Решение по делу № 2-1595/2024 от 10.04.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

09 июля 2024 года                                                                                город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Селивёрстовой Е.Д.,

при секретаре судебного заседания – Шматко А.Д.,

с участием: истца – Ланцовой Н.М..

представителя ответчика – Кульбауха Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Ланцовой Н. М. к Товариществу собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Вега», третье лицо – Управление Федеральной Налоговой Службы России по городу Севастополю, о признании недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ обратилась с иском в суд, в котором просит признать недостоверными сведения в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Товариществу собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Вега» (далее по тексту – Товарищество), оформленные записью от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН 2209200298932, записью от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН 2219200017595.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка , расположенного в границах Товарищества. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принято решение о реорганизации кооператива в форме преобразования в Товарищество собственников садоводческое некоммерческое товарищества «Вега», утвержден Устав Товарищества. Принятое решение оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, подписано председателем собрания Тупиковой А.В. и секретарем Ланцовой Н.М. и протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, подписан председателем собрания Захаровой Т.М. и Ковалевой Ю.А. Общим собранием ДД.ММ.ГГГГ председателем правления была выбрана Захарова Т.М. По мнению истца, Захаровой Т.М. ДД.ММ.ГГГГ при регистрации себя, как председателя товарищества, были предоставлены недостоверные сведения, протокол не предоставлялся. В дальнейшем, записью от ДД.ММ.ГГГГ предоставила в УФНС недостоверные сведения – копию протокола общего собрания членов ПК «СТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ о якобы принятом решении – переименовать кооператив в ТСН «СНТ «Вега». На основании данного протокола был зарегистрирован новый Устав. Однако на указанном собрании было принято решение о реорганизации кооператива, а не о переименовании. Поскольку данные обстоятельства, по мнению истца, нарушают её права и права членов Товарищества оплачивать взносы в установленном законом порядке – на счет юридического лица с организационно-правовой формой – садоводческое некоммерческое товарищества, она вынуждена была обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что доводы о якобы незаконном переименовании ПК «СТ «Вега» в ТСН «СНТ «Вега» и злоупотреблениях со стороны председателя уже ранее были предметом исследования в Ленинском районном суде города Севастополя по гражданскому делу ; название Товарищества содержит как организационно-правовая форма и его вид; ДД.ММ.ГГГГ общее собрание членов товарищества избрало председателем товарищества Захарову Т.М., при этом сведения об избрании нового представителя товарищества подавал прошлый председатель; истцом представлен протокол, составленный им самостоятельно в качестве секретаря общего собрания, не соответствующий оригиналу.

Представитель третьего лица Медведева И.Г. в судебное заседание не явилась, предоставила пояснения, согласно которым указала, что в полномочия налогового органа не входит оценка подлинности предоставляемых заявителями сведений, ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по г. Севастополю Товариществом предоставлено заявление по форме Р13014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице. ДД.ММ.ГГГГ на основании представленного пакета документов внесены записи об изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ о возложении полномочий руководителя юридического лица на председателя Захарову Т.М.

Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности в совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ланцовой Н.М. с 2010 года на праве собственности принадлежит земельный участок (кадастровый 90:01:005006:60) площадью 859 кв.м., расположенный в границах землепользования СТ «Вега».

Как следует из устава ТСН «СНТ «Вега», последнее создано в соответствии с ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для: 1) создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества.

Из представленной истцом копии протокола общего собрания членов ПК «СТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в повестке дня под номером 2 стоит вопрос «О реорганизации кооператива в форме преобразования в Товарищество собственников недвижимости в виде садоводческого некоммерческого товарищества «Вега». Утверждение устава. По данному вопросу единогласно принято положительное решение всеми 31 присутствующими членами кооператива.

Сведений о внесении изменений в ЕГРЮЛ на основании данного протокола не имеется.

Согласно представленной истцом копии протокола общего собрания членов ПК «СТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ, на котором присутствовали 26 членов кооператива из 41 члена, под номерами 2 и 3 указаны вопросы: «О реорганизации Кооператива»; «Об утверждении Устава Товарищества», за которые единогласно присутствующие проголосовали «за».

При этом, как следует из представленного налоговой регистрационного дела, ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по г. Севастополю ТСН «СНТ «Вега» представлено заявление по форме Р13014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Согласно заявлению, в ЕГРЮЛ подлежали внесению сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.

УФНС России по г. Севастополю ДД.ММ.ГГГГ на основании представленного пакета документов внесены записи об изменении сведений о юридического лице, содержащихся в ЕГРЮЛ и возложении полномочий руководителя юридического лица на председателя Захарову Т. М..

К пакету документов была приложена выписка из Протокола внеочередного Общего собрания членов ПК «СТ «Вега» от ДД.ММ.ГГГГ, оригинал которого обозревался в судом при рассмотрении дела, согласно которым в повестке дня значится вопрос «О переименовании Кооператива и утверждении Устава в новое редакции».

