Дело №33-4694/2022
В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Недведской В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Железовского С.И., Пестовой Н.В.,
при секретаре Шитовой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2022 года в городе Хабаровске гражданское дело №2-300/2022 по иску Среблянской Е.Е. к обществу с ограниченной ответственностью «УПРАВДОМУС-ДВ» о признании действий по начислению платы за теплоснабжение незаконным, возложении обязанности прекратить начисление платы за теплоснабжение, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «УПРАВДОМУС-ДВ» на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 14 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., судебная коллегия
установила:
истец в обоснование иска указала, что является собственником квартиры <адрес>, в ее квартире произведено переустройство системы отопления, демонтированы радиаторы и установлено электрическое конвекторное отопление, что подтверждается актом о завершении переустройства от 25.08.2020 г.
Считает, что она не является потребителем услуги по теплоснабжению.
С января 2022 г. управлением домом осуществляет ООО «УПРАВДОМУС-ДВ», которое она уведомила о произведенном переустройстве с целью не начисления платы за теплоснабжение.
В квитанции за январь 2022 г. ей выставлен счет на оплату услуги, которую она не потребляет в 4772 руб. Она вынуждена оплатить ее.
Просила суд признать незаконными действия ответчика по начислению платы за теплоснабжение, обязать ответчика не производить начисление платы за теплоснабжение в квартире, взыскать с ответчика 4772 руб., уплаченные за услугу теплоснабжения квартиры.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 14.04.2022 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
признать незаконными действия ООО «УПРАВДОМУС-ДВ» по начислению Среблянской Е.Е. платы за отопление спорной квартиры с января 2022 г.
Обязать ООО «УПРАВДОМУС-ДВ» прекратить начисление платы за отопление спорной квартиры Среблянской Е.Е.
Взыскать с ООО «УПРАВДОМУС-ДВ» в пользу Среблянской Е.Е. уплаченную сумму за отопление за январь 2022 г. в 4772 руб., штраф в 2386 руб.
Взыскать с ООО «УПРАВДОМУС-ДВ» в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в 400 руб.
Возвратить Среблянской Е.Е. излишне уплаченную государственную пошлину в 300 руб.
В апелляционной жалобе ООО «УПРАВДОМУС-ДВ», не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Считает выводы суда, сделаны только на основании решения приёмочной комиссии администрации, которым признаны работы по переустройству квартиры истца выполненными, без учета иных доказательств.
В ходе комиссионной проверки квартиры истца установлено, что стояки системы отопления в трех жилых комнатах обернуты в трубную изоляцию, которая не закреплена надлежащим образом.
В одной из комнат изоляция частично отсутствует.
В санузле стояки горячего водоснабжения, которые являются частью открытой системы отопления многоквартирного дома обернуты трубной изоляцией, которая также ничем не закреплена, имеется участок без изоляции.
Полотенцесушитель в санузле, обернутый в изоляцию не закреплён.
От всех стояков и потлотенцесушителя зафиксирована теплоотдача, что подтверждает потребление тепловой энергии собственником квартиры от общедомовой системы отопления.
Полагают, что в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, не предусмотрена возможность выставления собственнику фактически потребляемой в принадлежащем ему помещении теплоэнергии при переходе на автономное отопление, так как не исключается потребление объема теплоэнергии из общедомового расхода.
Считают, что объем теплоэнергии, потреблённый собственником такой квартиры, будет распределен между другими собственниками, не имеющими автономной системы отопления, что приведён к нарушению их прав.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Среблянская (Тимашова) Е.Е. является собственником квартиры <адрес>.
14.07.2020 г. администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края принято решение №1-16-3388 о согласовании переустройства и перепланировки в квартире истца.
Согласно акту о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 25.08.2020 г., утвержденному И.о. главы администрации города Советская Гавань, в отношении спорной квартиры, работы по переустройству производились на основании решения о согласовании переустройства и перепланировки от 14.07.2020 г., ремонтно-строительные работы выполнены в соответствии с проектом и с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ, работы по переустройству включают в себя – устройство автономного отопления квартиры.
Принято решение приемочной комиссией администрации считать работы по переустройству спорной квартиры, выполненными.
Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО «УПРАВДОМУС-ДВ».
ООО «УПРАВДОМУС-ДВ» не признали произведённое истцом переустройство законным, расчет за отопление производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, как для квартиры с централизованным отоплением.
Согласно представленного платежного документа за январь 2022 г. начислена оплата за отопление в 4772,03 руб.
Истцом внесена оплата за отопление.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. ст. 13, 25, 26, 28 ЖК РФ, п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ № 1708 от 28.12.2018 г., пришел к выводу о том, что истцом произведено переустройство квартиры по устройству автономного отопления на законном основании в соответствии с решением о согласовании переустройства и перепланировки с администрации городского поселения «Город Светская Гавань», решением приемочной комиссии администрации работы по переустройству системы отопления в квартире истца приняты и считаются выполненными, в связи с чем, действия ответчика о начислении платы за отопление признаны незаконными, на ответчика возложена обязанность прекратить начисление за отопление, взыскать в пользу истца плату за январь 2022 г. в 4772 руб.; за несоблюдение в добровольном поярке удовлетворения требований потребителя с ответчика в пользу истца взыскан штраф в 2386 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края взыскана государственная пошлина в 400 руб.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для собственников помещений многоквартирного дома установлена ст.154 ЖК РФ.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 - потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. № 46-П установлено, что абзац второй пункта 40 указанных Правил предоставления коммунальных услуг не допускает возможности раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В случае если собственник или пользователь жилого помещения в многоквартирном доме, подключенном к центральным сетям теплоснабжения, соблюдая порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, перешли на отопление от индивидуального источника тепловой энергии и обеспечивают нормативный температурный режим, такое нормативное предписание неправомерно возлагает на них обязанность вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева тепловую энергию. В этой части абзац 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг признан не соответствующим Конституции РФ.
По смыслу изложенных положений возможность освобождения от оплаты за теплоснабжение жилого помещения с индивидуальным источником отопления, распространено только в отношении собственников и иных пользователей, которые соблюли порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент переустройства, и обеспечивают нормативную температуру в жилом помещении.
Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды.
Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 г. № 46-П).
С учетом указанных норм права переустройство жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов, и доказательств, подтверждающих соответствие такого переустройства нормативным требованиям и требованиям проектной документации, не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно п.4 Постановления Конституционного Суда от 20.12.2018 г. № 46-П обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10.07.2018 г. № 30-П).
Подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления.
В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.
В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 39 ЖК РФ), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев, как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
В частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2 п. 40).
Такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии и при этом - ввиду изоляции расположенных в них элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам - тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.
Между тем одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (п.4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. № 46-П).
Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется гл. 4 ЖК РФ о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (ст. 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (ч. 1 ст. 1, пункты 1 и 4 ч. 1 ст. 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (ч. 15 ст. 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно ч. 2 его ст. 30 вступил в силу с 01.01.2011 г.).
Таким образом, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает, в том числе, недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).
Иное выходило бы за рамки конституционно допустимых пределов осуществления прав и свобод, а для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, отапливаемых за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, создавало бы необоснованные препятствия в реализации конституционного права на жилище (ч.3 ст. 17, ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации) (п.4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. № 46-П).
Как следует из материалов дела, квартира истца расположена в многоквартирном жилом доме, ответчик фактически пользуется отоплением, как общим имуществом многоквартирного дома, что не освобождает ее как собственника жилого помещения от обязанности внесения платы за отопление.
Демонтаж приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
Пунктом 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
В силу п.а 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 установлено, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
При оборудовании помещения индивидуальным прибором отопления, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению этого помещения только при условии предоставления доказательств осуществления такого переустройства системы отопления внутри помещения с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет свидетельствовать о не предоставлении коммунальной услуги по теплоснабжению в помещении заинтересованного лица.
Собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 г. № 823-ст).
Представленные истцом акт о завершении переустройства и (или перепланировки жилого помещения, утверждённый И.о. главы Администрации гор.Советская Гавань не является достаточным доказательством переустройства жилого помещения в установленном порядке.
Переход на электротеплонасбжение жилого помещения, расположенного в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме должен содержать проектную документацию, которая в материалы дела не представлена.
Кроме того, отказ от централизованного отопления, так же как и переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в установленном порядке в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды.
В жилом помещении истца изначально были установлены отопительные приборы внутридомовой системы централизованного отопления, которые впоследствии демонтированы.
В квартире остались трубопроводы, а также стояки отопления, отапливающие согласно техническому паспорту квартиру.
Теплота в квартиру истца поступает также от трубопровода и стояков внутридомовой системы теплоснабжения, проходящих транзитом через ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями.
Кроме того, в ходе комиссионной проверки в квартире истца выявлены нарушения переустройства помещения, выразившиеся в частичном отсутствии изоляции на трубах, от всех стояков и потлотенцесушителя зафиксирована теплоотдача, что подтверждает потребление тепловой энергии собственником квартиры от общедомовой системы отопления
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что демонтаж системы отопления произведен в квартире истца с нарушением процедуры согласования и утверждения необходимых документов.
В связи с чем, выводы суда о признании действий ООО «УПРАВДОМУС-ДВ» по начислению платы за теплоснабжение незаконным, возложении обязанности прекратить начисление платы за теплоснабжение, взыскании уплаченных денежных средств, сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Решение суда незаконно и подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 14 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Среблянской Е.Е. к обществу с ограниченной ответственностью «УПРАВДОМУС-ДВ» о признании действий по начислению платы за теплоснабжение незаконным, возложении обязанности прекратить начисление платы за теплоснабжение, взыскании уплаченных денежных средств отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи: