Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Иваново 04 декабря 2023 года
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Яценко А.Л.
при секретаре Силантьевой В.В.,
с участием представителя истца Мелентьева А.А.,
представителя ответчика Гордеевой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашниковой Л.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,
У С Т А Н О В И Л :
Калашникова Л.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области, в котором просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области принять и произвести перерасчет с 01.04.2013 размера её пенсии с учетом архивных справок Военно-гражданской Администрации г. Торецка Донецкой области от 13.11.2019 № и учесть заработную плату за период с 01.01.1991 по март 1992 года – в рублях; с апреля 1992 года по ноябрь 1992 года – в купонах, с декабря 1992 года по 31.07.1995 – в украинских карбованцах, указывая в обоснование следующее.
Она является получателем страховой пенсии по старости с 02.02.2013. Она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области с заявлением о перерасчете пенсии по старости, в подтверждение размера заработной платы были представлены 3 архивные справки Военно-гражданской Администрации г. Торецка Донецкой области от 13.11.2019 №. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 28.09.2023 было отказано в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в отношении сведений о заработной плате за период работы с 01.01.1991 по 31.07.1995. Основанием явилось отсутствие в справках информации о наименовании денежных единиц в расчетных ведомостях начисления заработной платы. С данным решением она не согласна, считает его нарушающим её пенсионные права на пенсионное обеспечение. Полагает, что отсутствие в справках указания на денежную единицу не является препятствием к зачету этих справок, так как наименование денежных единиц на территории Украины – общеизвестный факт и поэтому не подлежит доказыванию, достаточно указание на правовой акт о введении в обращение национальной валюты. Начисление ей заработной платы происходило в период с января 1991 года по март 1992 года – в рублях, с апреля 1992 года по ноябрь 1992 года – в купонах, с декабря 1992 года по 31 июля 1995 года – в украинских карбованцах. Ранее она также обращалась с заявлением о перерасчете, она приложила архивную справку Дзержинского городского совета от 30.07.2012 № однако протоколом от 14.03.2013 № в удовлетворении её заявления было отказано. Основанием отказа в перерасчете послужили те же основания – отсутствие указания наименования денежных единиц. Ссылаясь на нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», полагает, что перерасчет размера её пенсии надлежит произвести с 01.04.2013.
Истец Калашникова Л.Г. извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, уполномочила на представление интересов представителя.
Представитель истца, действующий на основании доверенности адвокат Мелентьев А.А., в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области, действующая на основании доверенности Гордеева П.С., требования истца не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в удовлетворении иска просила отказать, поскольку в представленных истцом архивных справках о заработной плате от 13.11.2019 указано, что наименование денежных единиц в расчетных ведомостях начисления заработной платы отсутствуют, в справках также нет сведений об отчислениях страховых взносов в Пенсионный фонд с 01.01.1991. Также пояснила, что с заявлением о перерасчете пенсии истец не обращалась, в 2013 году оценка архивных справок производилась в рамках рассмотрения заявления истца о назначении пенсии, в 2023 году истец обратилась с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, а не с заявлением о перерасчете пенсии.
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступившим в силу с 01.01.2015.
Как следует из положений ст. 23 указанного закона, пенсионер вправе подать в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление о перерасчете размера страховой пенсии, которое принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что истец Калашникова Л.Г. является получателем страховой пенсии по старости, пенсия установлена истцу с 02.02.2013 бессрочно (л.д. 11).
18.09.2023 Калашникова Л.Г. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области с заявлением о перерасчете пенсии, представив паспорт гражданина РФ и три справки о заработной плате (л.д. 12).
При этом доводы представителя ответчика о том, что истцом заявление о перерасчете не подавалось, а лишь было подано заявление о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, суд находит несостоятельным, поскольку материалами дела подтверждается факт подачи Калашниковой Л.Г. заявления о перерасчете пенсии, о чем свидетельствует соответствующее уведомление от 18.09.2023, оформленное сотрудником Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области в соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным, Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п (л.д. 12).
Представленное ответчиком в материалы дела заявление Калашниковой Л.Г. о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, датированное 18.09.2023, также было оформлено сотрудником Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области.
Поскольку, имея на руках уведомление о принятии заявления о перерасчете пенсии, истец не должна была сомневаться в правильности оформления соответствующего заявления сотрудниками Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области, ответственность данных сотрудников за несоответствие оформления бланков документов при подаче истцом заявления о перерасчете размера пенсии не может быть возложена на истца.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 28.09.2023 № Калашниковой Л.Г. отказано в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в отношении сведений о заработной плате за период с 01.01.1991 по 31.07.1995. Указанное решение мотивировано тем, что в представленных архивных справках о заработной плате № от 13.11.2019, выданных Военно-гражданской администрацией города Торецка Донецкой области, указано, что наименование денежных единиц в расчетных ведомостях начисления заработной платы отсутствуют, в справках также нет сведений об отчислениях страховых взносов в Пенсионный фонд с 01.01.1991 (л.д. 19).
Судом установлено, что архивная справка № от 13.11.2019 отражает информацию о заработной плате истца Калашниковой Л.Г. за период работы в ОАО «Новгородский машиностроительный завод» в период с января 1986 года по декабрь 1989 года и с марта по декабрь 1992 года (л.д.13-14), архивная справка № от 13.11.2019 отражает информацию о заработной плате истца Калашниковой Л.Г. за период работы в ОАО «Новгородский машиностроительный завод» в период с января 1990 года по февраль 1992 года (л.д.15-16), архивная справка № от 13.11.2019 отражает информацию о заработной плате истца Калашниковой Л.Г. за период работы в ОАО «Новгородский машиностроительный завод» в период с января 1993 года по июль 1995 года (л.д.17-18).
При этом, сведений о денежной единице, в которых производилось начисление заработной платы, а также сведений об отчислениях страховых взносов справки не содержат.
Сведения о работе истца Калашниковой Л.Г. в спорные периоды времени подтверждаются записями в трудовой книжке на её имя, из которой следует, что Калашникова Л.Г. 28.01.1986 принята на работу в Госмашзавод им.Г.И. Петровского «Союзуглемаш» няней в детский сад-ясли; 01.02.1990 переведена табельщицей в механосборочный цех № 3; 01.11.1990 переведена табельщиком отдела кадров и технического обучения; 08.07.1991 переведена оператором хлораторной установки насосной станции; 24.11.1992 переведена оператором хлораторной установки ТСУ; 03.07.1995 переведена сторожем того же цеха; 31.07.1995 уволена по собственному желанию (л.д. 29-39).
Сведения о переименовании данной организации указаны в архивной справке № АО от 30.07.2012, - данное предприятие имело наименования – с 1965 г. – Государственный машиностроительный завод им. Г.И. Петровского, с 1973 г. - Машиностроительный завод им.Г.И. Петровского, с 1994 г. – АО «Новгородский машиностроительный завод», с 1996 г. - ОАО «Новгородский машиностроительный завод» (л.д. 20)
Кроме того, решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области от 28.09.2023 № внесены уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в отношении, в том числе, лицевой счет истца дополнен сведениями о работе с 28.01.1986 по 31.07.1995, о заработной плате за период с января 1986 года по февраль 1987 года, с февраля 1988 года по декабрь 1990 года (л.д. 46). Указанный факт ответчиком не отрицается.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Из официального сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации следует, что 1 января 2023 года прекращается действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в Москве 13 марта 1992 года, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
Поскольку спорные правоотношения возникли до прекращения действия указанного Соглашения в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения, положения данного Соглашения подлежат применению при разрешении настоящего спора.
Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
Пунктом 3 ст. 6 Соглашения предусмотрено, что исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992 № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» установлена форма справки о заработной плате, для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы (денежного довольствия) и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке (денежном довольствии) и среднемесячном скорректированном заработке (денежном довольствии) отражаются с обязательным указанием денежных единиц.
Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
До вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
Согласно статье 10 Закона СССР от 11.12.1990 № 1828-1 «О Государственном банке СССР» официальной денежной единицей СССР является рубль. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 г. были введены купоны многоразового использования.
Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12.11.1992 единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
В соответствии с приложением № 1 к Указанию Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР», на Украине переходной денежной единицей с 1 апреля 1992 г. по 11 ноября 1992 г. был купон, с 12 ноября 1992 г. - карбованец.
На основании Указа Президента Украины от 25.08.1996 № 762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29.08.1996, с 2 сентября 1996 г. на Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть - копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 100 000 карбованцев на 1 гривну.
Информация относительно денежных единиц, в которых производилось начисление заработной платы, является официальной, общеизвестной и не требует дополнительного письменного подтверждения, соответственно заработная плата за спорные периоды подлежит учету в рублях, купонах, украинских карбованцах, гривнах соответственно, а при перерасчете пенсии заработная плата за данные спорные периоды подлежат перерасчету в рубли.
Проверяя доводы ответчика относительно отсутствия в архивных справках истца сведений об уплате страховых взносов, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, до 2002 г. действовало «Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденное Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190 (документ утратил силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 03.12.2020 № 850).
В соответствии с абзацем 3 п. 3.5 данного Положения периоды работы за границей после 01.01.1991 засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями.
Кроме того, п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», предусматривает, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу положений международного Соглашения от 13.03.1992, пенсионного законодательства Российской Федерации и разъяснений Пенсионного фонда РФ, изложенных в Распоряжении от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», наличие справок компетентных органов государства-участника Соглашения от 13.03.1992 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование необходимо для зачета в страховой стаж периодов работы по найму, имевших место после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
При таких обстоятельствах, поскольку спорный период работы истца имел место до даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, то есть до 01.01.2002, факт отсутствия сведений об уплате страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ с 01.01.1991 при наличии иных документов, подтверждающих факт работы истца, правового значения не имеет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца Калашниковой Л.Г. о возложении на ответчика обязанности произвести ей перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом сведений о заработной плате, содержащихся в архивных справках от 13.11.2019 №, №, №, выданных Военно-гражданской Администрацией г. Торецка Донецкой области.
При этом, оснований для перерасчета размера страховой пенсии по старости, начиная с 01.04.2013, суд не усматривает, поскольку истцом допустимых доказательств её обращения с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости до 18.09.2023 не представлено; материалы выплатного дела Калашниковой Л.Г. такового заявления не содержат. Тот факт, что при оценке пенсионных прав истца, оценка архивной справке № от 30.07.2012, содержащей сведения о заработной плате истца, была дана после даты принятия решения о назначении пенсии, не свидетельствует о том, что Калашниковой Л.Г. было подано заявление о перерасчете пенсии.
Согласно представленной в материалы дела копии протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.03.2013 №, комиссией рассматривался вопрос о реализации пенсионных прав застрахованного лица Калашниковой Л.Г. по её заявлению о назначении трудовой пенсии по старости от 16.01.2013, а не о перерасчете размера пенсии (л.д. 21).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку заявление о перерасчете размера страховой пенсии истцом Калашниковой Л.Г. было подано в пенсионный орган 18.09.2023, перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом сведений о заработной плате, содержащихся в архивных справках от 13.11.2019 №, №, №, выданных Военно-гражданской Администрацией г. Торецка Донецкой области, надлежит произвести с 01.10.2023.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Калашниковой Л.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области произвести Калашниковой Л.Г. перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.10.2023 с учетом сведений о заработной плате, содержащихся в архивных справках от 13.11.2019 №, №, №, выданных Военно-гражданской Администрацией г. Торецка Донецкой области.
В удовлетворении остальной части исковых требований Калашниковой Л.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Яценко А.Л.
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2023 года.