К делу №2-2210/2023
УИД 23RS0050-01-2023-002073-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 20 декабря 2023 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Метёлкина Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кожемякиной Я.Л.,
с участием истцов Каленик Т.Н., Волошиной Н.А., представителя истца Сотникова В.Г. – по доверенности Сотниковой Н.В.,
представителя ответчика – Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Швидкого Е.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о сохранении жилых помещений (квартир) многоквартирного дома в переустроенном виде,
У С Т А Н О В И Л:
Еременко А.П., Сотников В.Г., Каленик Т.Н., Каленик Д.Д., Волошина Н.А., Кнут Л.Г. обратились в Темрюкский районный суд с коллективным иском к администрации Темрюкского городского поселения <адрес> о сохранении жилых помещений многоквартирного дома в переустроенном виде.
В обоснование своих требований истцы указали, что Еременко А.П. является собственником квартиры с кадастровым номером <адрес>на каждую квартиру прилагаются), MAУ «Управление Архитектуры и Градостроительства» муниципального образования <адрес> подготовлены и определены условия подключения многоквартирного жилого дома к газовым сетям. На основании проектной документации произведено переустройство квартир 1, 2, 3, 4, 5 по адресу: <адрес>, выразившиеся в проведении следующих работ: отключение существующих радиаторов отопления и трубопроводов, проложенных в пределах квартиры от стояков централизованной системы отопления здания; заглушки в местах входа/выхода трубопроводов из/в стояки отопления; изоляция стояков, расположенных в пределах квартир для исключения получения тепла от централизованной системы отопления в отопительный период; устройство автономного теплоснабжения квартир от бытового газового котла с закрытой камерой сгорания и с разводкой трубопроводов к существующим радиаторам отопления. Представителями РМУП «Тепловые сети» было произведено отключение от центральной системы, о чем выданы соответствующие акты (прилагаются на каждую квартиру). Все изменения по переустройству квартир <адрес> в соответствии с п.4 ст.29 Жилищного кодекса РФ. Согласно ч.1 ст.25 Жилищного кодекса РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, а перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. В соответствии со ст.26 Жилищного кодекса РФ, переустройство и(или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. В силу положений ст.28 Жилищного кодекса РФ, завершение переустройства и(или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Согласно ст.29 Жилищного кодекса РФ, самовольными являются переустройство и(или) перепланировка жилого помещения, проведенные в нарушение порядка, установленного ст.26 Жилищного кодекса РФ. При этом, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. В связи с тем, что с органом местного самоуправления перепланировка и переустройство квартиры согласованы не были, все описанные выше строительные работы являются самовольными, ввиду чего, в порядке ст.29 Жилищного кодекса РФ, их узаконение возможно лишь в судебном порядке.
В судебном заседании истцы Каленик Т.Н., Волошина Н.А., а также представитель истца Сотникова В.Г. – Сотникова Н.В., действующая на основании доверенности, поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить в полном объеме.
Истец Еременко А.И., будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, обратившись в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.
Истец Каленик Д.Д., будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, обратившись в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Истец Кнут Л.Г., будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, обратившись в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Темрюкского городского поселена Темрюкского района Швидкой Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, просил в их удовлетворении отказать, подержав позицию, отраженную в письменных возражениях на иск.
Представитель привлеченного к участию в деле РМУП «Тепловые сети», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, заявлений и(или) ходатайств в суд не представил, причины неявки суду неизвестны.
<адрес>, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в суд не явился, заявлений и(или) ходатайств суд не поступало.
Третьи лица ФИО7 и ФИО10 в суд не явились, предоставив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений против заявленных исковых требований не имеют.
Третьи лица ФИО6, ФИО8, ФИО9, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, заявлений и(или) ходатайств в суд не представили.
Учитывая, что в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии истца, ответчика, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания, если причину их неявки суд признает неуважительной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов и представителя третьего лица.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования Еременко А.П., Сотникова В.Г., Каленик Т.Н., Каленик Д.Д., Волошиной Н.А., Кнут Л.Г. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание жильцов восьмиквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
<адрес>
<адрес>
<адрес>
- отключение существующих радиаторов отопления и трубопроводов, проложенных в пределах квартиры от стояков централизованной системы отопления здания;
- заглушки в местах входа/выхода трубопроводов из/в стояки отопления;
- изоляция стояков, расположенных в пределах квартир для исключения получения тепла от централизованной системы отопления в отопительный период;
- устройство автономного теплоснабжения квартир от бытового газового котла с закрытой камерой сгорания и с разводкой трубопроводов к существующим радиаторам отопления.
