Решение по делу № 33-218/2019 от 13.12.2018

Дело № 2-510/18 Председательствующий –судья Чернигина А.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-218/19(4482/2018)

гор. Брянск 05 февраля 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей областного суда Ильюхиной О.Г., Сокова А.В.,

при секретаре Раковской И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «ОТСЖ» на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 28 сентября 2018 года по иску Скорыниной Н.И. к ООО «ОТСЖ» о защите прав потребителей.

Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения представителя ООО «ОТСЖ» Семенцова Е.В., возражения Скорыниной Н.И. и представителя МУП гор. Дятьково водопроводно-канализационного хозяйства Шепыревой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Скорынина Н.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что принадлежащей ей на праве собственности квартире расположенной по адресу: Брянская область, гор. Дятьково, <адрес>, установлен индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения, по показаниям которого производится оплата коммунальных услуг. 25.10.2017г. в её адрес от управляющей компании ООО «ОТСЖ» поступило сообщение о необходимости в срок до 30.10.2017г. произвести поверку указанного счетчика. В 28.10.2017г. она приобрела новый счетчик для замены. В воскресение 29.10.2017г. в связи с протечкой холодной воды счетчик был самостоятельно демонтирован и заменен на новый, в связи с чем пришлось сорвать пломбу со старого счетчика, о чем она 30.10.2017г. по телефону сообщила в управляющую организацию и просила провести опломбировку нового прибора учета. В этот же день работники ОТСЖ опломбировали новый счетчик и одновременно составили акт проверки показаний приборов учета коммунальных услуг, целостности пломб и антимагнитных индикаторов, в котором было указано на отсутствие пломбы на старом приборе учета, в связи с самостоятельным снятием ее истцом. В ноябре 2017г. в квитанции об оплате коммунальных услуг была указана задолженность за холодную воду и канализацию в размере 10642 рублей 49 копеек, начисленная исходя из нормативов потребления услуг с применением повышающего коэффициента 10. Считая, акт и начисленную на его основании задолженность, незаконными, истец просила суд признать недействительным акт проверки показаний приборов учета коммунальных услуг, целостности пломб и антимагнитных индикаторов от 30.1.02017г., обязать ответчика произвести перерасчет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 10000 рублей.

Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 28 сентября 2018 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал акт проверки показаний приборов учета коммунальных услуг, целостности пломб и антимагнитных индикаторов от 30.10.2017г., недействительным, обязал ООО «ОТСЖ» произвести перерасчет начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ноября 2017г. по август 2018г., взыскал с ООО «ОТСЖ» в пользу Скорыниной Н.И. компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей, а так же судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 5000 рублей и в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе директор ООО «ОТСЖ» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что судом при вынесении решения неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё в порядке ст.327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Скорынина Н.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Протоколом общего собрания собственников помещений <адрес> от 30.06.2016г. выбран способ управления многоквартирным домом и управляющая организация ООО «ОТСЖ».

На основании данного протокола, 30.03.2016г. заключен договор на управление многоквартирным домом.

В соответствии с п.6.2 и 5.2.2. вышеуказанного договора, управляющая организация предоставлять собственнику коммунальные услуги надлежащего качества, а собственник на основании представленных управляющей организацией платежных документов своевременно и полно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией МУП гор. Дятьково водопроводно-канализационное хозяйство от 01.08.2016г., ООО «ОТСЖ» является исполнителем коммунальных услуг.

20.09.2011г. в квартире <адрес> был установлен и опломбирован водный счетчик типа СВ-15Г , прошедший метрологическую поверку 05.01.2011г., межповерочный интервал которого составляет 6 лет, что подтверждается актом МУП ВКХ г. Дятьково от 20.09.2011г.

В октябре 2017г. ответчиком в адрес истца вместе с счет-квитанцией по оплате жилищно-коммунальных услуг направлено уведомление, в котором сообщалось на необходимость проведения поверки счетчика холодного водоснабжения в срок до 30.10.2017г., в связи с истечением межповерочного периода. Кроме того, указано, что в противном случае начисление платы за холодное водоснабжение будет производиться по тарифу с применением повышающего коэффициента 1,5.

28.10.2017г. истцом был приобретен прибор учета «Норма» СВКН номер 5805302А17, что подтверждается товарным чеком от 28.10.2017г.

Из объяснений истца и свидетельских показаний следует, что 29.10.2017г. старый счетчик был самостоятельно демонтирован и заменен на новый.

30.10.2017г. истец обратилась в ООО «ОТСЖ» по вопросу опломбировки установленного счетчика.

Согласно акту допуска в эксплуатацию поквартирного счетчика холодной воды, вышеуказанный прибор учета был опломбирован и введен в эксплуатацию работниками ООО «ОТСЖ» 30.10.2017г.

Кроме того, при вводе нового счетчика в эксплуатацию, работники ООО «ОТСЖ» составили акт проверки показаний прибора учета коммунальных, услуг целостности пломб и антимагнитных индикаторов.

Актом были зафиксированы показания счетчика холодной воды СВ-15Г (самостоятельно демонтированного истцом) в объеме 187 кум. Метров, и отсутствие на нем пломбы, которую собственник квартиры Скорынина Н.И. сорвала самостоятельно. Показания установленного счетчика «Норма» СВКН номер 5805302А17 составили 0000 куб. метров.

В графе пятой акта «Претензии» Скорынина Н.И. указала, что счетчик был заменен по письму ООО «ОТСЖ», которое не разъяснило порядок замены прибора, в связи с чем с формулировкой акта «пломба учета отсутствует» не согласна.

