
Дело № 2-873
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
24 октября 2014г.
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Анисимовой B.C.,
при секретаре Тетеновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению Обуховой Т.Л. к Муниципальному унитарному предприятию «Верещагинские тепловые сети» о взыскании переплаты за поставленную тепловую энергию,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Обухова Т.Л. обратилась в суд с иском к МУП «Верещагинские тепловые сети» о взыскании излишне начисленной платы за потребленную тепловую энергию за период с (дата) по (дата) в размере <данные изъяты>, штрафа в размере <данные изъяты> за неудовлетворение требования о перерасчете, расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> и признании действий ответчика по начислению платы за потребление тепловой энергии по завышенным тарифам незаконными. В обосновании иска указывает, что она является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. 20.06.2007 Думой МО «Верещагинское городское поселение» было принято решение «О нормативах потребления коммунальных услуг», которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению на весь отопительный период в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. в месяц. Решением Верещагинского районного суда от 07.02.2014, вступившего в законную силу 08.04.2014 указанный норматив был признан несоответствующим закону. На основании представленного расчета городского поселения для пятиэтажных домов расчет нормативов по отоплению на 1 кв.метр общей площади жилых помещений в месяц должен составил 0,018339 ГКАЛ. Считает, что решение суда от 07.02.2014 имеет преюдициальное значение.
Впоследствии истина Обухова Т.Л. уточнила исковые требования. Просит взыскать с ответчика излишне начисленную плату за потребленную тепловую энергию за период с (дата) по (дата) в размере <данные изъяты> и расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>, от требований по признанию незаконными действия ответчика по начислению платы за потребленную тепловую энергии по завышенным тарифам и штрафа за неудовлетворение требований о перерасчете отказывается.
Рстица РћР±СѓС…РѕРІР° Рў.Р›. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ ее отсутствие, РЅР° удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика РњРЈРџ «Верещагинские тепловые сети» РІ судебное заседание РЅРµ явился, РїСЂРѕСЃСЏС‚ рассмотреть дело без РёС… участия. Рсковые требования РЅРµ признает, так как нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, уполномоченными РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Норматив потребления коммунальных услуг РІ размере 0,023599 Гкал, устанавливался уполномоченным органом. Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 27.08.2012 в„– 857 «Об особенностях применения РІ 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІВ» органам государственной власти субъектов Р Р¤ РІ период СЃ 2012-2014РіРі. разрешено РЅРµ изменять РїРѕСЂСЏРґРѕРє расчетов платы Р·Р° отопление РЅР° территории соответствующего субъекта Рё РЅРµ пересматривать действующие нормативы потребления коммунальных услуг РЅР° отопление. Р’Рѕ исполнение данного Постановления Правительством Пермского края 14 сентября 2012 принято Постановление в„–869-Рї «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ расчета размера платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ отоплению». Правительство Пермского края подтвердило обоснованность норматива установленного решением Думы РњРћ «Верещагинское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение» РѕС‚ 20.06.2007 в„–25/165 для территории РњРћ «Верещагинское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение». Судебная коллегия РїРѕ административным делам Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 30 октября 2013 в„– 44-РђРџР“13-14 пришла Рє выводу, что Постановление Правительства Пермского края РѕС‚ 14 сентября 2012 в„– 869-Рї федеральному законодательству РЅРµ противоречит. Норматив потребления тепловой энергии РІ размере 0,018339 Гкал Р·Р° 1 РєРІ. Рј. общей площади, РЅР° который ссылается истец, РЅРµ утвержден органами государственной власти субъекта Р Р¤. Расчет данного норматива был произведен РїРѕ требованию СЃСѓРґР° представителем администрации Верещагинского муниципального образования. РЎСѓРґ Рё администрация муниципального образования РЅРµ наделены полномочиями производить расчет норматива потребления РЅР° тепло РЅР° основании нормативно-правовых актов. Р’ январе-феврале 2013 Верещагинским районным СЃСѓРґРѕРј вынесены решения РїРѕ искам жителей РіРѕСЂРѕРґР° Верещагино Рє РњРћ «Верещагинское РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРµ поселение», РњРЈРџ «Верещагинские тепловые сети», РІ которых СЃСѓРґ произвел правовую оценку решения Думы «Верещагинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения» РѕС‚ 20.06.2007 РїРѕ нормативу отопления, решения вступили РІ законную силу. Апелляционная инстанция РїСЂРё проверке решения СЃСѓРґР° указала, что расчетный метод, используемый РїСЂРё установлении норматива отопления РІ Рі.Верещагино применен РІ соответствии СЃ действующим РЅР° момент принятия норматива положения С‡.1 СЃС‚.157 Р–Рљ Р Р¤ Рё РЅРµ противоречил Правилам, установленным Правительством Р Р¤ в„–306 РѕС‚ 03.05.2006, органами местного самоуправления РїСЂРё расчете норматива учтены конструктивные Рё технические параметры жилищного фонда РЅРµ оснащенного приборами учета, расчетный метод является наиболее оптимальным вариантом для норматива потребления тепловой энергии всего РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ жилищного фонда. РџСЂРё вынесении решения РїСЂРѕСЃРёС‚ учесть СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности. Указывают, что требование РѕР± обязании производить начисление СЃ 01.08.2014 РёР· установленного СЃСѓРґРѕРј норматива РЅРµ подлежит удовлетворению, так как СЃ 1 августа 2014 вступило РІ законную силу Постановление Правительства Пермского края РѕС‚ 16.07.2014 в„– 624-Рї «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги РїРѕ отоплению РІ жилых помещениях РЅР° территории Пермского края». Закон «О защите прав потребителей» Рє данным отношениям РЅРµ применим, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, требования Рѕ взыскании штрафа РІ размере 50% РЅРµ подлежат удовлетворению. Обращают внимание СЃСѓРґР°, что РІ спорный период истица ненадлежащим образом исполняла обязательства РїРѕ оплате потребленной теплоэнергии. Бремя доказывания известных обстоятельств лежит РЅР° том, кто утверждает, что ему принадлежит материальное право, обязанность доказывания РґРѕРІРѕРґРѕРІ РІ обосновании РёСЃРєР° лежит РЅР° истице. РџСЂРѕСЃРёС‚ дать надлежащую оценку характеру Рё объему оказанной помощи представителем, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· принципа разумности пределов взыскиваемых расходов. Р’ удовлетворении исковых требований РїСЂРѕСЃСЏС‚ отказать РІ полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 и ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правила №306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил №306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил №306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Пунктом 5 Правил №306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. В пункте 6 Правил №306 указано, что в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.7 Правил №306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели в отношении отопления в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома. В первоначальной редакции данного пункта было указано, что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении отопления - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
В судебном заседании было установлено, что решением Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» на территории МО "Верещагинское городское поселение" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению при продолжительности отопительного периода 233 суток в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц, 0,283188 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилых помещений в год, установлено, что срок действия данных нормативов отопления коммунальных услуг 3 года. Решением Думы Верещагинского городского поселения от 21.07.2010 №24/175 «О внесении изменений в решение Думы Верещагинского городского поселения от 20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» внесены изменения в п.4 и установлен срок действия норматива отопления до 01 января 2013г.
