Решение по делу № 33-2077/2024 от 02.07.2024

89RS0005-01-2024-000971-62

в суде первой инстанции № 2-1106/2024

председательствующий Прядко Е.М.

апелляционное дело № 33-2077/2024

мотивированное определение

изготовлено 28.08.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2024 года                                   город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Гниденко С.П.,

судей коллегии Селиверстовой Ю.А., Акбашевой Л.Ю.

при секретаре судебного заседания Пановой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Ноябрьским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа гражданское дело по иску прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по принятию мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности

по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2024 года,

заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Селиверстовой Ю.А.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Ноябрьска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по принятию мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля исполнения пункта № 3 предписания от 12.11.2020года № 131/11 на предмет устранения нарушений требований пожарной безопасности в поселке «Северная Нива» Администрации города Ноябрьска в виде отсутствия противопожарного водоснабжения, срок для исполнения которого истек 1 октября 2023 года. По итогам проверки выявлен факт неисполнения указанного пункта предписания: ранее выявленные нарушения требований статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 5.1, 8.2, 8.5, 8.9, 10.1-10.4 СП 8.13130.2020ответчиком в установленный срок и по настоящее время не устранены, обустройство противопожарного водоснабжения пос. «Северная Нива» города Ноябрьска не реализовано. Отсутствие надлежащего противопожарного водоснабжения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественного вреда при возникновении пожара. Просил возложить обязанность на Администрацию города Ноябрьска в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обустроить территорию поселка «Северная Нива» города Ноябрьска противопожарным водоснабжением.

Старший помощник прокурора города Ноябрьска Рубцова О.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации города Ноябрьска Ташбулатов Д.М. просил в иске отказать.

Решением Ноябрьского городского суда от 22 апреля 2024 года исковые требования прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. На Администрацию города Ноябрьска (ИНН 8905001855, ОРГН 1028900710563) возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по обустройству противопожарного водоснабжения поселка «Северная Нива» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Ноябрьска - Ташбулатов Д.М. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, поскольку поселок «Северная Нива» хотя и расположен в пределах муниципального образования города Ноябрьск, но находится за пределами его установленных границ как населенного пункта. Территория данного поселка расположена на землях сельскохозяйственного назначения, в пределах которого территория населенного пункта отсутствует. Решением суда предоставлен срок исполнения решения суда, который является меньшим, чем установлен в предписании, послужившим основанием для предъявления иска, что недопустимо.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения представителя Администрации города Ноябрьска Ташбулатова Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Ребриной В.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пункту 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу части 1 статьи 330ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции были допущены.

В пунктах 1 - 3, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указано, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61,67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона соответствует не в полной мере.

Из материалов дела следует и установлено судом, что в период с 15 октября 2020года по 12 ноября 2020года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию город Ноябрьск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию город Ноябрьск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОНД города Ноябрьск) проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

По итогам указанной проверки было установлено, что в нарушение статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 4 статьи 6, статьи 63, части 3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 5.1, 8.2., 8.5, 8.9, 10.1-10.4 СП 8.13130.2020 в поселке «Северная Нива» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа не обустроено противопожарное водоснабжение, мероприятия по его организации не обустроены в первый этап 2013-2017 года согласно постановлению Администрации муниципального образования от 06.06.2-16 № П-403 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ноябрьск на 2014-2027 годы, при этом согласно постановлению Администрации города Ноябрьск от 16.10.2020года № П-1591 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ноябрьск на 2014-2027 годы» обустройство противопожарного водоснабжения перечисленных поселков запланировано на 2022-2023 годы (включая проектно-изыскательские работы), при этом финансирование данных мероприятий не предусматривается местным бюджетом. Таким образом, финансовое обеспечение пожарной безопасности муниципального образования, а также обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения осуществляются ненадлежащим образом (л.д. 11, 20тома 1).

Результаты вышеуказанной проверки были оформлены предписанием уполномоченного органа ОНД города Ноябрьска от 12.11.2020г. №131/1/1, в котором срок устранения названных недостатков был установлен не позднее 01.10.2023 года.

