Дело №2-632/2024 (43RS0003-01-2024-000002-54)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2024 года г. Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области
в составе председательствующего судьи Марушевской Н.В.,
при секретаре Кулаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-632/2024 по иску прокурора Ленинского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «город Киров» в лице администрации города Кирова о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Кирова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию «город Киров» в лице администрации города Кирова, МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Кирова проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на (Данные деперсонифицированы). Так, в нарушение требований п. п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по обеим сторонам ул(Данные деперсонифицированы) г. Кирова отсутствуют тротуары, в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части имеются дефекты в виде выбоин размерами: длина более 15 см., глубина более 5 см., площадь более 0,06 кв.м. Кроме того в нарушение требований п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 на всем протяжении участка улицы (Данные деперсонифицированы) отсутствует стационарное электрическое освещение.
Прокуратурой города Кирова в адрес главы администрации города Кирова внесено представление об устранении указанных нарушений.
По результатам рассмотрения представления представлен ответ, согласно которому возможность устранения выявленных нарушений будет рассмотрена в 2024-2025 г.
Поскольку выявленные нарушения не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения, порождают угрозу жизни и здоровью граждан, истец просил возложить на МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» обязанность организовать выполнение работ по обустройству тротуаров по обеим сторонам ул(Данные деперсонифицированы) в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007; устранению дефектов в виде выбоин размерами: длина более 15 см., глубина более 5 см., площадь более 0,06 кв.м. на покрытии проезжей части от {Адрес} до {Адрес}. Кирова в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; по обустройству стационарным электрическим освещением на всем протяжении {Адрес} от {Адрес} до перекреста с {Адрес} г. Кирова в соответствии с п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», возложить на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова обязанность профинансировать проведение указанных работ.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования и заявил об отказе от исковых требований к МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
С учетом окончательно сформулированных исковых требований, истец просил возложить на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова обязанность организовать выполнение работ по обустройству тротуаром с нечетной стороны (со стороны гаражей) {Адрес} от {Адрес} до {Адрес} г. Кирова в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007; по обустройству стационарным электрическим освещением на всем протяжении {Адрес} от {Адрес} до перекреста с {Адрес} г. Кирова в соответствии с п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; по устранению дефектов в виде выбоин размерами: длина более 15 см, глубина более 5 см, площадь более 0,06 м2 на покрытии проезжей части от {Адрес} до {Адрес}. Кирова в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} принят отказ истца прокурора {Адрес} г. Кирова от исковых требований к МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова», производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель истца помощник прокурора {Адрес} г. Кирова Гавриль (Данные деперсонифицированы) в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Киров» Машковцева (Данные деперсонифицированы). в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснила, что работы по ремонту дорожного полотна на спорном участке дороги будут выполнены в рамках муниципального контракта до {Дата}, работы по устройству сетей наружного освещения будут рассмотрены в рамках реализации муниципальной программы в 2025-2026 году. Также указала, что по четной стороне {Адрес} г. Кирова обустройство тротуаров невозможно ввиду наличия парковок. На обустройство тротуара по нечетной стороне {Адрес} г. Кирова необходимо время не менее 6 месяцев.
Представитель третьего лица МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» Лычакова (Данные деперсонифицированы). в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Пояснила, что в результате выездного обследования установлена невозможность обустройства тротуаров по четной стороне {Адрес} г. Кирова ввиду прохождения инженерных коммуникаций, и возможность обустройства тротуара по нечетной стороне {Адрес} г. Кирова
Представитель третьих лиц ООО "ДОМ", ООО "Алтай-Сервис" Шестоперова (Данные деперсонифицированы). в судебном заседании исковые требования прокурора {Адрес} г. Кирова поддержала.
Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г.Кирову Козлов (Данные деперсонифицированы). после перерыва в судебное заседание не явился. В ходе рассмотрения дела полагал исковые требования прокурора {Адрес} г. Кирова подлежащими удовлетворению, подтвердил нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автодороги по {Адрес} от {Адрес} до {Адрес} г. Кирова.
Представитель третьего лица АО «Гордормостстрой» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог и осуществления автомобильной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, основаны на нормах ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности ( ст. 3 указанного Федерального закона).
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Как следует из положений п.п. 5,6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющееся ее технологической частью.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Киров», принятого решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочный мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Из положений п.п. 6,8 ст. 29 Устава муниципального образования «Город Киров» следует, что администрация г. Кирова обладает компетенцией по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; по организации благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Исходя из приведенного нормативного регулирования обязанность по содержанию, осуществлению ремонта, организации освещения, обустройству тротуаров, дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Киров» возложена на администрацию муниципального образования «Город Киров».
В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что автомобильная дорога по {Адрес} г. Кирова включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Киров», утвержденный Постановлением администрации г. Кирова от 18.10.2017 № 3824-п.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Кирова совместно со специалистами ОГИБДД УМВД России по г. Кирову установлено, что в нарушение п. п. 4.6.1.1., 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке (Данные деперсонифицированы) отсутствует стационарное электрическое освещение, а также тротуары.
В адрес главы администрации г. Кирова {Дата} прокурором города Кирова внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, в том числе необходимости выполнения работ на участке (Данные деперсонифицированы) по обустройству тротуаров, стационарного электрического освещения.
В ответе от {Дата} о рассмотрении представления, указано, что возможность выполнения работ по устройству тротуаров на участке (Данные деперсонифицированы) будет рассмотрена в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в МО «город Киров» до 2025 года. Возможность выполнения работ по устройству сетей наружного освещения на указанном участке будет рассмотрена в рамках реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды и благоустройство МО «город Киров» на 2020-2030 годы» в период с 2024 по 2025 годы.