14.09.2012 Правительством Пермского края принято Постановление №869-П «О порядке расчета платы за коммунальные услуги по отоплению», которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие по состоянию на 30.06.2012. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению является расчетной величиной для определения коммунальных платежей, что влечет обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению в соответствии с нормативом и поэтому решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165, от 21.07.2010 №24/17 и Постановление Правительства Пермского края №869-П от 14.09.2012, затрагивают права истицы.
Судебным разбирательством установлено, что истица РћР±СѓС…РѕРІР° Рў.Р›. является собственником жилого помещения расположенного РІ пятиэтажном РґРѕРјРµ РїРѕ адресу: <адрес> (Р›.Р”.7) Рё потребителем коммунальной услуги - отопления. Рстица РћР±СѓС…РѕРІР° Рў.Р›. РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ оплату Р·Р° отопление ответчику РїРѕ лицевому счету (номер). Рстца занимают квартиру площадью <данные изъяты>., РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· этой площади, ей производится начисление платы Р·Р° тепловую энергию, так как учет тепловой энергии осуществляется РїРѕ нормативу.
Решением Верещагинского районного суда от 07.02.2014 (дело №2-9) установлено, что на территории поселения норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен единым для всех многоквартирных жилых домов, вынесен без учета всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров, степени благоустройства) и дифференциация по этажности, усреднено для всего населения и не был приведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, что норматив потребления отопления по г.Верещагино по пятиэтажным домам завышен, что норматив отопления по пятиэтажным домам на 1 кв.м общей площади жилых помещений в год должен составлять 0,220068 ГКАЛ, в месяц - 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м. общей площади жилых помещений. Решение суда вступило в законную силу 08.04.2014г.
Согласно п.2 ст.61 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ответчик принимал участие в процессе при рассмотрении гражданского дела по иску Н.. (дело №2-9). Оснований усомнится в правильности расчета Администрации городского поселения у суда не было, составленный расчет является экономически обоснованным, произведен верно и сомнения не вызывал, расчет норматива потребления отопления по пятиэтажным домам произведен органом, который до 2013г. подготавливал проекты, для утверждения норматива потребления коммунальной услуги - отопления.
В результате применения ответчиком норматива потребления тепла, утвержденного решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от 20.06.2007 №25/165 в размере 0,023599 Гкал на 1 кв. м. общей площади жилых помещений в месяц нарушаются права и законные интересы истицы. В результате того, что установленный норматив на отопление не является экономически, обоснованным, не соответствует количеству фактически потребленной тепловой энергии, Обухова Т.Л. вынуждена переплачивать и её права в результате применения ответчиком установленного норматива отопления нарушаются, что в свою очередь приводит к завышению суммы оплаты.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Статьей 1103 ГК РФ определено, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, СЃСѓРґ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ расчет начислений Р·Р° поставленную ответчиком истцом теплоэнергию СЃ учетом норматива отопления, определенного Администрацией РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения (фактически потребленная истцом тепловая энергия Р·Р° 1 РєРІ.Рј. - 0,018339) Р·Р° период СЃ (дата) РїРѕ (дата), так как представителем ответчика заявлено Рѕ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРµ СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ. Рстец обратилась РІ СЃСѓРґ (дата), оплата Р·Р° отпущенную РІ (дата) должна быть произведена РґРѕ (дата).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
С учетом заявленной истцом суммы, суд пришел к выводу, что в пользу истца подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения- <данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что расходы по оплате услуг представителя понесенные истцом составили - <данные изъяты> (Л.Д.11). С учетом объема оказанной помощи (консультация, составления искового заявления, уточненных исковых требований), сложности рассматриваемого дела, что исковые требования удовлетворены в полном объеме и руководствуясь принципом разумности, суд удовлетворяет требование о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлину в размере - <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в пользу Обуховой Т.Л.:
<данные изъяты> - в качестве неосновательного обогащения,
- <данные изъяты> - в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в доход районного бюджета госпошлину за рассмотрение дела в размере - <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения - 29.10.2014.
РЎСѓРґСЊСЏ Р’.РЎ.РђРЅРёСЃРёРјРѕРІР°