Судья Спелкова Е.П.
Дело № 7-446/2020 / 21-299/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 22 мая 2020 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Кучкина Дмитрия Валерьевича на решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 07.02.2020, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 26.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 26.12.2020 № 88-72-2019 директор Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Проект» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее – ФГКУ Комбинат «Проект» Росрезерва, учреждение, комбинат), Кучкин Д.В., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 07.02.2020 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Кучкин Д.В. просит решение суда и постановление должностного лица отменить с прекращением производства по делу, указывая на то, что обстоятельства, свидетельствующие о виновности заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, не установлены. Нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 7.29.3 КоАП РФ, могут быть совершены лишь при планировании закупок; действия Кучкина Д.В., связанные с подписанием плана закупок, не свидетельствуют о том, что именно им производился выбор обоснования закупок, регламентом работы контрактной службы обязанность по формированию планов-графиков и планов закупок возложена на иных лиц. Доказательства того, что Кучкиным Д.В. осуществлялись обоснование начальной (максимальной) цены контракта, выбор метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены этих закупок, допущение им несоблюдения порядка или формы обоснования при планировании закупки, в материалах дела отсутствуют. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении в порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта внесены изменения, в план-график не включается обоснование начальной максимальной цены контракта, следовательно, подлежит применению ст.1.7 КоАП РФ.
В судебном заседании в краевом суде Кучкин Д.В., защитник Ш., представитель административного органа, извещенные надлежащим образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителя УФК по Пермскому краю Ч., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст.7.29.3 КоАП РФ несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статья 16 которого как в редакции Федерального закона от 01.05.2019 №71-ФЗ, действующей применительно к данной статье с 01.07.2019, так и в редакции, действовавшей в юридически значимый для данного дела период, предусматривает необходимость планирования закупок, которое осуществляется, в том числе, посредством формирования планов-графиков.
В силу п.1 ч. 3 ст. 18 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на дату планирования закупок на 2019 год) обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Часть 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
В соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 4, 6 ст. 21 данного Федерального закона в действовавшей ранее редакции порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации; требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Из материалов дела следует, 10.01.2019 директором ФГКУ Комбинат «Проект» Росрезерва Кучкиным Д.В. утвержден план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год, включая Форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок, размещен в единой информационной системе 14.01.2019.
В Форме обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика на 2019 год (версия 0) комбинатом включены закупки с указанием информации о начальной (максимальной) цене контракта (графа 4), наименовании метода ее определения и обоснования (графа 5) и ее обоснования (графа 7): услуги по техническому обслуживанию объектов электроэнергетики начальная (максимальная) цена контракта 26 200 рублей, наименование метода обоснования НМКЦ - тарифный; работы по проведению поверки и ремонта средств измерений - начальная (максимальная) цена контракта - 420 000 рублей, наименование метода обоснования НМКЦ - тарифный; услуги по проведению технического обслуживания и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газопроводов, сооружений на них (ШРП, ГРП, ГРУ), газового оборудования - начальная (максимальная) цена контракта 90 000 рублей, наименование метода обоснования НМКЦ - тарифный. В ходе проведенной Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю плановой выездной проверки на основании приказа от 18.11.2019 №491выявлено, что комбинат в графах 5, 7 Формы обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика на 2019 год (версия 0) по указанным 3 (трем) закупкам указал метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не соответствующий методам, определенным ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, для данных закупок.
Кучкин Д.В. занимает должность директора ФГКУ Комбинат «Проект» Росрезерва в силу п. 5.2 Устава осуществляет руководство деятельностью комбината, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. План-график закупок на 2019 год, включая Форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика на 2019 год, сформированную с нарушением законодательства о закупках, утвержден 10.01.2019 непосредственно Кучкиным Д.В.
При рассмотрении данного дела судья районного суда пришел к выводу о том, что несоблюдение Формы обоснования закупок образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, полагал вину Кучкина Д.В. доказанной.
Не принимая доводы Кучкина Д.В. о необходимости применения положений ст.1.7 КоАП РФ, судья районного суда исходил из положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в редакции, действовавшей по состоянию на 10.01.2019, в том числе, ч.7 ст.18 названного Закона, предусматривающей установление порядка обоснования закупок и формы такого обоснования Правительством Российской Федерации, сославшись на п.6 ст.2 Федерального закона от 01.05.2019 №71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлено, что планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона.
При этом судьей районного суда не принято во внимание следующее.
На момент рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление должностного лица, ч.7 ст.18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, на основании которой Правительство Российской Федерации утвердило форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, а также форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок, утратила силу с 01.10.2019, равно как и ст.21 названного Федерального закона.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе, использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений ст. 1.2, п. 3 ч. 1 ст. 1.3 и п.1 ч.1 ст. 1.3.1 КоАП РФ; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (Постановления от 14.02.2013 № 4-П и от 16.07.2015 № 22-П; Определения от 21.04.2005 № 122-О, от 19.11.2015 № 2557-О и др.).
Указанное означает, что изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ подлежат учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 № 2735-О).
В связи с принятием Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и необходимостью принятия подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок.
Этим же постановлением с 01.01.2020 признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд», постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования», которыми были утверждены правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок; форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.
В Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения, вступившие в силу с 01.10.2019, согласно которым вводится один план-график, утверждаемый на три года и соответствующий сроку действия правового акта о бюджете на очередной финансовый год и плановый период соответствующего публично-правового образования, внебюджетного фонда.
При этом форма обоснования начальной (максимальной) цены контракта, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность, Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом, не утверждена.
При таких обстоятельствах в силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, решение.
Учитывая изложенное, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 26.12.2019, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 07.02.2020 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 26.12.2019, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 07.02.2020 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.7.29.3 КоАП РФ, в Кучкина Дмитрия Валерьевича – прекратить.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись