59RS0001-01-2022-001514-42
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 апреля 2022 года г.Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя Главного управления МЧС России по Адрес ФИО3,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном по ч.2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении:
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103» г.Перми, расположенного по адресу: Адрес (ОГРН №
установил:
В отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» г.Перми (далее- МАДОУ «Детский сад №» г.Перми) должностным лицом 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России по Адрес был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ от Дата, согласно которому установлено: Дата в 17 часов 30 минут МАДОУ «Детский сад №» г.Перми, осуществляя деятельность по адресу: Адрес, допустило нарушение требований пожарной безопасности, а именно: нарушен принцип эвакуации из помещений групп 2-го этажа (эвакуация осуществляется через помещения соседней группы и через одну лестничную клетку, отсутствуют вторые выходы из групп 2-го этажа); не представлена проектная документация, подтверждающая комплексную безопасность нахождения людей в здании.
Представитель МАДОУ «Детский сад №» г.Перми в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель административного органа в судебном заседании настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
В силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определяет Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ)
Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно ст.53 Федерального закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Статьей 89 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:
1) из помещений первого этажа наружу: а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе); г) через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;
2) из помещений любого этажа, кроме первого: а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа; 3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.
Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.
Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:
1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;
2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;
3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;
4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;
5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 - 5 настоящей статьи.
Согласно п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 утвержден свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130), который содержит требования к эвакуационным путям и выходам.
Согласно пункту 4.2.9 СП 1.13130 не менее двух эвакуационных выходов, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4. При высоте расположения этажа не более 15 м допускается (кроме зданий V степени огнестойкости) предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф3 и Ф4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода на указанную лестничную клетку с этажа, а также с нижележащих этажей, противопожарными дверями 2-го типа. Выход с эксплуатируемой кровли в указанном случае должен вести непосредственно в лестничную клетку.
Судом установлено, что согласно свидетельству о регистрации права от 07.10.2011 2-этажное кирпичное здание детского сада с подвалом и теплыми пристроями (лит.А,А1-А4), общей площадью 922,7 кв.м и служебными строениями: трансформаторная подстанция (лит.Г), четыре веранды (лит.Г1-Г4), два склада (лит.Г5, Г6); ограждения (1), ворота (2), замощение (I), по адресу: Адрес находится в оперативном управлении МАДОУ «Детский сад №» г.Перми.
Решением 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России по Адрес от Дата № МАДОУ «Детский сад №» г.Перми, расположенный по адресу: Адрес отнесено к категории объектов значительного риска.
На основании распоряжения начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России по Адрес от Дата № в отношении МАДОУ «Детский сад №» г.Перми проведена внеплановая выездная проверка.
Согласно акту проверки № от Дата № выявлено нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: нарушен принцип эвакуации из помещений групп 2-го этажа (эвакуация осуществляется через помещения соседней группы и через одну лестничную клетку, отсутствуют вторые выходы из групп 2-го этажа).
Дата МАДОУ «Детский сад №» г.Перми выдано предписание № об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до Дата.
Постановлением по делу об административном правонарушении №Д-20 от Дата МАДОУ «Детский сад №» г.Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 руб. (исполнено Дата).
Постановлением по делу об административном правонарушении № от Дата МАДОУ «Детский сад №» г.Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения (исполнено Дата).
Дата начальником 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России принято решение № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МАДОУ «Детский сад №» г.Перми в связи с наступлением сроков исполнения предписания от Дата.
Актом внеплановой выездной проверки от Дата установлено, что МАДОУ «Детский сад №» г.Перми: 1. нарушило принцип эвакуации из помещений групп 2-го этажа (эвакуация осуществляется через помещения соседней группы и через одну лестничную клетку, отсутствуют вторые выходы из групп 2-го этажа). Не представило проектная документация, подтверждающая комплексную безопасность нахождения людей в здании; 2. Не обеспечило пожарную безопасность здания в связи с невыполнением выбранного условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности путем проведения расчета пожарного риска (в представленном расчете пожарного риска не верно выбран сценарий пожара (по факту при выборе сценария пожара необходимо блокировать 1 эвакуационный выход).
Факт совершения МАДОУ «Детский сад №» г.Перми административного правонарушения, а также его вина подтверждаются исследованными выше доказательствами: протоколом об административном правонарушении от Дата; решением о проведении внеплановой выездной проверки от Дата №; актом внеплановой выездной проверки от Дата №; предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от Дата; протоколом осмотра от Дата; свидетельство о государственной регистрации права от Дата; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении от Дата; постановлением №Д-20 по делу об административном правонарушении; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от Дата №; актом проверки от Дата; предписанием № от Дата; решением 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России по Адрес от Дата №.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исследованные доказательства судья признает достоверными, допустимыми, а в целом достаточными для привлечения юридического лица МАДОУ «Детский сад №» г.Перми к административной ответственности.
Каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судьей не выявлено.
Судья, рассмотрев материалы дела, квалифицирует действия юридического лица МАДОУ «Детский сад №» г.Перми по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории значительного риска, и выражается в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Достоверных сведений, свидетельствующих о невозможности соблюдения МАДОУ «Детский сад №» г.Перми требований пожарной безопасности не представлено, а также доказательства объективной невозможности принятия юридическим лицом мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.
При назначении административного наказания необходимо учесть финансовое и имущественное положение юридического лица, тот факт, что учреждение является некоммерческим юридическим лицом, финансируемым за счет средств краевого бюджета, занимается оказанием социально значимых услуг в сфере образования.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом изложенного, характера и количества допущенных нарушений, полагаю возможным назначить административное наказание с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
П О С Т А Н О В И Л :
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» г.Перми признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа УФК по Пермскому краю (Главное управление МЧС России по Пермскому краю), ИНН №
Квитанцию (платежное поручение) об оплате штрафа необходимо представить в Дзержинский районный суд г.Перми (г.Пермь, ул. Плеханова, 40, каб.1).
Разъяснить положения статьи 32.2 КоАП РФ, согласно которой административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, а также ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья (подпись)
Копия верна. Судья Л.А.Богомолова