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества являются юридическими лицами.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.

Согласно подпункту "л" пункта 1 и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Федерального закона N 129-ФЗ), юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган об изменении сведений о своем единоличном исполнительном органе, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о регистрации № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 18 Закона о регистрации № 129-ФЗ).

Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Законом (п. 4 ст. 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ).

У регистрирующего органа отсутствует право на проверку правомерности представленных документов и содержащихся в представленных документах сведений, за исключением случаев, предусмотренных п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ.

В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона о регистрации N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4.3 Закона о регистрации N 129-ФЗ).

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц (п. 4.4 Закона о регистрации N 129-ФЗ).

При таких обстоятельствах, регистрирующий орган – УФНС России по г. Севастополю правомерно действовал на основании представленных ответчиком документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством, при этом, каких-либо оснований усомниться в действительности предоставляемых документов не имел.

При этом, истцом заявлены требования к ТСН «СНТ «Вега», фактически о несогласии с принятым на общем собрании решением о переименовании потребительского кооператива в товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество.

Частями 1, 3, 4 ст. 181.4 ГК РФ установлено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2).

Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", к существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.

Истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения ее прав указанными в иске обстоятельствами по переименованию потребительского кооператива.

Кроме того, до вступления в силу Закона № 217-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества, осуществлялось в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Законом № 66-ФЗ предусматривались следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, создаваемых в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства:

садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество;

садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство;

садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив.

Законом № 217-ФЗ предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости в двух видах: садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

В целях недопущения ухудшения положения граждан, которые ранее создали некоммерческие организации в организационно-правовых формах, не предусмотренных Законом № 217-ФЗ, частью 1 статьи 54 Закона № 217-ФЗ предусмотрено, что реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ, не требуется, за исключением случаев, установленных указанной статьей.

Единственный такой случай установлен частью 4 статьи 54 Закона № 217-ФЗ, согласно которой созданные до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости в случае принятия такого решения общим собранием членов такого кооператива.

Принимая во внимание, что такая форма как кооператив не соответствует предусмотренным Законом № 217-ФЗ целям и задачам, в рамках которых осуществляется ведение садоводства и огородничества, переходными положениями Закона № 217-ФЗ установлена возможность их преобразования в товарищества собственников недвижимости.

Положения указанной нормы направлены на обеспечение перехода к новому правовому регулированию и не вводят оснований для преобразования иных видов кооперативов в товарищество собственников недвижимости.

Таким образом, что в целях реализации положений частей 1 - 6 статьи 54 Закона № 217-ФЗ реорганизация не требуется для:

садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ;

садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств;

дачного потребительского кооператива.

Указанные организации приводят свои учредительные документы, а также наименования в соответствие со статьями 1 - 28 Закона № 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов таких организаций (часть 5 статьи 54 Закона № 217-ФЗ).

При указанных обстоятельствах, реорганизация ПК «СТ «Вега» не требуется, а учредительные документы были приведены в соответствии с действующим законодательством путем переименование данного кооператива.

Учитывая изложенное, судом в ходе рассмотрения дела не установлено злоупотребление со стороны председателя либо правления ТСН «СНТ «Вега», в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

По смыслу приведенной нормы, закон предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов на оплату услуг представителя тогда, когда признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, и является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя.

Судом установлено, что по данному делу ответчиком понесены расходы в сумме 20000,00 рублей, что подтверждается соглашением об оказании юридической помощи, представленному платежному поручению.

В соответствии с пунктом 4 ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора.

Вместе с тем, условия заключенного договора не должны нарушать права второй стороны в гражданском процессе, принцип соблюдения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.

С учетом сложности настоящего дела, количества проведенных по делу судебных заседаний, в которых представитель ответчика принимал участие (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), фактической работы представителя по делу, а также с учетом принципа разумности, суд признает разумными понесенные расходы по оплате услуг представителя в рамках рассмотренного дела в размере - 15000,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Ланцовой Н. М. к Товариществу собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Вега», третье лицо – Управление Федеральной Налоговой Службы России по городу Севастополю, о признании недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц – оставить без удовлетворения.

Взыскать с Ланцовой Н. М. (паспорт РФ 4005 057083) в пользу Товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Вега» (ИНН 9201503473) расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья – (подпись)

Копия верна:

Судья Балаклавского районного суда

города Севастополя                                              Е.Д.Селивёрстова

Оригинал постановления (решения, определения) находится в материалах дела в Балаклавском районном суде города Севастополя.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Балаклавского районного суда

города Севастополя                                                                         Е.Д.Селивёрстова

Копия изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

2-1595/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ланцова Наталья Михайловна
Ответчики
ТСН СНТ «Вега»
Другие
Управление ФНС России по городу Севастополю
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Селивёрстова Екатерина Дмитриевна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее