Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г.Шенкурск
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Хохрякова Н.А., при секретаре Мухряковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шенкурске гражданское дело по иску Военного прокурора Североморского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к Гамиловскому А.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения,установил:
Военный прокурор Североморского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обратился в суд с иском к Гамиловскому А.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения. Требования обосновывает тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье, установлено, что <данные изъяты> Гамиловский А.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части №, откуда в дальнейшем, в связи с организационно-штатными мероприятиями, был уволен и исключен из списков личного состава войсковой части. В нарушение положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 08.05.2006 № 66-ФЗ), ст. 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 51, 53, 57 ЖК РФ, п. 5 и 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, получая государственный жилищный сертификат, скрыл от должностных лиц жилищных органов Минобороны России факт наличия ранее у него в собственности жилого помещения, которое было отчуждено им в добровольном порядке в 2007 году, в год постановки его на учет как нуждающегося в улучшении жилищный условий, тем самым, неосновательно обогатился денежными средствами в сумме 1 150 380 рублей, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, а именно путем обмана, то есть совершил неосновательное обогащение чужим имуществом.
Просит суд взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации в лице ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сумму неосновательного обогащения в указанном выше размере.
На судебном заседании представитель прокуратуры Терюхина Н.В. заявленные требования поддержала, настаивает на их удовлетворении.
Представитель истца ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Ответчик Гамиловский А.В. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Эрб Р.Б. исковые требования не признает, считает, что вина ответчика в причинении вреда Российской Федерации не установлена. Представила суду заявление о применении срока исковой давности, полагает, что истцу стало известно о нарушении своего права 21.03.2014, о чем свидетельствует регистрация договора купли-продажи квартиры в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает также, что истец имел возможность получить сведения о недвижимости принадлежащей ответчику в регистрирующих органах в соответствии с Федеральным законом №122 -ФЗ, поскольку указанные сведения предоставляются по запросу уполномоченных лиц с 2010 года. В иске просит отказать.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 08.05.2006 № 66-ФЗ), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС).
В соответствии с п. 5 ст. 2 данного Федерального закона к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, установленные данным законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Требованиями ч. 7 ст. 57 ЖК РФ определено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При этом ч. 8 ст. 57 ЖК РФ устанавливает, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила ГЖС), в редакциях, действовавших с 30.10.2007 по 01.01.2008, с 01.01.2008 по 22.04.2008, с 22.04.2008 по 28.05.2009 и с 28.05.2009 по 21.12.2009, ГЖС является именным свидетельством удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Подпунктом «а» п. 5 Правил ГЖС определено, что право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В соответствии с п. 16 Правил ГЖС норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 м2 из расчета состава семьи из 1-го человека (33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина). Состав семьи Гамиловского А.В. - 1 человек.
Пунктом 16.1 Правил ГЖС установлено, что норматив, указанный в пункте 16 Правил ГЖС, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Из п. 16.2 Правил ГЖС следует, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в п.п. «в» п. 16.1 Правил ГЖС), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 Правил ГЖС, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 м2. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных п.п. «в» п. 16.1 Правил ГЖС.
Из материалов дела следует и установлено судом, на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ у Гамиловского А.В. до ДД.ММ.ГГГГ в собственности находилось жилое помещение - квартира, площадью <данные изъяты> м, расположенная по адресу: <адрес>.
Квартира была им отчуждена в добровольном порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный факт ответчиком не оспаривается.
Гамиловский А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к командиру войсковой части № с рапортом о включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы для получения государственного жилищного сертификата в <адрес>, указав при этом, что с условиями участия в программе «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы ознакомлен и обязуется их исполнять, однако о наличия в собственности до ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения не сообщил.
Ответчик ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику ГУ № ОМИС Северного флота с заявлением, в котором просил выдать ему ГЖС для приобретения жилого помещения в <адрес>, скрыв факт наличия у него ранее в собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с момента отчуждения которой не прошло 5-ти лет.
Гамиловскому А.В. ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя ДЖО МО РФ выдан ГЖС для приобретения жилья в <адрес> на общую сумму 1 150 380 рублей, который после покупки жилого помещения в <адрес>, был оплачен в апреле 2011 года.
При указанных обстоятельствах фактически до ДД.ММ.ГГГГ Гамиловский А.В. был обеспечен жилой площадью в размере <данные изъяты> кв.м, с момента отчуждения которой не прошло 5-ти лет, в связи с чем он не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и получить ГЖС.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого кодекса.
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
В соответствии со ст. 32 и 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 26, 27 и 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 17, 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 16, 24, 82 и 83 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, Общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885, ранее действовавшим приказом Минобороны России от 29.05.1999 № 333 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации», директив Минобороны России от 22.02.1999 № Д-6 «О правовых минимумах» и от 12.08.2004 «О мерах по повышению эффективности правового обеспечения и правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», капитан-лейтенант Гамиловский А.В. был обязан строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также знать свои социальные права как военнослужащего и членов своей семьи, включая реализацию своего права на обеспечение жилым помещением.
Таким образом, в силу занимаемых в период военной службы должностей, полученного образования, опыта и навыков Гамиловский А.В. полностью обладал знаниями требований вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов, но зная о том, что при увольнении с военной службы при определенных условиях он может претендовать на получение жилья от Минобороны России, вопреки требованиям закона и нормативных правовых актов, не сообщил должностным лицам органов жилищного обеспечения Минобороны России о наличии у него ранее в собственности жилого помещения, с момента отчуждения которого не прошло 5-ти лет.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик без установленных законом оснований приобрел принадлежащие истцу денежные средства в сумме 1 150 380 рублей, в связи с чем необоснованно полученные денежные средства подлежат взысканию в пользу истца.
Доказательств, свидетельствующих о предоставлении истцом ответчику денежных средств в целях благотворительности либо зная об отсутствии обязательства, не предоставлено.
В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности, возлагается на сторону, заявившую о ее применении, т.е. на ответчика, однако таких доказательств не представлено.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности может начинаться со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
О нарушении прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц прокурору стало известно в ходе проверки, проведенной в 2019 году.
При этом документов, подтверждающих, что уполномоченному государственному органу до 14.11.2019 (ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ») было известно о допущенных нарушениях, материалы дела не содержат.
Поскольку прокурор обратился с указанным иском в суд 03.03.2020, то есть в пределах трехлетнего срока, предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, то суд исходит из того, что оснований для применения к заявленным требованиям срока исковой давности не имеется.
Доводы представителя ответчика о том, что истец мог самостоятельно истребовать сведения в регистрирующих органах о наличии у ответчика жилого помещение и дате его отчуждения, суд находит несостоятельными.
Согласно Правилам ГЖС в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, у органов, осуществляющих выдачу сертификатов, прямо отсутствовала обязанность по запросу сведений о наличии жилых помещений в собственности у гражданина-участника программы либо у членов его семьи, в то время как ответчик в нарушение требований ст. 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 51, 53, 57 ЖК РФ, п. 5 и 16,2 Правил ГЖС, не предоставил истцу сведений об отчуждении принадлежащей ему квартиры.
При таком положении исковые требования Военного прокурора Североморского гарнизона подлежат удовлетворению.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13 971,90 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, суд
решил:
иск Военного прокурора Североморского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к Гамиловскому А.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения - удовлетворить.
Взыскать с Гамиловского Алексея Викторовича в пользу Российской Федерации в лице ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сумму неосновательного обогащения в размере 1 150 380 (один миллион сто пятьдесят тысяч триста восемьдесят) рублей.
Реквизиты для перечисления денежных средств: наименование-получателя: Межрегиональное операционное Управление Федерального казначейства (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации л/с №), ИНН-№, КПП - №, р/с-№ в операционном Департаменте Банка России <адрес> 701, БИК-№, ОКТМО - №, ОКПО - №, ОГРН- №, КБК-№.
Взыскать с Гамиловского А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 13 971 рубль 90 колпеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 года.
Председательствующий: Н.А.Хохряков