Указанное предписание Администрацией города Ноябрьска не обжаловалось, ходатайств о продлении срока его исполнения не поступало, о несогласии с его содержанием не заявлялось.

30.10.2023 отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОНД г. Ноябрьск) было издано распоряжение от 30.10.2023 № 100о проведении в период с 03.11.2023 по 17.11.2023 в отношении Администрации города Ноябрьска внеплановой выездной проверки для контроля исполнения пункта № 3 предписания от 12.11.2020г. №131/1/1 (л.д. 9-13).

По итогам названной проверки был установлен факт неисполнения Администрацией города Ноябрьска пункта № 3 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 12.11.2020г. №131/1/1.

В нарушение пункта 1 статьи 56 ГПК РФ доказательств обустройства противопожарного водоснабжения на территории поселка «Северная Нива» в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.

Из материалов дела усматривается, что в связи с неисполнением ответчиком пункта № 3 предписания от 12.11.2020г. №131/1/1 остается невыполненным, Администрации г. Ноябрьска выдано повторное предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 17.11.2023 № 100/1/1 сроком исполнения до 03.11.2025 (л.д. 43-44 тома 1).

Постановлением судьи Ноябрьского городского суда от 14.12.2023, вступившим в законную силу, начальник управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрации города Ноябрьска Смирнов Андрей Васильевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000руб. за неисполнение предписания №131/1/1 от 12.11.2020 (л.д. 19-22 тома 1). Постановлением судьи по делу об административном правонарушении установлено, что выданное надзорным органом предписание от 12 ноября 2020года о выполнении требований пожарной безопасности (обеспечении расстановки пожарных гидрантов) Администрацией города Ноябрьска не исполнено.

Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении на Администрацию города Ноябрьска обязанности обустроить территорию поселка «Северная Нива» противопожарным водоснабжением, суд первой инстанции исходил из статуса муниципального образования, наличия у него установленной законом обязанности осуществлять финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в которых расположен указанный поселок, доказанности факта необеспечения территории поселка противопожарным водоснабжением.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиций ст. ст. 12, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В апелляционной жалобе ее податель высказывает суждение о том, что поселок Северная Нива, хотя и расположенный в границах муниципального образования город Ноябрьск, не только входит в границы населенного пункта город Ноябрьск, но и отнесен к категориям земель сельхозназначения, суд оценивает критически.

Так, в соответствии с п. 10ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

На основании абз.2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 10ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

Согласно ч.1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Закона).

С 01.01.2021 года в Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020года № 1479.

В соответствии с п. 75 данных Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Ноябрьск с наименованием городской округ город Ноябрьск, наделенного статусом городского округа, в который входит населенный пункт город Ноябрьск, являющийся его административным центром, является Администрация города Ноябрьска (пункт 3 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования город Ноябрьск, часть 3 статьи 3 Закона ЯНАО от 16.12.2004 № 101-ЗАО).

Территорию города Ноябрьска составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития города Ноябрьска (пункт 2 статьи 4 Устава).

Согласно статье 10Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (абзац 3).

22.12.2020года Администрацией города Ноябрьска было утверждено постановление № П-2160 «Об утверждении перечня первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря, используемых в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, расположенных на территории муниципального образования город Ноябрьск».

В ходе судебного разбирательства не оспаривалось и подтверждается материалами дела, что поселок Северная Нива расположен в границах муниципального образования города Ноябрьска.

Согласно инвентаризационно-технической документации, поселок Северная Нива в период с 1992 года представлял собой подсобное хозяйство на территории города Ноябрьска, в связи с чем исключить его предназначение для развития территории город Ноябрьска оснований не имеется.

В настоящее время по данным ЕГРН поселок Северная Нива действительно формально отнесен к землям сельхозназначения.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, агролесомелиоративными насаждениями, агрофитомелиоративными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 78 того же Кодекса, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Размещение жилой застройки допускается на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

На основании пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка.

Размещение иной жилой застройки на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено.

В то же время, из материалов дела усматривается, что на территории поселка «Северная Нива» расположены два многоквартирных жилых дома: введенный в эксплуатацию в 1992 году восьми квартирный жилой дом 1А по улице Подсобное хозяйство в городе Ноябрьке площадью 508, 3 кв.м., а также введенный в эксплуатацию в 1997 году восьми квартирный жилой дом 1А по улице Подсобное хозяйство в городе Ноябрьке площадью 535, 1 кв.м.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений земельного законодательства включение земельных участков под указанными многоквартирными домами в состав земель сельскохозяйственного назначения не может быть признано соответствующим закону.

При этом из материалов дела усматривается, что постановлениями Администрации города Ноябрьска от 01.03.2023 № Р-91 данные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими расселению.

Распоряжением Администрации города Ноябрьска от 20.05.2024 № 243-Р сроки расселения указанных многоквартирных домов сокращены с 13.03.2027 до 08.06.2024 (дом 1А), с 13.03.2027 до 08.08.2024 (дом 2А), но до настоящего времени доказательств их полного расселения в материалы дела не представлено. На запрос судебной коллегией стороны представили сведений, что в указанных домах проживают в общей сложности 12 человек. Актуальной информации со стороны Администрации города Ноябрьска не представлено, факт проживания указанных лиц на дату рассмотрения жалобы не оспаривался.

Таким образом, исходя из совокупного толкования нормативных предписаний законодательства о пожарной безопасности и земельного законодательства, установленных фактов наличия на территории поселка Северная Нива города Ноябрьска многоквартирных жилых домов, в которых проживают люди и в отношении которых Администрация города Ноябрьска, как это следует из совокупности представленных в материалы дела вышеуказанных доказательств, осуществляет правомочия органа местного самоуправления, доводы жалобы об отсутствии у Администрации города Ноябрьска обязанности осуществлять первичные меры пожарной безопасности применительно к объектам, расположенным на территории Северная Нива, подлежат отклонению. К доводам о том, что данный поселок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия относится критически по вышеизложенным основаниям.

Аргументы о наличии на территории поселка Северная Нива противопожарных гидрантов в работоспособном состоянии со ссылкой на составленный представителями ответчика в одностороннем порядке, но с участием представителя АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» акт, из содержания которого следует, что на территории подсобного хозяйства «Северная Нива» имеются два пожарных гидранта с водоотдачей 10литров в секунду, находящиеся в рабочем состоянии и пригодные к дальнейшей эксплуатации, суд отклоняет, поскольку сторона истца в опровержение данного акта представила акт осмотра территории, составленный 08.08.2024 помощником прокурора Исаевым А.Р. в присутствии старшего инспектора ОНОНГК ОНД и ПР города Ноябрька Беляева Н.И..

Из его содержания следует, что на территории пос. Северная Нива г. Ноябрьска ЯНАО расположены 2 жилых многоквартирных дома по адресу: г. Ноябрьск, пос. Северная Нива, д. 1а и г. Ноябрьск, пос. Северная Нива, д. 2а.

  1. В 50-ти метрах от многоквартирного дома № 1а и в 77-ми метрах к юго-востоку от многоквартирного дома № 2 а расположен пожарный гидрант № 2 (ГГГ-2).
  2. В 360-ти метрах к юго-западу от многоквартирного дома № 1 а и в 365- ми метрах к юго-востоку от многоквартирного дома № 2А расположен пожарный гидрант № 1 (ПГ-1).

В 50-ти метрах к югу от пожарного гидранта № 1 расположен пожарный резервуар подземного исполнения объёмом 50м3. Пожарный резервуар находится на обслуживании МУП «Сельскохозяйственный комплекс Ноябрьский». Пожарный резервуар заполнен водой (ПВ-1). Согласно п.8.9 СП 8.13130. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» - расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания или сооружения на уровне планировочных отметок земли снаружи здания или сооружения не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200м по дорогам с твердым покрытием.

Соответственно при рассчитываемой точке пожара - для жилых многоквартирных домов № 1а и 2а с учетом расстояния свыше 350метров до ПВ-1 и ПГ-1 - использование при пожаротушении возможно только от ПГ- 2.

Вместе с тем, согласно п.6.3 СП 8.13130. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» - свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10метров.

При выезде осуществлялись замеры давления, которые показали, что свободный напор в сети противопожарного водопровода (в частности ПГ-2) составляет 0 кг/кв.см при требуемом 1 кг/кв.см.

Содержание данного представленного стороной истца акта от 08.08.2024 представитель ответчика не оспаривал, опровергающих доказательств не представил, в связи с чем суд апелляционной инстанции принимает составленный представителем истца в присутствии инспектора ОНД города Ноябрьска акт от 08.08.2024 в качестве доказательства отсутствия надлежащего обустройства противопожарного водоснабжения в поселке Северная Нива, отклоняя доводы апелляционной жалобы об ином.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, противопожарное водоснабжение пос. Северная Нива г. Ноябрьска не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для возложения на Администрацию города Ноябрьска обязанности обустроить надлежащее противопожарное водоснабжение.

В то же время, суд отмечает обоснованность аргументов апелляционной жалобы о ненадлежаще установленном сроке исполнения решения суда.

Как указывалось ранее, по результатам проверки исполнения предписания от 12.11.2020г. № 131/1/1 повторным предписанием от 17.11.2023 № 100/1/1 ответчику указано о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 03.11.2025 (л.д. 43).

Поскольку на дату разрешения спора срок исполнения предписания от 17.11.2023 № 100/1/1 не истек, основания для возложения на Администрацию города Ноябрьска обязанности по оборудованию территории поселка Северная Нива источниками противопожарного водоснабжения ранее указанной даты (до 03.11.2025) у суда первой инстанции отсутствовали. Прокурором при подаче иска оснований для сокращения установленного предписанием от 17.11.2023 срока до 03.11.2025 до шестимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу не приведено.

Судом данное юридически значимое обстоятельство не учтено, в связи с чем в данной части решение суда подлежит изменению с установлением срока исполнения решения суда не позднее 03.11.2025.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2024 года изменить в части установления срока исполнения обязанности, установив данный срок не позднее 03.11.2025 года, в остальной части оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

89RS0005-01-2024-000971-62

в суде первой инстанции № 2-1106/2024

председательствующий Прядко Е.М.

апелляционное дело № 33-2077/2024

мотивированное определение

изготовлено 28.08.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2024 года                                   город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Гниденко С.П.,

судей коллегии Селиверстовой Ю.А., Акбашевой Л.Ю.

при секретаре судебного заседания Пановой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Ноябрьским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа гражданское дело по иску прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по принятию мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности

по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2024 года,

заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Селиверстовой Ю.А.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Ноябрьска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по принятию мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля исполнения пункта № 3 предписания от 12.11.2020года № 131/11 на предмет устранения нарушений требований пожарной безопасности в поселке «Северная Нива» Администрации города Ноябрьска в виде отсутствия противопожарного водоснабжения, срок для исполнения которого истек 1 октября 2023 года. По итогам проверки выявлен факт неисполнения указанного пункта предписания: ранее выявленные нарушения требований статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 5.1, 8.2, 8.5, 8.9, 10.1-10.4 СП 8.13130.2020ответчиком в установленный срок и по настоящее время не устранены, обустройство противопожарного водоснабжения пос. «Северная Нива» города Ноябрьска не реализовано. Отсутствие надлежащего противопожарного водоснабжения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественного вреда при возникновении пожара. Просил возложить обязанность на Администрацию города Ноябрьска в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обустроить территорию поселка «Северная Нива» города Ноябрьска противопожарным водоснабжением.

Старший помощник прокурора города Ноябрьска Рубцова О.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации города Ноябрьска Ташбулатов Д.М. просил в иске отказать.

Решением Ноябрьского городского суда от 22 апреля 2024 года исковые требования прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. На Администрацию города Ноябрьска (ИНН 8905001855, ОРГН 1028900710563) возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по обустройству противопожарного водоснабжения поселка «Северная Нива» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Ноябрьска - Ташбулатов Д.М. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, поскольку поселок «Северная Нива» хотя и расположен в пределах муниципального образования города Ноябрьск, но находится за пределами его установленных границ как населенного пункта. Территория данного поселка расположена на землях сельскохозяйственного назначения, в пределах которого территория населенного пункта отсутствует. Решением суда предоставлен срок исполнения решения суда, который является меньшим, чем установлен в предписании, послужившим основанием для предъявления иска, что недопустимо.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения представителя Администрации города Ноябрьска Ташбулатова Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Ребриной В.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пункту 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу части 1 статьи 330ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции были допущены.