За октябрь 2017г. ООО «ОТСЖ» начислило Скорыниной Н.И. плату за холодную воду и канализацию в размере 10642 рублей 49, исходя из нормативов потребления указанных коммунальных услуг и повышающего коэффициента 10.

Из представленных счет-квитанций по оплате коммунальных услуг за июнь, июль, август, сентябрь 2017г. следует, что начисление оплаты производилось по показаниям прибора учета. В августе и сентябре 2017г. показания прибора учета в квитанциях отсутствуют.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее Правила).

В соответствии с абз. 7 п. 2 указанных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В силу абз. 15 п. 2 Правил, потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Подпунктом «у» п.31 Правил установлено, что исполнитель обязан осуществлять по заявлению Потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Подпункт « у» (2) п.31 вышеуказанных Правил предусматривает, что в обязанности исполнителя также входит ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами.

В соответствии с п.80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных, комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для приборов межповерочном интервале, а так же требования к условиям эксплуатации приборов учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Подпунктами «б» и «г»(2) п.34 Правил предусмотрено, что потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений индивидуального прибора учета, нарушения целостности пломб немедленно сообщать об этом в аварийнодиспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем. Сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Согласно п.81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения по приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В соответствии с п.81(11) Правил прибор учета должен быть защищен несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не изымается. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а так же пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

В соответствии с п.п. «а», «б» п.82 Правил, исполнитель обязан проводить проверку состояния установленного и введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета, факт его наличия или отсутствия, достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета осуществляют потребители).

Данные проверки должны были проводиться не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Согласно п.81(12) Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В соответствии с пп. "а" п. 59 Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

В силу п.60 Правил, по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Установив, что на момент обнаружения срыва контрольной пломбы, прибор учета считался вышедшим из строя и не пригодным для использования, поскольку срок его поверки истек 5.01.2017г., сославшись на неисполнение ответчиком обязанности по проведению регулярных проверок состояния счетчика, суд пришел к выводу о незаконности акта проверки показаний приборов учета коммунальных услуг, целостности пломб и антимагнитных индикаторов от 30.10.2017г.

Указанный вывод судебная коллегия не может признать законным и обоснованным, поскольку он противоречит обстоятельства дела и требованиям действующего законодательства.

Несоблюдение ответчиком положений п.п. «а», «б» п.82 Правил в части проведения регулярных проверок состояния прибора учета холодной воды, установленного в квартире истца, не нарушает прав и законных интересов Скорыниной Н.И., поскольку в случае несанкционированного вмешательстве в работу прибора учета, установленного в жилом помещении, перерасчет с применением повышающего коэффициента 10 производится не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки, то есть на минимальный проверочный срок.

Согласно п. 81(13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).

О выходе прибора учета из строя в связи с истечением межповерочного интервала его поверки 5.01.2017г. Скорынина Н.И. в управляющую организацию не обращалась.

Ссылаясь на срочную необходимость замены счетчика в выходной день, связанную с нарушением целостности пломбы, в диспетчерскую службу ООО «ОТСЖ» истец не сообщила.

Зафиксированные в акте проверки показаний приборов учета коммунальных услуг, целостности пломб и антимагнитных индикаторов от 30.10.2017г. факты отсутствия пломбы и срыва ее Скорыниной Н.И. соответствуют действительности.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого акта незаконным у суда имелось.

В связи с чем, в данной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Поскольку на момент проверки счетчик уже считался вышедшим из строя в связи с истечением срока поверки, суд пришел к обоснованному выводу в том, что плата за пользование истцом холодной водой и канализацией подлежит начислению в соответствии с пп. "а" п. 59, п.60 Правил, то есть с исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 1,5.

Вместе с тем, указание в резолютивной части решения на перерасчет начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ноября 2017г. по август 2018г. является некорректным, поскольку спор между сторонами возник по вопросу начисления коммунальных платежей за октябрь 2017г. С ноября 2017г. оплата за холодную воду и канализацию осуществляется ответчиком по показаниям установленного 30.10.2017г. счетчика.

В связи с чем, в данной части судебная коллегия полагает уточнить соответственно резолютивную часть судебного решения.

Поскольку к спорным правоотношениям по настоящему делу применимы положения Закона о защите прав потребителей, истец имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (ст.15 Закона о защите прав потребителей).

Как разъясняется в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя, размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий.

Принимая во внимание, что факт нарушения ответчиком прав потребителя, выразившийся в неправомерном начислении размера оплаты коммунальных услуг, установлен, судебная коллегия соглашается со взысканием судом первой инстанции с ООО «ОТСЖ» в пользу истца компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, с учетом сложности дела, цены иска, удовлетворенной части требований и непосредственного участия представителя истца в его рассмотрении, судебная коллегия соглашается со взысканными с ответчика в пользу истца расходами на представителя в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 28 сентября 2018 года по иску Скорыниной Н.И. к ООО «ОТСЖ» о защите прав потребителей в части признания акта проверки показаний приборов учета коммунальных услуг, целостности пломб и антимагнитных индикаторов от 30.10.2017г. недействительным отменить.

Постановить в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Скорыниной Н.И. отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ОТСЖ» – без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть судебного решения, указав о возложении обязанности на ООО «ОТСЖ» произвести перерасчет начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги за октябрь 2017 года, а не за период с ноября 2017г. по август 2018г.

Председательствующий Т.И. Зубкова

Судьи О.Г. Ильюхина

А.В. Соков

33-218/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Скорынина Н.И.
Ответчики
ООО "ОТСЖ"
Другие
МУП г. Дятьково
Суд
Брянский областной суд
Судья
Соков Алексей Викторович
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
13.12.2018Передача дела судье
05.02.2019Судебное заседание
07.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2019Передано в экспедицию
05.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее