УИД 11RS0002-01-2022-001825-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми |
29 августа 2022 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,
с участием представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН по Республике Коми Мутигуллина М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голохвастова Владимира Алексеевича к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Голохвастов В.А. обратился в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в сумме 500000 руб.
В обоснование требований, включая дополнения к иску, административный истец указал, что прибыл в ФКУ СИЗО-3 27.05.2022, содержался в камерах №№2, 5, 7, карцере № 1. В камерах Учреждения нарушены санитарные нормы, недостаточно освещения, грязные осыпающиеся стены и потолок, ненадлежащий температурный режим. Дует из щелей окон и пола. В камерах установлен унитаз – запрещенная чаша «Генуя», от которой идет плохой запах. Постельные принадлежности порванные и грязные. Также, административный истец указал о наличии у него хронических заболеваний: отит, ларингит, гепатит Б, ВИЧ-инфекция, при которых он не мог содержаться в указанных условиях, и не получал надлежащего лечения.
В отзыве на административное исковое заявление представитель ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России с требованиями не согласился. Указал, что камеры №№ 5 и 7 располагаются в здании режимного корпуса, в здании, постройки 1958 года, когда по строительным нормам предусматривалась только естественная вентиляция – через форточные проемы. Оконные проемы с двойным остеклением, оборудованные форточками, позволяют регулярно проветривать помещение и обеспечивать достаточный воздухообмен. Пояснил также, что в камере № 2 и карцере № 1 Голохвастов В.А не содержался. Уровень освещенности и температурный режим в камерах №№ 5 и 7, где содержался административный истец, соответствовал норме. Санитарные узлы в камерах также соответствуют требованиям ПВР СИЗО, оборудованы напольными чашами (унитазами), перегородками, высотой 1 м от пола. Истец был обеспечен постельными принадлежностями в полном объеме. Постельные принадлежности и мягкий инвентарь регулярно проходят процедуру комиссионного осмотра и списываются при износе или после истечения сроков. Смена белья еженедельно, после душа. Выданные во временное пользование принадлежности проходят дезинфекцию, а также могут быть заменены по обращению осужденного.
Административный истец о судебном заседании извещен, из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области освобожден по отбытии наказания, в суд не явился.
Представитель СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФИН России по Республике Коми по доверенности Мутигуллин М.М. с требованиями административного истца не согласилась по доводам отзыва.
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о судебном разбирательстве извещено, представителя в суд не направило. Оснований для признания явки неявившихся лиц обязательной не имеется, в связи с чем, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Кроме того, в силу ст.74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое.
27.05.2022 Голохвастов В.А. прибыл в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, 28.05.2022 помещен в камеру № 7, 11.06.2022 в камеру № 5. 30.05.2022 и 17.06.2022 находился в карцере № 3. 09 июля 2022г. Голохвастов В.А. убыл из ФКУ СИЗО-3.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Согласно статье 24 этого закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В пунктах 14 и 17 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В административном исковом заявлении истец указывает о ненадлежащем санитарно-гигиеническом состоянии помещений камер и выданного ему вещевого довольствия, а также ненадлежаще оказываемой медицинской помощи.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (действовали до 17.07.2022), п.40, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, также полотенцем.
В соответствии с п.42 Правил камеры оборудуются светильниками дневного и ночного освещения; напольной чашей (унитазом), умывальником.
Аналогичные нормы указаны в Правилах, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 (с 17.07.2022).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 утверждены СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Согласно таблице 2.27 допустимая температура в жилой комнате в холодное время года +18+240С, в тёплый период +20+280С.
Таблицей 5.52 установлен гигиенический норматив освещения в жилой комнате не менее 150 лк.
Как указано в Актах комиссионного обследования уровня освещения в камерах 1-16, карцере 3 режимного корпуса ФКУ СИЗО-3 УФСИН России в Республике Коми от 20.05.2022, 17.06.2022, уровень освещения в указанных помещениях выше 150 лк, а температура – выше 200 (от +200 до +210).
Приказом Минюста России от 03.12.2013 N 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах вместе с порядком обеспечения вещевым довольствием и правилами ношения, согласно которым (приложение 1, норма 6) одеяло, матрац и подушка выдаются сроком на 4 года, простыни и наволочки на два.
В следственных изоляторах сроки эксплуатации постельных принадлежностей (кроме полотенец) сокращаются на 1 год.
Голохвастов В.А., находясь в СИЗО, был обеспечен постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, простынями, в количестве 2-х штук, наволочкой.
Результаты проверок в части соблюдения санитарно-гигиенических норм в УФК СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми отражены в Актах от 31.03.2021 и 22.04.2022 (л.д.38 – 41а). Из Актов следует, что в Учреждении имеется прачечная, оборудованная стиральными машинами, центрифугами, дезинфекционной камерой, помещениями для централизованного разведения дезинфицирующих средств, для сушки и хранения чистого белья. В прачечной ведутся Журналы учета дезинфекции, соблюдения температурно-влажностного режима, проведения текущих и генеральных уборок.
Как следует из Акта от 22.04.2022 № 27 камеры СИЗО оборудованы металлическими кроватями, тумбочками, навесными шкафчиками, баками для питьевой воды (вода имеется), имеются холодильники, телевизоры. Освещение естественное и искусственное. Санитарный узел в камерах от жилой площади отделен перегородкой и дверью, возможность сохранения приватности имеется. Общее санитарное состояние камер удовлетворительное.
Из пояснений представителя ответчика также следует, что санузел в камерах отгорожен не глухой перегородкой, соответственно, освещается освещением камеры.
Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, согласно которому оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями медицинских организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы, подведомственных ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Согласно п.8 Порядка лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части.
В соответствии с п.31 в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи, п.33. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи.
По данным амбулаторной карты (л.д.96) Голохвастову В.А. в СИЗО оказывался следующий объём медицинской помощи:
30.05.2022, 07.06.2022 направлялись запросы по поводу результатов биопсии гортани. Также, 30.05.2022, 17.06.2022 Голохвастов В.А. осматривался фельдшером перед водворением в карцер, по жалобам поставлен диагноз хронический гиперпластический ларингит, вне обострения. Сделан вывод о возможности содержания в карцере.
06.06.2022 осмотрен врачом-терапевтом, диагноз по жалобам: распространенная дорсопатия, болевой синдром, назначено лечение.
20.06.2022 получены результаты биопсии, не подтвердившей злокачественный рост.
01.07.2022 получена выписка из филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний 4А, фаза прогрессирования. АРВТ с 26.04.2022. Эпидермофития, онихомикоз стоп. Хронический вирусный гепатит В, минимальной активности. HBsAg(+). Хронический гиперпластический ларингит, вне обострения. Искривление носовой перегородки. Вазомоторный ринит. Правосторонний хронический гнойный средний отит. Антральный атрофический гастрит, вне обострения. Копия выписки выдана на руки Голохвастову В.А.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, п. 19, предусматривалось размещение больных инфекционными заболеваниями или нуждающихся в особом медицинском уходе и наблюдении отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.
Сведения о том, что имеющиеся у Голохвастова В.А. заболевания требовали специально оборудованного помещения и препятствовали ему пребывать в стандартных условиях содержания в материалы дела не представлены ни самим административным истцом, ни добыты при рассмотрении дела.
По сведениям канцелярии ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми за период нахождения в СИЗО-3 Голохвастов В.А. по вопросам материально-бытовых, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических условий не обращался.
Исследовав представленные доказательства в объёме, соответствующем доводам административного истца и перечню приведенных им нарушений, суд находит их не подтверждающими ненадлежащее санитарно-гигиеническое состояние камер СИЗО, выданного вещевого довольствия или оказанной медицинской помощи.
Из представленных суду Актов следует, что организация очищения и дезинфекции постельных принадлежностей организована в Учреждении надлежащим образом. Несмотря на порядок проветривания естественной вентиляцией (от окна), нарушений температурного режима не зафиксировано, освещение соответствует норме. Санузел оборудован в соответствии с нормами приведенных выше правил, без наличия препятствий к его освещению в виде глухих перегородок.
Медицинская помощь истцу оказывалась в соответствии с поступающими жалобами, состояния здоровья, требующего помещения истца в другие условия содержания, а также, учитывая период нахождения в СИЗО, обязанности административных ответчиков в проведении иного объёма лечения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес>, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – <дата>.
Председательствующий Е.Ю.Солодилова