Представителями РМУП «Тепловые сети» произведено отключение от центральной системы, что подтверждается соответствующим актом, выданным РМУП «Тепловые сети» ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес>
С момента проведения переустройства и по настоящее время у всех истцов заключены и действуют договоры на поставку природного газа с обслуживающей организацией – ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар».
Правоотношения, возникающие в связи с реконструкцией, переустройством и перепланировкой жилых и нежилых помещений (далее – помещений) в многоквартирном доме, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и других федеральных законов (например, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Порядок проведения переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме установлен нормами главы 4 ЖК РФ.
В силу ч.1 ст.25 Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Оно проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет, в частности, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство помещения в многоквартирном доме невозможно без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такое переустройство помещения в многоквартирном доме, предусмотренном ч.2 ст.40 Жилищного кодекса РФ (ч.1, п.3 ч.2 ст.26 Жилищного кодекса РФ).
Внутридомовая система теплоснабжения представляет собой совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса (п.3.8 «ФИО21 56501-2015. Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст).
Обустройство индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в многоквартирном доме предполагает отключение стояков, обогревающих элементов и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, такие действия приведут к изменению внутридомовой системы теплоснабжения в целом, что требует изменение проектной документации многоквартирного дома в части внутридомовой системы теплоснабжения.
Пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп.21 п.2 ст.2). Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Согласно подпункту «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией.
Также запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения муниципального образования (ч.15 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Данные запреты установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Таким образом, отключение жилого помещения от внутридомовой системы теплоснабжения возможно лишь при переустройстве данной системы в целом и при наличии такой возможности согласно схеме теплоснабжения муниципального образования.
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии с положениями ст.26 Жилищного кодекса РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства на основании проекта переустройства и (или) перепланировки по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Как установлено ч.1 ст.29 Жилищного кодекса РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии решения о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, являются самовольными.
Как установлено судом, собственники спорных помещений в уполномоченный орган за согласованием проведения перепланировки помещений в многоквартирном доме не обращались. Таким образом, проведенное ими переустройство (перепланировка) является самовольной.
В силу ч.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 339-ФЗ).
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Исследовав представленное заключение, суд соглашается с выводами, содержащимися в нем, считает его достаточно полным, ясным и обоснованным. Оснований не доверять указанному экспертному заключению у суда не имеется, заключение дано в письменной форме уполномоченным лицом, при непосредственном осмотре, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы эксперта последовательны, непротиворечивы, основаны на профессиональных знаниях и стаже работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Фактов заинтересованности эксперта в исходе дела в пользу одной из сторон суду не представлено, как не представлено доказательств, опровергающих выводы названного заключения, компетентность специалиста - не опровергнута.
Суд принимает во внимание данные заключения эксперта как надлежащее доказательство. Данные экспертизы обоснованы, логичны и последовательны.
Выводы эксперта, данные в заключениях мотивированы, соответствуют требованиям ч.2 ст.86 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, а само заключение выполнено экспертом, обладающим специальными познаниями в указанной области, заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования.
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома в целом, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В силу ч.1 ст.28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства и(или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
<адрес>
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в п.4.2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.). Иное выходило бы за рамки конституционно допустимых пределов осуществления прав и свобод, а для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, отапливаемых за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, создавало бы необоснованные препятствия в реализации конституционного права на жилище (ч.3 ст.17, ч.1 ст.40 Конституции РФ).
<адрес>
Установленные судом вышеуказанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения исковых требований истцов в полном объеме, так как собранные по делу доказательства подтверждают факт получения необходимых разрешений и согласований эксплуатирующих организаций – РМУП «Тепловые сети» на отключение от центральной системы теплоснабжения», а ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на газоснабжение указанных жилых помещений, а также о том, что произведенные в помещениях вышеуказанных квартир работы по установке газового оборудования, которое, по существу, является источником повышенной опасности, осуществлялось в соответствии с существующими стандартами, нормами и правилами, а результаты данных работ не создают угрозу жизни и безопасности других граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме.
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Администрации Темрюкского городского поселения <адрес> о сохранении жилых помещений (квартир) многоквартирного дома в переустроенном виде – удовлетворить.
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.
Председательствующий: Е.В. Метёлкин
Решение суда в окончательной форме принято 25 декабря 2023 года.