РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 29 мая 2024 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Делягиной С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Баранниковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Товариществу собственников жилья № 116, Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга о возложении обязанности организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ТСЖ № 116 о возложении обязанности организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома, в котором просит суд возложить на ответчика обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома № 51Б по ул. Кировградской в г. Екатеринбурге в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Определением суда от 29.09.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Екатеринбурга, в качестве третьих лиц – Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, ЕМУП «Спецавтобаза», Департамент государственного жилищного и строительного надзора, АО «ЕТК».
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 21.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30.03.2023, исковые требования удовлетворены частично. На ТСЖ № 116 возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома № 51Б по ул. Кировградской в г. Екатеринбурге в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства. В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга к Администрации г. Екатеринбурга отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставлены без изменения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2024 № 45-КГ24-3-К7 решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 21.11.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30.03.2023 и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении гражданского дела определением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 24.05.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга.
В судебном заседании при рассмотрении исковых требований по существу Гатауллина М.С. заявленные исковые требования в полном объеме поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчика ТСЖ № 116 полагали, что заявленные требования подлежат удовлетворению к Администрации г. Екатеринбурга, на которую и должна быть возложена обязанность организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома, поскольку возможности организовать ее размещение на участке многоквартирного дома не имеется. Контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 51, была построена для пользования жителей многоквартирных домов № 49, 49а, 49б, 51, 51б по ул. Кировградская в г. Екатеринбурге при строительстве квартала, более 40 лет назад. Данная контейнерная площадка расположена на земельном участке, принадлежащем МО г. Екатеринбург. До 2019 г. обслуживанием названной площадки занималось АО «Орджоникидзевская УЖК», но впоследствии прекратило ее обслуживание, ввиду чего контейнерная площадка стала бесхозяйной, следовательно, именно орган местного самоуправления в лице Администрации г. Екатеринбурга обязан нести бремя содержания указанного места накопления ТКО.
Представители ответчиков Администрации г. Екатеринбурга и Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбург против удовлетворения заявленных к ним исковых требований возражали. Указали, что контейнерная площадка по ул. Кировградская, 51 в г. Екатеринбурге, от содержания и обслуживания которой отказывается ТСЖ № 116, определена для пользования нескольких многоквартирных домов: №№ 49, 49а, 49б, 51, 51б. Данная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО. Полагали, что обслуживание контейнерной площадки и обязанность по содержанию места накопления твердых бытовых отходов должны быть возложены именно на ТСЖ № 116 как лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, либо соответствующая обязанность должна быть распределена между управляющими организациями нескольких домов (если место накопления твердых бытовых коммунальных отходов организовано для нескольких МКД), пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, которыми они управляют. Данная обязанность охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом, прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга была проведена проверка по обращению Главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по факту нарушения со стороны, в том числе, ТСЖ № 116 требований законодательства об отходах производства и потребления, в том числе, твердых коммунальных отходов. Из обращения следует, что в адрес администрации района поступают многочисленные обращения от граждан по вопросу большего скопления мусора и отсутствия уборки территории в районе контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, 51. В настоящее время указанная контейнерная площадка не имеет балансовой принадлежности и находится в неудовлетворительном состоянии.
Как установлено судом, ТСЖ № 116 осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, 51Б.
По делу не оспаривается, что решением общего собрания собственников жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, 51Б с 01.10.2021 договор с управляющей организацией на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами расторгнут, потребители переведены на прямые договоры, которые заключены в типовой форме, местом накопления определена контейнерная площадка, включенная в реестр мест накопления ТКО по адресу: г.Екатеринбург, ул. Кировградская, 51. При этом согласно выписке из Реестра мест (площадок) накопления (сбора) ТКО сведения о ее балансодержателе, а также об отходообразователях отсутствуют.
Из материалов дела следует, что Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес ТСЖ № 116 направлялось требование о необходимости организации контейнерных площадок на своих придомовых территориях в срок до 30.12.2021, которое до настоящего времени не исполнено, в связи с чем, прокуратурой Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга предъявлен настоящий иск.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.
В силу части 2 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5, статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела и не было оспорено сторонами, на земельном участке под многоквартирным домом № 51Б по ул. Кировградская в г.Екатеринбурге разместить площадку накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства не представляется возможным ввиду малого размера земельного участка, расположения на нем различных сетей (теплоснабжения, водоснабжения, линии связи и иные), а также центрального теплового пункта, который поставляет тепловую энергию в соседние многоквартирные дома. При этом у каждой сети своя охранная зона, в пределах которых запрещено строительство капитальных объектов, в том числе площадки накопления ТКО.
Строительство площадки на земельном участке, принадлежащем собственникам дома, приведет к нарушению прав и законных интересов собственников сетей.
Кроме того, Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 01.07.2021 < № >, в отношении части земельного участка под МКД установлен сервитут в целях размещения тепловой сети АО «ЕТК».
Сама по себе площадь земельного участка, сформированного под многоквартирным домом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО с учетом соблюдения требований пункта 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, пункта 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 № 170, о чем органу местного самоуправления известно.
В пункте 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, изложена правовая позиция, согласно которой создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.
Между тем, как видно из материалов дела, решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, собственниками помещений не принималось, в том числе, по вышеизложенным доводам (отсутствие возможности размещения площадки на земельном участке дома с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований).
Напротив, внеочередным общим собранием собственников помещений МКД по ул. Кировградская, 51-б в г. Екатеринбурге, было принято решение, оформленное протоколом < № > от 19.10.2022, отказаться от строительства контейнерной площадки для сбора ТКО как элемента благоустройства придомовой территории МКД.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по согласованию создания мест накопления твердых бытовых отходов на территории МО «г. Екатеринбург» и ведению реестра таких мест Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга < № > от 26.12.2023 в согласовании единственной возможной точки организации контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 51 б, с географическими координатами: широта – 56.897541, долгота – 60.572889 ТСЖ № 116 было отказано ввиду несоответствия выбранного места требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства по расстоянию до нормируемых объектов.
Указано, что в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
В случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
Невозможность оборудования контейнерной площадки на придомовой территории МКД по ул. Кировградская, 51б в г. Екатеринбурге подтверждается и представленными в материалы дела схемами и фотографиями земельного участка, которые были обозрены в судебном заседании.
Письмом МУГИСО < № > от 16.01.2024 в предоставлении собственникам многоквартирного дома, расположенного по ул. Кировградская, 51б в г.Екатеринбурге, земельного участка для размещения контейнерной площадки было отказано.
Таким образом, принимая во внимание, что земельный участок под многоквартирным домом № 51б по ул. Кировградская в г. Екатеринбурге не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также без нарушения прав и законных интересов собственников сетей и непосредственно самих жителей МКД, суд, учитывая вышеуказанные положения закона, приходит к выводу, что в данном случае обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для МКД должна быть возложена непосредственно на орган местного самоуправления, а именно МО «г. Екатеринбург» в лице Администрации г. Екатеринбурга.
При установленных обстоятельствах, оснований для возложения обязанности организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на ТСЖ № 116 и Администрацию Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга не имеется.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат частичному удовлетворению путем возложения на Администрацию г.Екатеринбурга обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома № 51Б по ул. Кировградская в г. Екатеринбурге в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
При этом суд отмечает, что соответствующая обязанность организовать размещение места (площадки) накопления ТКО должна быть исполнена не за счет земельного участка многоквартирного дома, поскольку оборудование такой площадки на придомовой территории как было установлено в ходе рассмотрения дела невозможно.
Срок, в течение которого прокурор просит организовать место накопления ТКО (2 месяца), является достаточным с учетом характера нарушений и возможности их устранения, мотивированных ходатайств о предоставлении более длительного срока с приложением в обоснование соответствующих доказательств ответчиком не заявлено и не представлено.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.Екатеринбурга о возложении обязанности организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома ? удовлетворить.
Возложить на Администрацию г. Екатеринбурга (ИНН 6661004661) обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома № 51Б по ул. Кировградская в г.Екатеринбурге в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
В удовлетворении исковых требований к Товариществу собственников жилья № 116, Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда будет изготовлено в течение пяти дней.
Председательствующий С.В. Делягина
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 05.06.2024.
Председательствующий: С.В. Делягина