2-3634/2022
24RS0040-01-2022-004748-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 27 декабря 2022 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хлюпина А.Ю.,
при секретаре Лукиновой Е.А.,
с участием представителя истца МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска», представителя третьего лица Администрации Муниципального образования г. Норильск – Селезневой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска» к Ольшевской А.И. о расторжении договора аренды земельного участка, возложении обязанности освободить земельный участок с возвратом такового,
УСТАНОВИЛ:
МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска» обратилось с иском к Ольшевской А.И. о расторжении договора аренды земельного участка, возложении обязанности освободить земельный участок с возвратом такового. Свои требования мотивировала тем, что 5.12.2019 между Ольшевской А.И. и истцом был заключен на срок с 5.12.2019 по 5.12.2029 договор аренды земельного участка №, с кадастровым номером № площадью ... м.кв., расположенного по адресу: Красноярский край, в районе г. Норильска, район Талнах, в целях обустройства места для отдыха(мест для занятия спортом, физкультурой, пешими прогулками). Земельный участок передан по акту приёма-передачи ответчику 5.12.2019. Договор зарегистрирован в установленном порядке в ЕГРН 13.12.2019. В связи с поступившей информацией от ООО «...» о границах потенциально опасного участка снежного лавиносбора горнолыжного комплекса «Гора отдельная». Границы опасного участка обозначены с учетом воздействия снежных лавин, сошедших в январе 2021 года и ноябре 1987 года. В ходе планового (рейдового) осмотра в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: район г. Норильска. Район Талнах. В районе горы Отдельная. Общей площадью 244 930 кв.м. выявлен домик отдыха Ответчика, площадью 45,32 м.кв., находящийся на земельном участке с кадастровым номером №(в акте осмотра от 16.07.2021 № домик отдыха указан под номером 6). В целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан Управлением имущества 23.07.2021 в адрес ответчика было направлено предложение о расторжении договора досрочно по соглашению сторон в соответствии с п.5.1 Договора аренды от 5.12.2019, 19.08.2021 письмо получено ответчиком. На сегодняшний день договор аренды от 5.12.2019 не расторгнут, земельный участок по акту приёма-передачи истцу не передан. На основании ст.ст. 11,12,209,450, 606,619 ГК РФ просят расторгнуть договор аренды земельного участка от 5.12.2019 № с кадастровым номером №, возложив на ответчика Ольшевскую А.И. обязанность освободить занимаемый земельный участок в МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска» по акту приёма-передачи(том 1, л.д.2-3).
2.11.2022 в суд поступило заявление истца об изменении основания иска на основании ч.1 ст. 39 ГПК РФ с сохранением в полном объёме содержания предъявленных требований. В заявлении представителем истца Селезневой Е.А. указано на следующее основание иска.
В январе 2021 года у подножия горы «Отдельная» сошла снежная лавина, которая привела к трагической гибели людей и повреждению построек, находящихся в зоне схода.
Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мер, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размера ущерба окружающей среде и материальных потерь, в случае их возникновения.
Нормой ст. 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Обеспечение безопасности при эксплуатации зданий, сооружений или территорий. расположенных в сложных природных условиях, предполагающих возможность развития опасных природных процессов, предусматривает создание комплекса инженерной защиты(пункт 7 части 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 -ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Пункт 3.3 «СП 116.13330.2012. Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003» определяет инженерную защиту территорий, зданий и сооружений как комплекс сооружений и мероприятий, направленных в том числе на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территории, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Инженерная защита застроенных или застраиваемых территорий от одного или нескольких опасных геологических процессов осуществляется независимо от формы собственности и принадлежности защищаемых территорий и объектов. При необходимости предусматривается образование единой территориальной системы (комплекса) мероприятий и сооружений (пункт 4.10 Свода правил).
В пункте 1.4 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства РФ от 29.12.1995 № 17-39, дано определение опасной зоны, которая представляет собой территории, на которых действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, которые оказывают отрицательное воздействие на территории, хозяйственные объекты и жизнедеятельность людей.
Из изложенного в совокупности, по доводам истца, следует, что земельные участки(территории) и расположенные на них объекты, находящиеся в границах опасной зоны в отсутствие объектов инженерной защиты, не могут эксплуатироваться до обеспечения безопасных условий пребывания граждан. При этом сооружения инженерной защиты на горном склоне не могут размещаться точечно, применительно к одному объекту или земельному участку, а должны обеспечивать безопасность на всей территории, подверженной опасным геологическим процессам.
В целях предотвращения возможных негативных последствий, руководствуясь Федеральным законом № 68-ФЗ, по запросу Администрации г. Норильска ООО «Талнахская ...» предоставлена план-схема границ потенциально опасного участка лавиносбора. Земельный участок, предоставленный Ольшевской А.И. вошел в границы лавиноопасной территории.
8.07.2022 в Администрацию г. Норильска от МОО «... поступило заявление с предложениями по организации работы на территории горнолыжного склона с приложением технического отчета по оценке лавинной опасности территории горнолыжного комплекса на склоне горы «Гора отдельная» для обоснования и принятия решения по обустройству и безопасному функционированию комплекса. Согласно выводам. Сформулированным специализированной организацией в Отчете, вследствие невозможности строительства сооружений инженерной защиты от лавин и соответственно обеспечения безопасности людей, находящихся в строениях. Рекомендуется перенести существующие строения за пределы лавиноопасной зоны и ввести запрет на нахождение людей в лавиноопасной зоне во время периода лавинной опасности.
Нахождение земельного участка в зоне, подверженной опасным геологическим процессам, на территории которой не обеспечено создание инженерной защиты и. как следует из отчета, фактически невозможно. Приводит к невозможности использования такого земельного участка в соответствии с условиями договора аренды, что в силу статьи 451 ГК РФ является основанием его расторжения, поскольку сохранение действия такого договора противоречит общественным и публичным интересам. Влечет угрозу жизни и здоровью гражданам и делает невозможным реализацию органом местного самоуправления мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации, связанной со сходом лавины.
При заключении договора аренды у сторон отсутствовали сведения о нахождении земельного участка в границах лавиноопасной территории, а также о том, что размещение на территории горы «Отдельная» объектов инженерной защиты не представляется возможным. Установление того факта, что земельный участок попадает в границы территории. подверженной опасным геологическим процессам, существенно изменило обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора, в связи с чем у Управления возникло право отказаться от дальнейшего исполнения договора аренды.
Кроме того, по доводам истца, наряду с указанными в ст. 46 ЗК РФ основаниями аренда земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть прекращена в соответствии со ст. 107 ЗК РФ по инициативе арендатора такого земельного участка в случае установления зоны с особыми условиями использования территории, в границах которой полностью или частично расположен такой земельный участок, если использование такого земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории не возможно(пункт 2.4 ст. 46 ЗК).
Опасные зоны, на которых действуют или могут действовать геологические процессы и гидрометеорологические явления, по своему правовому режиму схожи с зонами с особыми условиями использования территории, поскольку также представляют собой определенную территорию, в границах которой установлен специальный режим, содержание которого заключается прежде всего в установлении ограничений при строительстве зданий и сооружений, а также необходимости создания комплекса инженерной защиты.
По мнению стороны истца, с учетом положений ст. 6 ГК РФ, к правоотношениям, связанным с нахождением земельного участка в границах зоны, подверженной опасным геологическим процессам, также могут быть применены нормы о прекращении аренды в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории.
От ответчика ответ на предложение о расторжении договора досрочно по соглашению сторон не поступил, имущество по договору аренды в установленном порядке не возвращено (том 1, л.д.59-61).
В судебном заседании представитель истца МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска», одновременно выступающая представителем третьего лица - Администрации Муниципального образования г. Норильск – Селезнева Е.А. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что законодательством в рассматриваемом случае не предусмотрено установление, в том числе на основании отдельного акта муниципального образования зоны с особыми условиями использования территории, и внесения таких данных в ЕГРН. Обращение в суд с соответствующим требованием является вынужденным, так как при наличии, как на дату согласования схемы земельного участка, его первичного предоставления в аренду, так и дату последующего предоставления в аренду, о расположении земельного участка в пределах зоны лавинной опасности, земельный участок не мог быть сформирован и предоставлен в аренду ни при каких обстоятельствах без обеспечения наличия инженерных систем защиты. Целью освобождения земельного участка является минимизация последствий возможного схода лавин, предупреждение чрезвычайных ситуаций. Основание для расторжения договора аренды, предусмотренным ГК РФ и договором, является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Ответчик Ольшанская А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Полагает, что требования истца не основаны на законе. Просит прнять во внимание, что изначально спорный земельный участок был сформирован в соответствии с постановлением Администрации г. Норильска № от 8.08.2007 и поставлен на кадастровый учет 22.01.208 с видом разрешенного использования земельного участка - отдых (рекреация) для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения. На спорном участке расположен принадлежащий ответчику на праве собственности на основании договора купли-продажи№1 от 6.08.2014 домик для отдыха, не являющийся недвижимым имуществом, площадью 89 кв.м. На дату проведения аукциона на заключение договора аренды, при предоставлении земельного участка по договору аренды ответчику, в момент регистрации договора в ЕГРН, на дату направления предложения о расторжении договора аренды и до настоящего времени каких-либо сведений об ограничениях (обременениях) в отношении спорного земельного участка, изменении вида разрешенного использования и иных не имеется. Таких не имелось и при формировании земельного участка и постановки на кадастровый учет. Полагают с учетом положений ст.ст. 46,104,106,107 ЗК РФ, что к рассматриваемым правоотношениям не применимы по аналогии нормы о зоне с особыми условиями использования территории. Кроме того, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, стороной истца не предоставлено доказательств установления зоны с особыми условиями использования и включения в таковую спорного земельного участка, как это предусмотрено нормами ЗК РФ. Предоставленные решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации г. Норильска не могут подменять собой решение органа местного самоуправления об установлении зоны с особыми условиями. Представленные истцом сведения об обращении третьего лица (МОО «...») с рядом предложений о порядке использования земельных участков в районе склона горы «Отдельная» фактически предполагает последующее предоставление в том числе спорного участка иному лицу. Исходя из предоставленных истцом заключений вероятность формирования крупных лавин на основном склоне горы «Отдельная» очень низка и комплекс профилактических противолавинных мероприятий позволит организовать безопасную эксплуатацию горнолыжного комплекса. С учетом изложенных обстоятельств обращение в суд истца и изложенные истцом доводы не свидетельствуют о наличии существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды, как это предусмотрено положениями ст. 451 ГК РФ. Положения норм ст. 57.1, 62 ЗК РФ предусмотрено, что убытки, в том числе упущенная выгода, обусловленные нарушением и ограничением прав законных землепользователей в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территории подлежат возмещению в полном объёме. В случае наличия оснований для изъятия (прекращения) права аренды полагает, что подлежат возмещению понесенные убытки в виде стоимости расходов на строительство или перемещение домика отдыха. В настоящее время домик представляет собой контейнер с террасой. Полагает, что фактическое перемещение домика невозможно, так как для этого необходима специальная техника. Просит принять во внимание, что организации, заключения которых были предоставлены истцом в обоснование исковых требований, не могут выполнять квалифицированно кадастровые работы и работы по оценке безопасности жизни и здоровья населения.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, допускается по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении арендатором условий договора.
В ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации такие существенные нарушения условий договора конкретизированы. Предусмотрено, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (ч. 1). Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 Кодекса, в частности при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с положениями ст. 619 ГК РФ, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату... Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно абзацу второму статьи 1 ФЗ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" инженерная защита - комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ основанием для досрочного прекращения договора аренды земельного участка является заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу пункта 4 статьи 57 указанного Кодекса при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об ограничении прав.
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель (пункт 3 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
На основании Постановления Администрации г. Норильска № от 6.03.2008 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка площадью 170 кв.м., из оставшейся площади земельного участка 253 992 кв.м., ранее предоставленного Управлению по физической культуре, спорту и туризму Администрации г. Норильска. Постановлено предоставить А. в аренду сроком до 1.03.2010 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 170 м.кв., сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в границах, утвержденных постановлением Главы г. Норильска № от 8.08.2007, с целью использования для установки домика отдыха, расположенный по адресу: в районе г. Норильска, район Талнах, в районе г. Отдельная(том 1,л.д.141-142).
