Судья: Неграмотнов А.А. Дело №33-9443/2023
(дело 2-2025/2022) УИД 50RS0026-01-2021-018846-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск,
Московская область 27 марта 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Аверченко Д.Г.,
судей Крюковой В.Н., Тарханова А.Г.,
при помощнике судьи Широковой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску фио, фио к Министерству социального развития Московской области в лице Управления опеки и попечительства по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
по апелляционной жалобе фио на решение Люберецкого городского суда Московской области от 16 февраля 2022 года,
заслушав доклад судьи Тарханова А.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, фио обратились в суд с иском к Министерству социального развития Московской области в лице Управления опеки и попечительства по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Свои требования мотивировали тем, что что фио, <данные изъяты> года рождения, и фио, <данные изъяты> года рождения, относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей — оставшихся без попечения родителей.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от <данные изъяты> мать истцов за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей была ограничена в родительских правах, а решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от <данные изъяты> была лишена родительских прав, отец — фио умер в 2008 г.
На основании Постановления главы Красночетайского района Чувашской Республики <данные изъяты> от <данные изъяты> над истцами установлена опека на возмездной основе.
На основании постановления администрации Красночетайского района Чувашской Республики от <данные изъяты> <данные изъяты> и от <данные изъяты> <данные изъяты> истец фио и фио были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих однократному обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По достижению 18 лет жилыми помещениями истцы в Красночетайском районе Чувашской Республики не обеспечены.
С <данные изъяты> истцы фио и фио зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты> квартире, принадлежащей на праве собственности их опекуну.
Распоряжениями Министерства образования Московской области от 30 сентября 2021 года <данные изъяты>-Р и <данные изъяты>-Р фио и фио отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что их местом жительства является фио Республика и на момент подачи заявления они достигли возраста 18 лет.
Все материалы по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений фио и фио были по запросу от <данные изъяты> истребованы ответчиком из администрации Красночетайского района Чувашской Республики и находятся у ответчика.
В иске, истцы указывают, что смена постоянного места жительства, а именно переезд из с. Красные Четаи Чувашской Республики на постоянное место жительства в Московскую область, не может являться основанием для лишения истцов права на предоставление жилого помещения, как лицам, оставшимся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Истцы просят признать незаконным и отменить распоряжение Министерства образования Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-Р и от <данные изъяты> <данные изъяты>-Р об отказе фио и фио, во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области и обязать Министерство образования Московской области включить их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области
Истцы фио и фио в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены, обеспечили явку представителя, которая просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в лице Управления по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино по доверенности Ильюшкин М.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 16 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, фио обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2022 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении в заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом, сведений о причине неявки не представлено.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям, ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. «О судебном решении»).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. «О судебном решении»).
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, в соответствии ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 4 и ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном законом Московской области № 248/2007-ОЗ от 29.12.2007г. «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.8 закона Московской области № 248/2007-ОЗ от 29.12.2007г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области. Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что фио, <данные изъяты> года рождения, и фио, <данные изъяты> года рождения, относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей — оставшихся без попечения родителей.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от <данные изъяты> мать истцов за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей была ограничена в родительских правах, а решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от <данные изъяты> была лишена родительских прав, отец — фио умер в 2008 г.
На основании Постановления главы Красночетайского района Чувашской Республики <данные изъяты> от <данные изъяты> над истцами установлена опека на возмездной основе.
На основании постановления администрации Красночетайского района Чувашской Республики от <данные изъяты> <данные изъяты> и от <данные изъяты> <данные изъяты> истец фио и фио были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих однократному обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По достижению 18 лет жилыми помещениями истцы в Красночетайском районе Чувашской Республики не обеспечены.
В настоящее время истцы обучаются в Ядринском Агротехническом техникуме Минобразования Республики Чувашия и обеспечены общежитием по месту учебы. Обучение истцы заканчивают летом 2022 года.
С <данные изъяты> истцы фио и фио, т.е. после достижения ими 18 лет, зарегистрировались по месту жительства по адресу: <данные изъяты> квартире, принадлежащей на праве собственности их опекуну.
Распоряжениями Министерства образования Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-Р и <данные изъяты>-Р фио и фио соответственно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что их местом жительства является фио Республика и на момент подачи заявления они достигли возраста 18 лет.
Согласно ответу Главы Администрации Красночетайского района Чувашской республики от <данные изъяты>, истцы состоят на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
За истцами закреплена квартира по адресу: Чувашская Республика, <данные изъяты>, фактически проживают в общежитии по месту обучения в <данные изъяты>.
С <данные изъяты> истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты>. Собственником указанной квартиры является бывший опекун несовершеннолетних фио, в соответствии с актом обследования жилого указанного помещения истцы не проживают в данной квартире. Как пояснили истцы в судебном заседании они имеют намерение переселиться в эту квартиру только после окончания учебного заведения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что место жительства истцов не изменилось на момент обращения с заявлением о постановке их на учет на обеспечение жилым помещением в специализированном жилом фонде в ином регионе. До настоящего времени истцы состоят на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по прежнему месту в Чувашской Республике.
Кроме того, истцы достигли совершеннолетия 18 лет на момент регистрации по месту жительства в Московской области и обращения к ответчику, что само по себе исключает возможность обеспечения их жилым помещением по новому месту жительства при сохранении права на получение жилых помещений по прежнему месту жительства.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в связи со следующим.
Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Постановлением администрации Красночетайского района Чувашской Республики от <данные изъяты> <данные изъяты> и от <данные изъяты> <данные изъяты> истцы фио и фио были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих однократному обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По достижению 18 лет жилыми помещениями истцы в Красночетайском районе Чувашской Республики не обеспечены, обучаются в Ядринском Агротехническом техникуме Минобразования Республики Чувашия и обеспечены общежитием по месту учебы, которую заканчивают летом 2022 года.
С <данные изъяты> истцы фио и фио, зарегистрировались по месту жительства по адресу: <данные изъяты> квартире, принадлежащей на праве собственности их бывшему опекуну фио
В связи с вышеизложенным, у истцов имеется нереализованное право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Судом установлено, что в настоящее время местом жительства фио и фио является общежитие по месту обучения в <данные изъяты>, которое они заканчивают летом 2022г., однако с <данные изъяты> истцы фио и фио, зарегистрированы по месту своего постоянного жительства по адресу: <данные изъяты>, как пояснили они же в судебном заседании первой инстанции, имеют намерение переселиться в эту квартиру после окончания учебного заведения и проживать в ней.
В соответствии со статьей 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из Чувашской Республики на постоянное место жительства в Московскую область, не может являться основанием для лишения истцов права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
При этом продолжение обучения истцов в Ядринском Агротехническом техникуме Министерства образования Республики Чувашия, не свидетельствует о том, что истцы не изменении постоянное места жительства, учитывая, что у них с <данные изъяты> возникло право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>.
Во исполнение Федерального Закона № 159-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».
Данным Постановлением утверждены Правила формирования списка указанных, которыми установлен порядок формирования данного списка, основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с подп. «в» п. 4 Правил формирования списка лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, подают заявление о включении в список по месту их жительства.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанций о том, что фио и фио не имеет права на обеспечение жилым помещением на территории Московской области, является ошибочным.
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании имеющихся в материалах дела документов, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, с принятием по делу нового решения об удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 1 ноября 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования фио, фио удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства образования Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-Р об отказе фио во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области
Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства образования Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-Р об отказе фио во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.
Обязать Министерство образования Московской области включить фио, фио в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.
Председательствующий
Судьи