Дело № 2-2767/2024
УИД 26RS0010-01-2024-005003-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2024 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
с участием ответчика Погосяна А.А.,
старшего помощника Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края Васюкова М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Ставропольского края и государственного казенного учреждения Ставропольского края «Земельный фонд Ставропольского края» к Погосяну Арарату Аршаковичу о возложении обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края и ГКУ СК «Земельный фонд Ставропольского края» обратились в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений, просят возложить на ответчика Погосяна А.А. следующие обязанности: течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу разработать проект коренного улучшения земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 120000 кв.м., с видом разрешенного использования: «скотоводство», в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства, со сроком его реализации, не превышающим 2-х лет; представить в адрес Министерства разработанный проект коренного улучшения этого земельного участка; привести в первоначальное состояние вышеуказанный земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования; до приведения земельного участка в первоначальное состояние производить арендную плату, согласно условиям договора аренды; уведомить уполномоченный орган о завершении работ по коренному улучшению земельного участка и приведении его в первоначальное состояние.
В обоснование исковых требований указано, что между администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края и Погосяном А.А. был заключен договор аренды от 09.12.2019 № № земельного участка с кадастровым номером: №, общей площадью 120000 кв.м., относящегося к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования: «скотоводство», расположенного по адресу: №.
Из выписки из Единого государства недвижимости об объекте недвижимости №КУВИ-№ от 09.07.2024 следует, что земельный участок находится в пользовании ответчика по 07.12.2025.
На основании информации, поступившей в адрес ГКУ СК «ЗФСК» из администрации Георгиевского городского округа (письмо от 06.07.2023 № 2309), по результатам осуществления уполномоченным органом мероприятий по муниципальному земельному контролю, было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № используется для выращивания сельскохозяйственных зерновых культур. Поле выкошено, имеются следы выращивания и уборки в виде остатков стерни. Также указано на наличие борозд от уборочной техники. С учетом изложенного, в адрес арендатора Погосяна А.А., ГКУ СК «ЗФСК» было направлено письмо от 12.09.2023 за исх. № 8674 с требованием привести земельный участок в первоначальное состояние, согласно разрешенному использованию участка с кадастровым номером № и направить в 30-дневный срок в адрес ГКУ СК «ЗФСК» проект рекультивации. Согласно требованию, арендатор был также проинформирован об обращении в суд с иском о взыскании причиненного ущерба и приведении земельного участка в первоначальное состояние, в случае неисполнения данного требования. Однако ответчиком требование ГКУ СК «ЗФСК» от 12.09.2023 было проигнорировано, никаких мер Погосяном А.А. по приведению земельного участка в первоначальное состояние не предпринималось и не принято в настоящее время, что подтверждено дополнительной информацией администрации Георгиевского городского округа, направленной в адрес ГКУ СК «ЗФСК» письмом от 27.06.2024 за исх. № 2304.
Согласно поступившей информации из администрации, в рамках осуществления уполномоченным органом мероприятий по муниципальному земельному контролю в отношении земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования «скотоводство», при проведении выездного обследования объекта недвижимости, было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № используется для выращивания сельскохозяйственных зерновых культур. По результатам осуществления уполномоченным органом мероприятий по муниципальному земельному контролю, в адрес ответчика Погосяна А.А. повторно было направлено предостережение от 27.06.2024 № 95 о недопустимости нарушения обязательных к исполнению положений действующего законодательства, с требованием прекратить использование указанного выше земельного участка, с приведением его в первоначальное состояние.
Данный факт подтвержден актом выездного обследования от 25.06.2024 № 121 в рамках проводимой управлением имущественных и земельных отношений администрации проверки, протоколом осмотра от 25.06.2024, а также фототаблицей по выездному обследованию № 121.
Указанное требование Погосяном А.А. не исполнено. Никаких документов по приведению в первоначальное состояние земельного участка с кадастровым номером № в адрес уполномоченного органа ответчиком не направлялось.
Причиненный распашкой земельного участка с видом разрешенного использования «скотоводство» вред окружающей среде, является следствием осуществления деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур на данном участке. В силу пункта 3 статьи 1 Закона № 101 -ФЗ, одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Использование земельного участка в целях, не предусмотренных договором, в том числе с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки, которыми нанесен вред участкам, арендатор несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 07.11.2024 производство по гражданскому делу в части следующих ранее заявленных истцами исковых требований: с целью получения арендодателем упущенной выгоды до приведения до приведения земельного участка с кадастровым номером № в первоначальное состояние и возврата данного участка по акту приема-передачи, в том числе на время проведения работ по коренному улучшению, обязать производить оплату за фактическое использование указанного выше земельного участка, до подписания сторонами акта приема-передачи данного земельного участка; вернуть земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером №, общей площадью 120000 кв.м., после проведения работ по коренному улучшению и приведения его в первоначальное состояние по акту приема-передачи, - прекращено в связи с частичным отказом представителя истцов от заявленных требований.
В судебное заседание представитель истцов Министерства имущественных отношений Ставропольского края и ГКУ СК «ЗФСК» не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители третьих лиц Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, об отложении слушания дела перед судом не ходатайствовали.
Согласно представленному Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору отзыву на исковое заявление, управление не располагает какой-либо информацией о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земельного участка с кадастровым номером №. В Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» такая информация также отсутствует.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истцов и третьих лиц.
В судебном заседании ответчик Погосян А.А. против удовлетворения уточненных исковых требований не возражал.
В судебном заседании старший помощник прокурора Васюков М.А.. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Выслушав позиции участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает уточненные исковые требования Министерства имущественных отношений Ставропольского края и ГКУ СК «ЗФСК» подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ч. 3 ст. 85 ЗК РФ собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального контроля в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
На основании ч. ч. 1,2 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях данного Закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Согласно ч.2 ст. 27 Федерального закона № 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных названным Законом.
Без взаимодействия с контролируемым лицом могут проводится контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, в том числе выездное обследование (п. 2 ч.3 ст. 56 Закона № 248- ФЗ).
На основании ст.49 Закона № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждённых данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном названным Законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.
В соответствии с положениями закона Ставропольского края от 07.12.2020 № 138-кз «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края» с 01.01.2021 на органы государственной власти Ставропольского края возложены полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с положением о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 № 137 «Об утверждении положения министерства имущественных отношений Ставропольского края» министерство контролирует сохранность и использование по назначению имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации ГКУ СК «ЗФСК» оказывает содействие уполномоченному органу в предоставлении государственных услуг соответствующего вида.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09 декабря 2019 года на основании постановления администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 09 декабря 2019 года № 3982 между администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края и Погосяном А.А. был заключен договор аренды № земельного участка.
Согласно условиям указанного договора аренды арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 120000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения», имеющий разрешенное использование - «скотоводство».
В соответствии с п. 2.1 Договора, срок аренды участка устанавливается с 09 декабря 2019 года по 08 декабря 2022 года.
Подпунктом 4.4.2 Договора предусмотрена обязанность арендатора использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования - «скотоводство» (пп. 1.1 Договора).
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 23 декабря 2019 года за №.
Дополнительным соглашением № 1 от 15 сентября 2022 года к договору аренды земельного участка № № от 09 декабря 2019 года срок аренды установлен с 09 декабря 2019 года по 07 декабря 2025 года.
Дополнительное соглашение к договору зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 25 ноября 2022 года за №.
Управлением имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края была проведена проверка использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что осматриваемый земельный участок используется для выращивания сельскохозяйственных зерновых культур, поле выкошено, имеются следы выращивания и уборки в виде остатков стерни, имеются следы борозд от уборочной техники.
Письмом от 06.07.2023 за исх. № 2309 администрацией направлена информация в ГКУ СК «ЗФСК» о выявленном использовании указанного земельного участка не в соответствии с его целевым назначением.
В связи с полученной информацией ГКУ СК «ЗФСК» на основании приказа от 24.07.2023 № 42-к проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: № в ходе которого установлено его использование не по целевому назначению, о чем составлен акт осмотра от 25 июля 2023 года.