Меры прокурорского реагирования обусловлены, в том числе жалобами граждан, ООО «Алтай-Сервис» о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия на спорном участке дороги.
Кроме того, {Дата} сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Кирову проведено обследование участка (Данные деперсонифицированы) с выездом на место. В ходе проведения обследования установлено, что в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары по обеим сторонам ул(Данные деперсонифицированы); в нарушение п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на указанном участке автодороги отсутствует стационарное электрическое освещение; в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части имеются дефекты в виде выбоин размерами: длина более 15 см., глубина более 5 см., площадь более 0,06 кв.м.
До настоящего времени представление прокуратуры г. Кирова и выявленные нарушения законодательства ответчиком не устранены, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая требования прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В судебном заседании установлено, что на участке дороги ул. (Данные деперсонифицированы) отсутствуют тротуары.
Проекты организации дорожного движения по (Данные деперсонифицированы), как следует из информации администрации г. Кирова, не утверждались.
В ходе рассмотрения дела, {Дата} сотрудниками МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» совместно с сотрудником прокуратуры Ленинского района г. Кирова и ГИБДД произведен осмотр спорного участка автодороги. В ходе осмотра установлено, что подход пешеходов к существующему торговому центу осуществляется по существующим тротуарам {Адрес} до съезда {Адрес} далее по прилегающей к зданиям {Номер} и {Номер} территории. Обустройство тротуаров, в целях передвижения пешеходов по {Адрес} от {Адрес} в направлении {Адрес} ввиду прохождения подземных коммуникаций и сформированных элементов дороги технически возможно с одной стороны дороги- здания (гаражей) {Номер} по {Адрес} строительства тротуаров на спорном участке улично-дорожной сети необходима разработка проектной документации на капитальный ремонт дороги.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что необходимость в тротуарах обусловлена, прежде всего, дорожной ситуацией. Дороги проходят в населенном пункте, отсутствие тротуаров является небезопасным для жизни и здоровья граждан, может повлечь дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на ответчика обязанности организовать выполнение работ по обустройству тротуара с нечетной стороны (со стороны гаражей) ул. (Данные деперсонифицированы).
Разрешая требования прокурора о возложении обязанности по обустройству спорного участка дороги стационарным электрическим освещением, суд приходит к следующему.
В Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года N 2438-р, включены, в том числе, ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), раздел 4 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 года N 2218-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", утвержденному приказом Минрегионразвитие России от 27 декабря 2010 года N 783).
В соответствии пунктами 2.5, 9.1 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что отсутствие на указанном участке автомобильной дороги г. Кирова освещения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью неопределенного круга лиц и свидетельствует о непринятии необходимых мер в рамках предоставленных полномочий.
Факт нарушений требований п. 4.6.1.1, 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 на всем протяжении (Данные деперсонифицированы)
Исходя установленных по делу обстоятельств и учитывая, что обязанность по организации освещения автомобильных дорог в границах муниципального образования «Город Киров» возложена на администрацию муниципального образования «Город Киров», суд возлагает на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова обязанность организовать проведение работ по обустройству стационарным электрическим освещением на всем протяжении {Адрес} от {Адрес} до перекреста с {Адрес} г. Кирова в соответствии с п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007.
Истцом также заявлено требование о возложении на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова обязанность по устранению дефектов дорожного полотна в виде выбоин размерами: длина более 15 см, глубина более 5 см, площадь более 0,06 м2 на покрытии проезжей части от {Адрес} до {Адрес}. Кирова.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Основным нормативным документом, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог является национальный стандарт ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более, площадью 0,06 м2 (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
В силу п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В судебном заседании установлено, что {Дата} между МКУ «Дирекция благоустройства города Кирова» и АО «Гордормостстрой» заключен муниципальный контракт №(Данные деперсонифицированы) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «город Киров», в том числе на выполнение работ по ремонту (Данные деперсонифицированы). Срок окончания работ – {Дата}.
Вместе с тем, на момент проведения совместной проверки сотрудниками ГИБДД и прокуратуры (Данные деперсонифицированы), в настоящее время дорожное покрытие проезжей части от ул(Данные деперсонифицированы) находится в ненормативном состоянии.
Поскольку работы по содержанию указанного участка дороги исходя из представленных суду доказательств не выполнялись, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соответствие участка спорной дороги (от {Адрес} до {Адрес}. Кирова) техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 50597-2017, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 от (Данные деперсонифицированы) путем приведения в нормативное состояние указанных участков дорожной сети и устранению дефектов в виде выбоин.
Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу об установлении ответчику срока для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным, с учетом сезонного характера работ, необходимости подготовки проектной документации, выполнения работ на указанном участке улично-дорожной сети г. Кирова, и необходимости их финансирования.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Кирова удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова обязанность организовать выполнение работ по обустройству тротуаром с нечетной стороны (со стороны гаражей) ул. (Данные деперсонифицированы) в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007; по обустройству стационарным электрическим освещением на всем протяжении (Данные деперсонифицированы) в соответствии с п.п. 4.6.1.1, 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; по устранению дефектов в виде выбоин размерами: длина более 15 см, глубина более 5 см, площадь более 0,06 м2 на покрытии проезжей части от (Данные деперсонифицированы) в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Марушевская Н.В.
Мотивированное решение изготовлено: 19.04.2024 г.