64RS0045-01-2023-005815-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Беляковой И.А.,
при помощнике судьи Тимофеевой А.Е.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Кировского района г.Саратова Сидоровой Н.В., представителе ответчика Маслюка С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности привести в соответствие требованиям законодательства детское игровое и спортивное оборудование, включении в реестр муниципальной собственности детской площадки,
установил:
и.о. заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов», администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» принять меры, направленные на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» детского игрового и спортивного оборудования, расположенного по адресам: <адрес>, а также обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов», администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресам<адрес>.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Кировского района г. Саратова проведена проверка исполнения действующего законодательства по вопросу ненадлежащего устройства детских игровых площадок, расположенных на территории района. В ходе проверки установлено, что на территории Кировского района г.Саратова по следующим адресам находится неисправное детское игровое и спортивное оборудование: <адрес>
В ходе осмотра игровых спортивных игровых площадках установлено, что они не огорожены, доступ к игровому оборудованию имеет неопределенное количество граждан, в том числе, несовершеннолетних, кроме того на ее территории находится бытовой мусор, зоны приземления ребенка не оборудованы ударопоглащающим покрытием, элементы оборудования из металла не защищены от коррозии (с наличием ржавчины), в песочнице отсутствует достаточное количество песка.
Лицом, ответственным за содержание земельного участка и детского игрового оборудования, расположенного на нем, являются администрация муниципального образования «Город Саратов» и администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов».
Указанные выше нарушения не допустимы, так как неограниченный доступ к такому игровому оборудованию создает угрозу безопасности жизни и здоровью детей. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности, поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой, к которой должно уделяться наиболее пристальное внимание, в связи с чем, истец обратился в суд с указанным выше иском.
В судебном заседании истец отказалась от части исковых требований - о возложении обязанности принять меры, направленные на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов», обязании привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресу: <адрес>, а также об обязании принять меры, направленные на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» детского игрового и спортивного оборудования, расположенного по адресу: <адрес> В остальной части истец уточнил исковые требования, просил ответчиков принять меры, направленные на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>; обязать ответчиков привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресам: <адрес>
Отказ от части иска принят судом. Производство в данной части исковых требований прекращено.
В судебном заседании прокурор Сидорова Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме с учетом уточнений, указав на основания, аналогичные вышеизложенным.
Представитель ответчика администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Маслюк С.Н. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, дополнительно пояснил, что в Сводном реестре объектов муниципальной казны по Кировскому району спортивная и детская игровая площадки по адресу: <адрес>, не значатся, по указанному адресу в реестре значится дворовая спортивная площадка. В соответствии со Сводным реестром объектов муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов» детская игровая площадка по адресу: <адрес>, в имущественной части муниципальной казны не значится. В связи с чем, выполнение мероприятий по замене и ремонту неисправных игровых элементов будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в ходе рассмотрения дела также просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержал доводы письменных возражений на иск, в которых указывают на то, что спорные игровые площадки располагаются на придомовых территориях, и не могут быть поставлены на учет в качестве бесхозяйной вещи.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, о причинах неявки не сообщили.
Представитель третьего лица ПАО "Т плюс" представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в части включения в реестр муниципальной собственности детского игрового и спортивного оборудования по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что решением Арбитражного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязаны освободить охранную зону тепловой сети путем демонтажа указанной детской площадки.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно Методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденным Приказом Минстроя России № 897/пр № 1128 от 27 декабря 2019 года, граждане являются участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры), и в отдельных случаях участвуют в выполнении работ по благоустройству, однако формирование технического задания на благоустройство территорий, проведение торгов, выбор подрядчиков, осуществление финансирования работ по благоустройству и их приемка возложены на органы местного самоуправления (пункт 1.5); проектирование, строительство, содержание и эксплуатацию площадок различного функционального назначения рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями по охране и поддержанию здоровья человека (пункт 2.7); рекомендуется обеспечить закупку таких горок, качелей, игрового качалок, каруселей, канатных дорог, игровых комплексов (городков), в том числе при выборе песочниц, игровых домиков, лабиринтов, которые имеют сертификат соответствия требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза; предусмотреть у приобретаемого оборудования наличие сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) (пункты 4.3.2, 4.3.7).
В соответствии с ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Общие требования, утвержденным и введенным Приказом Росстандарта от 24.06.2913 № 182-ст, монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами (п. 4.1); оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей (п. 4.2). В случае если безопасная установка оборудования не завершена, ударопоглощающее покрытие не выполнено или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность, запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (п. 4.3); перед вводом в эксплуатацию предусмотрены осмотр и проверка оборудования (п. 6.4); на оборудование должна быть нанесена маркировка, обозначающая требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (п. 7.8).
В соответствии с Национальным стандартом ГОСТ Р 52167-2012. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования, утвержденным и введенным Приказом Росстандарта от 18.09.2012 № 333-ст, на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса. В качестве гибких элементов подвеса качелей должны использоваться канаты и цепи по ГОСТ Р 52169-2012.
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
В соответствии с п. 4.3.22.2 ГОСТ Р 52169-2012 для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглащающее покрытие.
Согласно п. 4.3.26.9 ГОСТ Р 52169-2012 устанавливаются следующие ударопоглащающие покрытия в зонах приземления: рыхлая почва, торф с разрешенным размером частиц 20-80, древесная кора (5-30), древесная стружка (5- 30), песок (0,2-2), гравий (2-8).
Пунктом 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012 установлено, что наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается.
В соответствии с п. 4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012 наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктами 20, 25 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за организацию обустройства мест массового отдыха населения и благоустройства территории городского округа, содержание и благоустройство детских игровых и спортивных площадок возлагается на муниципальный орган и должна осуществляться с соблюдением требований государственных стандартов и включать в себя ежегодный основной осмотр, регулярное обслуживание и ремонтные работы.
В соответствии с п. 3 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 (ред. от 18.02.2022) (далее по тексту -Положение) муниципальной казной являются средства бюджета муниципального образования "Город Саратов" и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе: недвижимое, движимое и иное имущество.
Имущество муниципальной казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Город Саратов" (п. 8.1 Положения).
Согласно п. 8.3. Положения учет имущества муниципальной казны осуществляется путем ведения Сводного Реестра объектов муниципальной казны.
В соответствии с п 9.1 Положения расходы на содержание объектов имущественной части муниципальной казны, не находящихся в пользовании третьих лиц, финансируются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и осуществляются соответствующими отраслевыми или территориальными структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов" (держателями объектов имущественной части муниципальной казны либо структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов", к полномочиям которых муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования "Город Саратов" отнесено исполнение обязанностей по содержанию соответствующих объектов) в рамках определенных полномочий в отношении объектов имущественной части муниципальной казны.
Согласно подп. к п. 4.1 Положения поступление имущественных объектов в муниципальную казну осуществляется при приобретении права муниципальной собственности на брошенные вещи, а также вещи, признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в муниципальную собственность в порядке установленном действующим законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Решением Саратовской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О положениях о территориальных структурных подразделениях администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Кировского района МО «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории Кировского района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Так, в соответствии с п.п. 2.1.9. Положения об администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» одной из основных задач администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» является, в том числе, организация благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов».
Прокуратурой Кировского района г. Саратова проведена проверка исполнения действующего законодательства по вопросу ненадлежащего устройства детских игровых площадок, расположенных на территории района. В ходе проверки установлено, что на территории Кировского района г.Саратова по следующим адресам находится неисправное детское игровое и спортивное оборудование: <адрес>; <адрес> <адрес>.
Так в ходе проведенного осмотра детской игровой площадки, расположенной около <адрес> (пересечение с <адрес>) установлено, что зоны приземления ребенка не оборудованы ударопоглащающим покрытием; на качелях использованы жесткие элементы подвеса; элементы оборудования из металла не защищены от коррозии (с наличием ржавчины); в песочнице отсутствует достаточное количество песка, оборудование выглядит эстетически не привлекательным, поскольку нарушено лакокрасочное покрытие, нанесено множество надписей.
Проверкой также установлено, что детское игровое оборудование, расположенное в районе <адрес> <адрес>у <адрес> также не соответствует требованиям законодательства, а именно зоны приземления ребенка не оборудованы ударопоглащающим покрытием; на качелях использованы жесткие элементы подвеса; в песочнице элементы оборудования из металла не защищены от коррозии (с наличием ржавчины), в песочнице отсутствует достаточное количество песка.
Как следует из справки, представленной администрацией Кировского района МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ в Сводном реестре объектов муниципальной казны г. Саратова имеется объект – дворовая спортивная площадка по адресу: <адрес>, включенная в реестр на основании распоряжения комитета по управлению имуществом г. Саратов №-р от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, держатель муниципального имущества - администрация Кировского района МО «Город Саратов».
Земельный участок, на котором расположена указанная данная площадка, не образован, расположен вне границ многоквартирного дома, что следует из информации, представленной Комитетом по управлению имуществом г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Детская площадка по адресу: <адрес>, <адрес>, в Сводном реестре объектов муниципальной казны г. Саратова не значится, расположена на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается сведениями, предоставленными Комитетом по управлению имуществом г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-16).
По результатам проведенных проверок прокуратурой в адрес администрации Кировского района МО «Город Саратов» направлены представления о принятии мер по устранению нарушений действующего законодательства и подзаконных актов (л.д. 22-23).
Как следует из писем, направленного администрацией Кировского района МО «Город Саратов» в адрес ООО «РКЦ Кировский» и ЖСК «Программист» ДД.ММ.ГГГГ, администрация района предлагала управляющей компании в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) по адресу: <адрес>, <адрес> - ООО «РКЦ Кировский», и ЖСК «ФИО2», в чьем управлении находится МКД по адресу: <адрес>, рассмотреть вопрос о включении детских площадок в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Как следует из ответа ООО «РКЦ Кировский» в адрес администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, управляющая компания не возражает в принятии элементов детской площадки по адресу: <адрес>, <адрес>, на балансовый учет.
Согласно возражениям, представленным ЖСК «Программист», решением правления ЖСК «Программист» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №, кооператив возражает относительно включения объекта «детская игровая площадка», расположенного на придомовой территории по адресу: <адрес> общее имущество жилищного кооператива, а также использовать земельный участок в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденной постановлением администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, судом установлено, что по адресу: <адрес>, <адрес>, имеется детская площадка, распложенная на земельном участке в границах Кировского района г. Саратова, государственная собственность на который на настоящий момент не разграничена, не находящаяся на балансовом учете администрации МО «Город Саратов», и также на балансовом учете каких-либо иных компаний и организаций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на ответчиках лежит обязанность по принятию мер, направленных на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, в порядке, предусмотренном Положением о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246.
Также поскольку судом установлено, что детское игровое и спортивное оборудование на детских площадках по адресу: <адрес> (<адрес>й <адрес>, находится в неисправном состоянии, что сторонами не оспаривается, суд приходит к выводу, что на ответчике - администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», как балансодержателя детских, спортивных, дворовых площадок на территории Кировского района г. Саратова, лежит обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства указанное детское игровое и спортивное оборудование.
В связи с изложенным исковые требования о возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресу: <адрес> (<адрес>, удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя администрации Кировского района МО «Город Саратов», о том, что по адресу: <адрес>, <адрес> в Сводном реестре числится дворовая спортивная площадка, а не спортивная и детская игровая площадка, не влияют на выводы на суда, поскольку в исковых требованиях указано на приведение в соответствие детского игрового и спортивного оборудования расположенного по вышеуказанному адресу, а сам факт наличия по адресу: <адрес>, <адрес> дворовой детской площадки подтверждается материалами дела, от исковых требований о включении в реестр указанного оборудования истец отказался, отказ от иска в этой части принят судом. Доводы о том, что в имущественной части муниципальной казны не значится детские площадки по указанным адресам, в связи с чем, выполнение мероприятий по замене и ремонту неисправных игровых элементов будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, также не влияют на выводы суда, поскольку настоящим решением на ответчиков возлагается обязанность по принятию мер, направленных на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>, а дворовая площадка по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>), числится в реестре муниципальной казны, различия в наименовании «детская, спортивная площадка» или «дворовая спортивная площадка» являются несущественными, не влияют на выводы суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования и.о. заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, с учетом их уточнения, удовлетворить.
Возложить на администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов», администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанность принять меры, направленные на включение в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>.
Возложить на администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» обязанность привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования "Город Саратов" в части обязанности привести в соответствие с требованиями законодательства детское игровое и спортивное оборудование, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2023 года.
Судья: И.А. Белякова