Ответчику Погосяну А.А. было направлено письмо от 12.09.2023 за исх. № 8674 с требованием привести земельный участок в первоначальное состояние, согласно разрешенному использованию участка с кадастровым номером № и направить в 30-дневный срок в адрес ГКУ СК «ЗФСК» проект рекультивации. Согласно требованию, арендатор был также проинформирован об обращении в суд с иском о взыскании причиненного ущерба и приведении земельного участка в первоначальное состояние, в случае неисполнения данного требования. Однако, ответчиком требование ГКУ СК «ЗФСК» от 12.09.2023 было проигнорировано, никаких мер Погосяном А.А. по приведению земельного участка в первоначальное состояние предпринято не было.
Управлением имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского городского округа <адрес> повторно была проведена проверка использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Георгиевский городской округ, Балковская территория, 165, в ходе которой установлено, что осматриваемый земельный участок используется для выращивания сельскохозяйственных зерновых культур, поле выкошено, имеются следы выращивания и уборки в виде остатков стерни, имеются следы передвижения сельскохозяйственной техники.
По факту осуществления муниципального земельного контроля составлен протокол осмотра от 26.06.2024 года и акт выездного обследования № 121 от 25.06.2024 года с фототаблицей к нему.
Ответчику было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 95 от 27.06.2024 года с предложением прекращения использования земельного участка не в соответствии с его целевым использованием либо приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием.
Письмом от 27.06.2024 за исх. № 2304 администрацией направлена дополнительная информация в ГКУ СК «ЗФСК» о выявленном использовании указанного земельного участка не в соответствии с его целевым назначением – для выращивания сельскохозяйственных культур.
Указанное требование Погосяном А.А. не исполнено. Никаких документов по приведению в первоначальное состояние земельного участка с кадастровым номером № в адрес уполномоченного органа ответчиком не направлялось.
Нарушение требований законодательства при использовании земельного участка не по целевому назначению характеризуется совершением действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения, установленного для него режима эксплуатации, на сознательное изменение его целевого назначения.
В силу частей 3 и 4 статьи 76 ЗК РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.
Из положений статьи 79 ЗК РФ следует, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Принимая во внимание, что на спорный земельный участок с видом разрешенного использования – «скотоводство» используется ответчиком не по целевому назначению, истцы вправе требовать устранения любых нарушений прав, в частности пресечением действий, нарушающих права на землю.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.
Учитывая, что истцы в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию сумма в размере 6 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины, размер которой рассчитан в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи иска в суд).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства имущественных отношений Ставропольского края и государственного казенного учреждения Ставропольского края «Земельный фонд Ставропольского края» к Погосяну Арарату Аршаковичу о возложении обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние, - удовлетворить.
Обязать Погосяна Арарата Аршаковича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Респ. Азербайджан, паспорт гражданина РФ серии №, в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу разработать проект коренного улучшения земельного участка общей площадью 120000 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: «скотоводство», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства, со сроком его реализации, не превышающим 2-х лет.
Обязать Погосяна Арарата Аршаковича представить в адрес Министерства имущественных отношений Ставропольского края разработанный проект коренного улучшения земельного участка общей площадью 120000 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: «скотоводство», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Погосяна Арарата Аршаковича привести в первоначальное состояние земельный участок общей площадью 120000 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: «скотоводство», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с видом его разрешенного использования.
Обязать Погосяна Арарата Аршаковича до приведения земельного участка общей площадью 120000 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: «скотоводство», расположенного по адресу: <адрес> в первоначальное состояние, производить арендную плату, согласно условиям договора аренды № от 09 декабря 2019 года.
Обязать Погосяна Арарата Аршаковича уведомить уполномоченный орган о завершении работ по коренному улучшению земельного участка и приведении его в первоначальное состояние.
Взыскать с Погосяна Арарата Аршаковича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт гражданина РФ серии №, в доход бюджета Георгиевского муниципального округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
(Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2024 года)
Судья Ю.В. Курбанова