В соответствии с Договором купли-продажи № 1 от 6.08.2014, заключенным между предыдущим собственником А. и новым собственником Ольшевской А.И., Ольшевская А.И. приобрела в собственность по цене 1 100 000 рублей «...», не являющийся недвижимым имуществом, площадью 89 м.кв., установленный на отведенном земельном участке по адресу: г. Норильск, район Талнах, Горнолыжная база, «гора Отдельная» (том 1,л.д. 129,131).
5.12.2019 между Муниципальным образованием г. Норильск в лице Управления имущества Администрации г. Норильска и Ольшевской А.И. на основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.11.2019 №(том 1,л.д.11-18) заключен на срок с 5.12.2019 по 5.12.2029 договор аренды земельного участка №, с кадастровым номером №, площадью 170 м.кв., расположенного по адресу: Красноярский край, в районе г. Норильска, район Талнах, в целях обустройства места для отдыха(мест для занятия спортом, физкультурой, пешими прогулками)(том 1, л.д. 4-10). Земельный участок передан по акту приёма-передачи ответчику 5.12.2019. Договор зарегистрирован в установленном порядке в ЕГРН 13.12.2019.
В соответствии с положениями п.1.2 договора аренды от 5.12.2019, земельный участок предоставляется из земель особо охраняемых территорий и объектов, в границах, указанных в на прилагаемой к договору выписке из ЕГРН.
Согласно п.1.3 такого договора, земельный участок предоставляется с видом разрешенного использования «отдых(рекреация)» для использования в следующих целях: в целях обустройства места отдыха(мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками). Земельный участок входит в территориальную зону: зона учреждений и объектов рекреации (РЛ). Земельный участок не предназначен для размещения объектов недвижимого имущества, предоставляется без права изменения целевого и разрешенного использования земельного участка.
Исходя из положений п.5.1 договора аренды, договор прекращает свое действие: по окончании срока, установленного в пункте 1.4 договора; досрочно по соглашению сторон; при его расторжении в соответствии с пунктами 5.2,5.3 договора; иным основаниям, установленным действующим законодательством.
В соответствии с п.5.2 договора, договор может быть досрочно расторгнут по требованию Арендодателя на основании решения суда при следующих обстоятельствах: использование Арендатором временного строения в целях, не указанных в п.1.3 договора(п.п.5.2.1.); ухудшение по вине Арендатора состояния (качества) земельного участка(п.п.5.2.2.); нарушение Арендатором сроков внесения арендных платежей(п.п.5.2.3.); в случае невыполнения Арендатором обязанностей, предусмотренных договором(п.п.5.2.1.).
Согласно письму от 20.01.2021 № ООО «...», в Администрацию г. Норильска направлена карта с кадастром лавиноопасных участков района Талнах. В соответствии с предоставленной информацией в перечень опасных участков I типа включен участок земель, прилегающий к горнолыжному комплексу «Гора Отдельная» № с максимальной высотой снега до 300 см., средней высотой 100 см., максимальной плотностью снега 0,36 г/см.3, расчетной максимальной массой до 756 тонн, средней 252 тонны(том 1, л.д.62-71).
В соответствии с адресованной Начальнику управления ГО и ЧС г. Норильска информацией в письме от 25.06.2021 № ООО «...» определены границы потенциально опасного участка снежного лавиносбора горнолыжного комплекса «Гора отдельная». Границы опасного участка обозначены с учетом воздействия снежных лавин, сошедших в январе 2021 года и ноябре 1987 года(том 1,л.д.19-20).
В ходе планового (рейдового) осмотра специалистом отдела муниципального контроля Управления имущества Администрации г. Норильска, ведущим специалистом отдела по городскому хозяйству Талнахского территориального управления Администрации г. Норильска и кадастрового инженера в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: район г. Норильска, район Талнах, в районе горы Отдельная, общей площадью 244 930 кв.м., выявлено наличие домика отдыха, площадью 45,32 м.кв., находящегося на земельном участке с кадастровым номером №(в акте осмотра от 16.07.2021 № домик отдыха указан под номером 6) (том 1,л.д. 21-34, 219-222).
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «...» № от 21.11.2022, земельный участок с кадастровым номером № находится в границах лавиноопасной зоны, определенной Письмом № от 25.06.2021 ООО «...» (том 1,л.д.223-224).
23.07.2021 Управлением имущества Администрации г. Норильска в адрес ответчика Ольшевской А.И. направлено предложение о расторжении договора аренды № от 5.12.2019, мотивированное установленной информацией о расположении земельного участка в границах потенциально опасного участка снежного лавиносбора и содержащее информацию о наличии предусмотренного п.5.1 Договора аренды основания досрочного расторжения договора по соглашению сторон в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан. Предложение получено ответчиком 19.08.2021 (том 1,л.д. 38-39).
Согласно письму Директора МООО «...», адресованного Главе г. Норильска и поступившему в Администрацию г. Норильска ДД.ММ.ГГГГ, Федерация планирует возобновить деятельность горнолыжной базы на склоне горы Отдельная. По заказу Федерации проведена оценка лавинной опасности на склоне горы Отдельная. Согласно заключению и рекомендациям специалистов, безопасная эксплуатация горнолыжной базы и снижение лавинной опасности возможно достичь при выполнении определенных мероприятий. Для выполнения рекомендованных мероприятий в районе горнолыжной трассы Федерация планирует обратиться в Администрацию г. Норильска для выделения в аренду земельного участка на склоне горы Отдельная для её обустройства. После оформления земельного участка Федерация готова с октября 2022 года приступить к проведению регулярного искусственного уплотнения снега на склоне горы, заключить договор на мониторинг и прогнозирование лавинной опасности, обустроить трассу оградительной сеткой и соответствующими знаками, а также квалифицировать ее в установленном порядке. Выполнение рекомендованных мероприятий позволит свести к минимуму возможность схода лавины, однако, это не может исключать случаи её схода, в том числе при активном регулируемом спуске лавины на постройки, расположенные у подножия склона горы и попадающие в зону лавинной опасности. Руководствуясь рекомендациями специалистов, просят рассмотреть вопрос о переносе построек, расположенных в зоне лавинной опасности, за пределы установленных зон лавинных отложений и воздействий воздушной волны. При положительном решении указанного вопроса Федерация незамедлительно готова обратиться за предоставлением ей земельного участка для обустройства горнолыжной трассы и начать осуществлять противолавинные мероприятия. К письму приложен отчет оценки лавинной опасности склона горы Отдельная ООО ... №, содержащий выводы, соответствующие содержанию письма. В том числе, в отчете отражены со ссылкой на подтвержденные факты в пределах периода наблюдений сведения о сходе снежных лавин значительного объёма 17.11.1987 и 8.01.2021 (повлекла значительные повреждения попавших в зону лавины построек и гибель людей) в районе горы Отдельной (том 1,л.д.72-98).
Исходя из акта обследования участка схода снежной лавины от 1.11.2022, в ходе обследования лавиноопасных участков 1.11.2022 на лавиносборе № в районе ГЛБ «Отдельная» зафиксирован сход лавины сухого свежевыпавшего метелевого снега из точки». Зона транзита лавины составила 210 м., площадь конуса выноса составила 5 699 м.кв., горизонтальная дальность выброса 340 метров (том 1,л.д.109-111).
Суд, разрешая требования истца, учитывает следующее.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим.
Исходя из искового заявления, с учетом заявления об изменении основания иска, пояснений и доводов представителя истца в судебном заседании, а также заявления представителя третьего лица Администрации муниципального образования г. Норильск (том1 л.д. 58) основанием для предъявления требований к Ольшанской А.И. послужила необходимость обеспечения общественных и публичных интересов, предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан в рамках реализации полномочий муниципального образования в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Пункт 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Сторона истца, выбирая способ защиты права, просит суд расторгнуть договор аренды земельного участка, что не предполагает по существу рассмотрение вопроса о наличии оснований для возмещения предполагаемых убытков в результате прекращения действия договора, влекущего ограничения прав законного землепользователя (арендатора) Ольшевской А.И., которой земельный участок был предоставлен в аренду на срок до 2029 года по результатам аукциона на платной основе. При этом требования об изменении договора, в том числе в связи с введением вновь установленных ограничений в пользовании земельным участком, изъятии для муниципальных нужд на возмездной основе не заявлялись.
При этом, обосновывая свои требования, сторона истца указала на наличие оснований для расторжения договора аренды земельного участка от 5.12.2019 года, связанных с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, выразившихся в получении информации о происшедшем 8.01.2021 года сходе снежной лавины в районе горы Отдельной и получением информации в Письме № от 25.06.2021 ООО «...» о расположении спорного земельного участка в границах лавиноопасной зоны.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как указано в пункте 1 статьи 6 Гражданского кодекса, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Таким образом, поскольку Гражданский кодекс и Земельный кодекс не содержат норм, регламентирующей порядок изъятия(прекращения договора аренды, расторжения договора аренды), находящихся в муниципальной собственности и ранее переданных в аренду земельных участков, продолжение использования которых арендатором невозможно без использования инженерных систем защиты территории от воздействия возможных снежных лавин, по мнению суда, в рассматриваемых случаях следует руководствоваться по аналогии законодательством, регулирующим сходные отношения, а именно положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 56.11, подпункта 4 пункта 1 статьи 57, пункта 3 статьи 57 ЗК РФ.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу что указанные стороной истца обстоятельства, на изменение которых ссылается истец, не могут быть оценены по существу, как вновь возникшие и заведомо непредвиденные.
Так, из содержания как информации ООО «...», так и отчета оценки лавинной опасности склона горы Отдельная ООО ... № усматривается, что территория, прилегающая к горнолыжному склону горы Отдельная, с учетом географического расположения, особенностей рельефа заведомо предполагает сложные гидрометеорологические условия, связанные со снегонакоплением и рисками перемещения снежных масс, а также усматривается, что ранее имел место достоверно установленный факт схода снежной лавины 17.11.1987. При таких обстоятельствах доводы стороны истца о том, что информация о существенном изменении обстоятельств получена только после схода снежной лавины, повлекшего гибель людей и причинение материального ущерба, и вновь осуществленной оценки лавинной опасности специализированной организацией, противоречат фактическим обстоятельствам дела и опровергаются исследованными доказательствами.
Суд принимает во внимание, что из письма № от 20.02.2021 ООО «...» усматривается, что указанная организация на протяжении значительного промежутка времени оказывает услуги по снеголавинным наблюдениям для ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», в связи с чем, уполномоченные лица истца при достаточной степени осмотрительности и внимательности могли и должны были своевременно на дату заключения договора аренды учесть сведения об особенностях расположения предоставляемого в аренду земельного участка, возможных ограничениях при его использовании.
Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, стороной истца доказательств наличия иных оснований, предусмотренных ЗК РФ и ГК РФ, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных ст. 22 ЗК РФ, для расторжения договора аренды земельного участка суду не предоставлено и судом в ходе рассмотрения дела не получено. В частности, не получено доказательств нарушения со стороны ответчика обязательств, вытекающих из договора аренды земельного участка, которые могут являться основанием для расторжения договора по инициативе Арендодателя.
Оценивая доводы представителя истца(третьего лица) о невозможности фактического использования в настоящее время земельного участка арендатором в соответствии с установленным видом разрешенного использования, суд принимает во внимание, что соответствующие доводы мотивированы установленными сведениями о невозможности размещения в пределах лавиноопасного участка строений, однако к ответчику требования о возложении обязанности по соблюдению отдельных ограничений в указанной части ранее не предъявлялось и в предложении о расторжении договора аренды не указывалось на возможность сохранения договора аренды в случае соблюдения необходимых ограничений. Доказательств возведения (использования) на спорном земельном участке строения, обладающего признаками недвижимого имущества, стороной истца суду не предоставлялось.
Таким образом, приведенные истцом основания не являются основаниями к расторжению договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований МУ «Управление имущества Администрации г. Норильска» к Ольшевской А.И. о расторжении договора ранды земельного участка, возложении обязанности освободить земельный участок с возвратом такового - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: А.Ю. Хлюпин
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2023 года.
Председательствующий судья: А.Ю. Хлюпин