014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице. ДД.ММ.ГГГГ на основании представленного пакета документов внесены записи об изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ о возложении полномочий руководителя юридического лица на председателя Захарову Т.М.
Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности в совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ланцовой Н.М. с 2010 года на праве собственности принадлежит земельный участок № (кадастровый 90:01:005006:60) площадью 859 кв.м., расположенный в границах землепользования СТ «Вега».
Как следует из устава ТСН «СНТ «Вега», последнее создано в соответствии с ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для: 1) создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества.
Из представленной истцом копии протокола № общего собрания членов ПК «СТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в повестке дня под номером 2 стоит вопрос «О реорганизации кооператива в форме преобразования в Товарищество собственников недвижимости в виде садоводческого некоммерческого товарищества «Вега». Утверждение устава. По данному вопросу единогласно принято положительное решение всеми 31 присутствующими членами кооператива.
Сведений о внесении изменений в ЕГРЮЛ на основании данного протокола не имеется.
Согласно представленной истцом копии протокола № общего собрания членов ПК «СТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ, на котором присутствовали 26 членов кооператива из 41 члена, под номерами 2 и 3 указаны вопросы: «О реорганизации Кооператива»; «Об утверждении Устава Товарищества», за которые единогласно присутствующие проголосовали «за».
При этом, как следует из представленного налоговой регистрационного дела, ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по г. Севастополю ТСН «СНТ «Вега» представлено заявление по форме Р13014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Согласно заявлению, в ЕГРЮЛ подлежали внесению сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.
УФНС России по г. Севастополю ДД.ММ.ГГГГ на основании представленного пакета документов внесены записи об изменении сведений о юридического лице, содержащихся в ЕГРЮЛ и возложении полномочий руководителя юридического лица на председателя Захарову Т. М..
К пакету документов была приложена выписка из Протокола № внеочередного Общего собрания членов ПК «СТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ, оригинал которого обозревался в судом при рассмотрении дела, согласно которым в повестке дня значится вопрос «О переименовании Кооператива и утверждении Устава в новое редакции».
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества являются юридическими лицами.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.
Согласно подпункту "л" пункта 1 и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Федерального закона N 129-ФЗ), юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган об изменении сведений о своем единоличном исполнительном органе, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о регистрации № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 18 Закона о регистрации № 129-ФЗ).
Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Законом (п. 4 ст. 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ).
У регистрирующего органа отсутствует право на проверку правомерности представленных документов и содержащихся в представленных документах сведений, за исключением случаев, предусмотренных п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ.
В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4.3 Закона о регистрации N 129-ФЗ).
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц (п. 4.4 Закона о регистрации N 129-ФЗ).
При таких обстоятельствах, регистрирующий орган – УФНС России по г. Севастополю правомерно действовал на основании представленных ответчиком документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством, при этом, каких-либо оснований усомниться в действительности предоставляемых документов не имел.
При этом, истцом заявлены требования к ТСН «СНТ «Вега», фактически о несогласии с принятым на общем собрании решением о переименовании потребительского кооператива в товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество.
Частями 1, 3, 4 ст. 181.4 ГК РФ установлено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2).
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", к существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения ее прав указанными в иске обстоятельствами по переименованию потребительского кооператива.
Кроме того, до вступления в силу Закона № 217-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества, осуществлялось в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Законом № 66-ФЗ предусматривались следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, создаваемых в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства:
садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество;
садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство;
садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив.
Законом № 217-ФЗ предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости в двух видах: садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
В целях недопущения ухудшения положения граждан, которые ранее создали некоммерческие организации в организационно-правовых формах, не предусмотренных Законом № 217-ФЗ, частью 1 статьи 54 Закона № 217-ФЗ предусмотрено, что реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ, не требуется, за исключением случаев, установленных указанной статьей.
Единственный такой случай установлен частью 4 статьи 54 Закона № 217-ФЗ, согласно которой созданные до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости в случае принятия такого решения общим собранием членов такого кооператива.
Принимая во внимание, что такая форма как кооператив не соответствует предусмотренным Законом № 217-ФЗ целям и задачам, в рамках которых осуществляется ведение садоводства и огородничества, переходными положениями Закона № 217-ФЗ установлена возможность их преобразования в товарищества собственников недвижимости.
Положения указанной нормы направлены на обеспечение перехода к новому правовому регулированию и не вводят оснований для преобразования иных видов кооперативов в товарищество собственников недвижимости.
Таким образом, что в целях реализации положений частей 1 - 6 статьи 54 Закона № 217-ФЗ реорганизация не требуется для:
садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ;
садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств;
дачного потребительского кооператива.
Указанные организации приводят свои учредительные документы, а также наименования в соответствие со статьями 1 - 28 Закона № 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов таких организаций (часть 5 статьи 54 Закона № 217-ФЗ).
При указанных обстоятельствах, реорганизация ПК «СТ «Вега» не требуется, а учредительные документы были приведены в соответствии с действующим законодательством путем переименование данного кооператива.
Учитывая изложенное, судом в ходе рассмотрения дела не установлено злоупотребление со стороны председателя либо правления ТСН «СНТ «Вега», в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 ГПК РФ К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу приведенной нормы, закон предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов на оплату услуг представителя тогда, когда признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, и является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя.
Судом установлено, что по данному делу ответчиком понесены расходы в сумме 20000,00 рублей, что подтверждается соглашением об оказании юридической помощи, представленному платежному поручению.
В соответствии с пунктом 4 ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора.
Вместе с тем, условия заключенного договора не должны нарушать права второй стороны в гражданском процессе, принцип соблюдения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
С учетом сложности настоящего дела, количества проведенных по делу судебных заседаний, в которых представитель ответчика принимал участие (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), фактической работы представителя по делу, а также с учетом принципа разумности, суд признает разумными понесенные расходы по оплате услуг представителя в рамках рассмотренного дела в размере - 15000,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Ланцовой Н. М. к Товариществу собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Вега», третье лицо – Управление Федеральной Налоговой Службы России по городу Севастополю, о признании недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Ланцовой Н. М. (паспорт РФ 4005 057083) в пользу Товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Вега» (ИНН 9201503473) расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья – (подпись)
Копия верна:
Судья Балаклавского районного суда
города Севастополя Е.Д.Селивёрстова
Оригинал постановления (решения, определения) находится в материалах дела № в Балаклавском районном суде города Севастополя.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Балаклавского районного суда
города Севастополя Е.Д.Селивёрстова
Копия изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.