В пунктах 1 - 3, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указано, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61,67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона соответствует не в полной мере.

Из материалов дела следует и установлено судом, что в период с 15 октября 2020года по 12 ноября 2020года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию город Ноябрьск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию город Ноябрьск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОНД города Ноябрьск) проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

По итогам указанной проверки было установлено, что в нарушение статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 4 статьи 6, статьи 63, части 3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 5.1, 8.2., 8.5, 8.9, 10.1-10.4 СП 8.13130.2020 в поселке «Северная Нива» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа не обустроено противопожарное водоснабжение, мероприятия по его организации не обустроены в первый этап 2013-2017 года согласно постановлению Администрации муниципального образования от 06.06.2-16 № П-403 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ноябрьск на 2014-2027 годы, при этом согласно постановлению Администрации города Ноябрьск от 16.10.2020года № П-1591 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ноябрьск на 2014-2027 годы» обустройство противопожарного водоснабжения перечисленных поселков запланировано на 2022-2023 годы (включая проектно-изыскательские работы), при этом финансирование данных мероприятий не предусматривается местным бюджетом. Таким образом, финансовое обеспечение пожарной безопасности муниципального образования, а также обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения осуществляются ненадлежащим образом (л.д. 11, 20тома 1).

Результаты вышеуказанной проверки были оформлены предписанием уполномоченного органа ОНД города Ноябрьска от 12.11.2020г. №131/1/1, в котором срок устранения названных недостатков был установлен не позднее 01.10.2023 года.

Указанное предписание Администрацией города Ноябрьска не обжаловалось, ходатайств о продлении срока его исполнения не поступало, о несогласии с его содержанием не заявлялось.

30.10.2023 отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОНД г. Ноябрьск) было издано распоряжение от 30.10.2023 № 100о проведении в период с 03.11.2023 по 17.11.2023 в отношении Администрации города Ноябрьска внеплановой выездной проверки для контроля исполнения пункта № 3 предписания от 12.11.2020г. №131/1/1 (л.д. 9-13).

По итогам названной проверки был установлен факт неисполнения Администрацией города Ноябрьска пункта № 3 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 12.11.2020г. №131/1/1.

В нарушение пункта 1 статьи 56 ГПК РФ доказательств обустройства противопожарного водоснабжения на территории поселка «Северная Нива» в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.

Из материалов дела усматривается, что в связи с неисполнением ответчиком пункта № 3 предписания от 12.11.2020г. №131/1/1 остается невыполненным, Администрации г. Ноябрьска выдано повторное предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 17.11.2023 № 100/1/1 сроком исполнения до 03.11.2025 (л.д. 43-44 тома 1).

Постановлением судьи Ноябрьского городского суда от 14.12.2023, вступившим в законную силу, начальник управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрации города Ноябрьска Смирнов Андрей Васильевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000руб. за неисполнение предписания №131/1/1 от 12.11.2020 (л.д. 19-22 тома 1). Постановлением судьи по делу об административном правонарушении установлено, что выданное надзорным органом предписание от 12 ноября 2020года о выполнении требований пожарной безопасности (обеспечении расстановки пожарных гидрантов) Администрацией города Ноябрьска не исполнено.

Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении на Администрацию города Ноябрьска обязанности обустроить территорию поселка «Северная Нива» противопожарным водоснабжением, суд первой инстанции исходил из статуса муниципального образования, наличия у него установленной законом обязанности осуществлять финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в которых расположен указанный поселок, доказанности факта необеспечения территории поселка противопожарным водоснабжением.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиций ст. ст. 12, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В апелляционной жалобе ее податель высказывает суждение о том, что поселок Северная Нива, хотя и расположенный в границах муниципального образования город Ноябрьск, не только входит в границы населенного пункта город Ноябрьск, но и отнесен к категориям земель сельхозназначения, суд оценивает критически.

Так, в соответствии с п. 10ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

На основании абз.2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 10ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

Согласно ч.1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Закона).

С 01.01.2021 года в Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020года № 1479.

В соответствии с п. 75 данных Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Ноябрьск с наименованием городской округ город Ноябрьск, наделенного статусом городского округа, в который входит населенный пункт город Ноябрьск, являющийся его административным центром, является Администрация города Ноябрьска (пункт 3 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования город Ноябрьск, часть 3 статьи 3 Закона ЯНАО от 16.12.2004 № 101-ЗАО).

Территорию города Ноябрьска составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития города Ноябрьска (пункт 2 статьи 4 Устава).

Согласно статье 10Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (абзац 3).

22.12.2020года Администрацией города Ноябрьска было утверждено постановление № П-2160 «Об утверждении перечня первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря, используемых в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан, расположенных на территории муниципального образования город Ноябрьск».

В ходе судебного разбирательства не оспаривалось и подтверждается материалами дела, что поселок Северная Нива расположен в границах муниципального образования города Ноябрьска.

Согласно инвентаризационно-технической документации, поселок Северная Нива в период с 1992 года представлял собой подсобное хозяйство на территории города Ноябрьска, в связи с чем исключить его предназначение для развития территории город Ноябрьска оснований не имеется.

В настоящее время по данным ЕГРН поселок Северная Нива действительно формально отнесен к землям сельхозназначения.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, агролесомелиоративными насаждениями, агрофитомелиоративными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 78 того же Кодекса, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Размещение жилой застройки допускается на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

На основании пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка.

Размещение иной жилой застройки на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено.

В то же время, из материалов дела усматривается, что на территории поселка «Северная Нива» расположены два многоквартирных жилых дома: введенный в эксплуатацию в 1992 году восьми квартирный жилой дом 1А по улице Подсобное хозяйство в городе Ноябрьке площадью 508, 3 кв.м., а также введенный в эксплуатацию в 1997 году восьми квартирный жилой дом 1А по улице Подсобное хозяйство в городе Ноябрьке площадью 535, 1 кв.м.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений земельного законодательства включение земельных участков под указанными многоквартирными домами в состав земель сельскохозяйственного назначения не может быть признано соответствующим закону.

При этом из материалов дела усматривается, что постановлениями Администрации города Ноябрьска от 01.03.2023 № Р-91 данные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими расселению.

Распоряжением Администрации города Ноябрьска от 20.05.2024 № 243-Р сроки расселения указанных многоквартирных домов сокращены с 13.03.2027 до 08.06.2024 (дом 1А), с 13.03.2027 до 08.08.2024 (дом 2А), но до настоящего времени доказательств их полного расселения в материалы дела не представлено. На запрос судебной коллегией стороны представили сведений, что в указанных домах проживают в общей сложности 12 человек. Актуальной информации со стороны Администрации города Ноябрьска не представлено, факт проживания указанных лиц на дату рассмотрения жалобы не оспаривался.

Таким образом, исходя из совокупного толкования нормативных предписаний законодательства о пожарной безопасности и земельного законодательства, установленных фактов наличия на территории поселка Северная Нива города Ноябрьска многоквартирных жилых домов, в которых проживают люди и в отношении которых Администрация города Ноябрьска, как это следует из совокупности представленных в материалы дела вышеуказанных доказательств, осуществляет правомочия органа местного самоуправления, доводы жалобы об отсутствии у Администрации города Ноябрьска обязанности осуществлять первичные меры пожарной безопасности применительно к объектам, расположенным на территории Северная Нива, подлежат отклонению. К доводам о том, что данный поселок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия относится критически по вышеизложенным основаниям.

Аргументы о наличии на территории поселка Северная Нива противопожарных гидрантов в работоспособном состоянии со ссылкой на составленный представителями ответчика в одностороннем порядке, но с участием представителя АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» акт, из содержания которого следует, что на территории подсобного хозяйства «Северная Нива» имеются два пожарных гидранта с водоотдачей 10литров в секунду, находящиеся в рабочем состоянии и пригодные к дальнейшей эксплуатации, суд отклоняет, поскольку сторона истца в опровержение данного акта представила акт осмотра территории, составленный 08.08.2024 помощником прокурора Исаевым А.Р. в присутствии старшего инспектора ОНОНГК ОНД и ПР города Ноябрька Беляева Н.И..

Из его содержания следует, что на территории пос. Северная Нива г. Ноябрьска ЯНАО расположены 2 жилых многоквартирных дома по адресу: г. Ноябрьск, пос. Северная Нива, д. 1а и г. Ноябрьск, пос. Северная Нива, д. 2а.

  1. В 50-ти метрах от многоквартирного дома № 1а и в 77-ми метрах к юго-востоку от многоквартирного дома № 2 а расположен пожарный гидрант № 2 (ГГГ-2).
  2. В 360-ти метрах к юго-западу от многоквартирного дома № 1 а и в 365- ми метрах к юго-востоку от многоквартирного дома № 2А расположен пожарный гидрант № 1 (ПГ-1).

В 50-ти метрах к югу от пожарного гидранта № 1 расположен пожарный резервуар подземного исполнения объёмом 50м3. Пожарный резервуар находится на обслуживании МУП «Сельскохозяйственный комплекс Ноябрьский». Пожарный резервуар заполнен водой (ПВ-1). Согласно п.8.9 СП 8.13130. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» - расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания или сооружения на уровне планировочных отметок земли снаружи здания или сооружения не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200м по дорогам с твердым покрытием.

Соответственно при рассчитываемой точке пожара - для жилых многоквартирных домов № 1а и 2а с учетом расстояния свыше 350метров до ПВ-1 и ПГ-1 - использование при пожаротушении возможно только от ПГ- 2.

Вместе с тем, согласно п.6.3 СП 8.13130. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» - свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10метров.

При выезде осуществлялись замеры давления, которые показали, что свободный напор в сети противопожарного водопровода (в частности ПГ-2) составляет 0 кг/кв.см при требуемом 1 кг/кв.см.

Содержание данного представленного стороной истца акта от 08.08.2024 представитель ответчика не оспаривал, опровергающих доказательств не представил, в связи с чем суд апелляционной инстанции принимает составленный представителем истца в присутствии инспектора ОНД города Ноябрьска акт от 08.08.2024 в качестве доказательства отсутствия надлежащего обустройства противопожарного водоснабжения в поселке Северная Нива, отклоняя доводы апелляционной жалобы об ином.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, противопожарное водоснабжение пос. Северная Нива г. Ноябрьска не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для возложения на Администрацию города Ноябрьска обязанности обустроить надлежащее противопожарное водоснабжение.

В то же время, суд отмечает обоснованность аргументов апелляционной жалобы о ненадлежаще установленном сроке исполнения решения суда.

Как указывалось ранее, по результатам проверки исполнения предписания от 12.11.2020г. № 131/1/1 повторным предписанием от 17.11.2023 № 100/1/1 ответчику указано о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 03.11.2025 (л.д. 43).

Поскольку на дату разрешения спора срок исполнения предписания от 17.11.2023 № 100/1/1 не истек, основания для возложения на Администрацию города Ноябрьска обязанности по оборудованию территории поселка Северная Нива источниками противопожарного водоснабжения ранее указанной даты (до 03.11.2025) у суда первой инстанции отсутствовали. Прокурором при подаче иска оснований для сокращения установленного предписанием от 17.11.2023 срока до 03.11.2025 до шестимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу не приведено.

Судом данное юридически значимое обстоятельство не учтено, в связи с чем в данной части решение суда подлежит изменению с установлением срока исполнения решения суда не позднее 03.11.2025.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2024 года изменить в части установления срока исполнения обязанности, установив данный срок не позднее 03.11.2025 года, в остальной части оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-2077/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Ноябрьска
Ответчики
Администрация г. Ноябрьск
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
02.07.2024Передача дела судье
23.07.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее