2а-7177/19
УИД:56RS0018-01-2019-008745-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2019 года г.Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Сотникове Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга к Игошину Д.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
инспекция федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга обратилась в суд с административным иском к Игошину Д.А. о взыскании обязательных платежей и санкций указав, что Игошин Д.А. в период с 05.04.2017 года по 08.08.2019 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, являлся страхователем, плательщиком страховых взносов, уплата страховых взносов производилась в фиксированном размере. Размер фиксированных годовых страховых взносов, уплачиваемых Игошиным Д.А., в 2017 году составил: 23400 руб. на обязательное пенсионное страхование, 4590 руб. на обязательное медицинское страхование, страховые взносы подлежали уплате до 09.01.2018 года. В соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ Игошину Д.А. выставлено требование об уплате налога пени, штрафа №... по состоянию на 23.01.2018 года, в соответствии с которым последний обязан уплатить страховые взносы и пени до 12.02.2018 года. В связи с неисполнением требований об уплате страховых взносов, вынесено решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также за счет электронных денежных средств №... от 26.02.2018 года. В соответствии со ст.76 НК РФ принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика №..., №..., №... от 26.02.2018 года. По решению о взыскании в банк направлены поручения на списание и перечисление необходимых денежных средств №..., №..., №..., №... от 26.02.2018 года. В связи с отсутствием денежных средств инкассовые поручения поставлены в картотеку. В настоящий момент в бюджет поступило 574 руб. 80 коп. Меры в порядке ст.47 НК РФ в бесспорном порядке инспекцией не применялись.
Кроме того, в 2017 году Игошин Д.А. использовал право на применение патентной системы налогообложения на основании патента от 20.04.2017 года, налог надлежало уплатить не позднее 31.07.2017 года в размере 4400 руб. и в размере 8000 руб. не позднее 31.12.2017 года. В соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ Игошину Д.А. выставлено требование об уплате налога пени, штрафа №... по состоянию на 16.01.2018 года, в соответствии с которым надлежало уплатить налог до 05.02.2018 года. В связи с неисполнением требований об уплате страховых взносов, вынесено решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также за счет электронных денежных средств №... от 19.02.2018 года. В соответствии со ст.76 НК РФ принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика №..., №..., №... от 19.02.2018 года. По решению о взыскании в банк направлены поручения на списание и перечисление необходимых денежных средств №..., №... от 26.02.2018 года. В связи с отсутствием денежных средств инкассовые поручения поставлены в картотеку. В настоящий момент в бюджет поступило 33 руб. 07 коп. Меры в порядке ст.47 НК РФ в бесспорном порядке инспекцией не применялись.
Просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам в сумме 28181 руб. 50 коп., в том числе, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 17290 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3391 руб. 50 коп., недоимку по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в размере 8000 руб.; восстановить срок на подачу административного иска.
В судебное заседание представитель административного истца инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга, административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом.
Судом на основании положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведениям единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 05.04.2017 года Игошин Д.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером №....
12.04.2017 года Игошин Д.А. был поставлен на учет в Управлении Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Оренбурга за №....
02.08.2019 года на основании принятого Игошиным Д.А. решения в ЕГРИП внесены сведения о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Налоговым органом у Игошина Д.А. по состоянию на 16.01.2018 года была выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в сумме 20681 руб. 50 коп. и пени в сумме 74 руб. 80 коп., а также по доходам от выдачи патента за 2017 год в сумме 8000 руб. и пени в сумме 33 руб. 07 коп., в связи с чем Игошину Д.А. направлены соответствующие требования №... со сроком уплаты до 05.02.2018 года и №... со сроком уплаты до 12.02.2018 года, которые не были исполнены, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Учитывая, что срок исполнения требований об уплате недоимки -12.02.2018 года, то в суд с заявлением о взыскании недоимки налоговый орган мог обратиться в срок до 12.08.2018 года.
Суду не представлено доказательств обращения налогового органа к мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа.
При этом установлено, что с административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 17.10.2019 года.
При таких обстоятельствах дата обращения в суд 17.10.2019 года свидетельствует о пропуске срока на обращение в суд с административным иском.
Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени для подачи административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в установленный срок, в материалы дела не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем суд отказывает в восстановлении срока, поскольку при проявлении достаточной меры заботливости административный истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга к Игошину Д.А. о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись О.А.Пименова
мотивированное решение составлено 06 декабря 2019 года
Судья: подпись О.А.Пименова
Копия верна. Судья:
Секретарь: