Дело № 2-303/2021
УИД 60RS0022-01-2021-000695-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> г. Новоржев Псковской области
Пушкиногорский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в городе Новоржеве Новоржевского района) в составе
председательствующего судьи Ленгарт М.Я.
при секретаре Александрович Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинникова В.В. к администрации Новоржевского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Овчинников В.В. обратился в суд с иском к администрации Новоржевского района Псковской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в обоснование указав, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать – ФИО1, <дата> года рождения и отец – ФИО2, <дата> года рождения решением Новоржевского районного суда Псковской области от <дата> года лишенs родительских прав. Решением <данные изъяты> от <дата> года отец Овчинников В.В., был признан безвестно отсутствующим.
Решением жилищной комиссии № от <дата> года он включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но до настоящего времени вопрос о предоставлении жилья не разрешен, чем нарушаются его жилищные права.
В <дата> году окончил ГБПОУ Псковской области <данные изъяты>», официально не трудоустроен, проживает у сестры - Петровой Ю.А. в <адрес> в жилом помещении не принадлежащем ему. В собственности жилья не имеет, в связи с чем имеет право на предоставление жилья.
В связи с этим, истец просит суд обязать администрацию Новоржевского района Псковской области предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее 25 кв.м.
В судебном заседании истец Овчинников В.В. извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации Новоржевского района Псковской области, извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявил.
Представитель Комитета по социальной защите Псковской области будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменную позицию, в которой указал, что Комитет ежегодно 5 февраля текущего года формирует и направляет в территориальные отделы Комитета выписки из Списка в отношении лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году в соответствующем муниципальном районе. Овчинников В.В. в выписку из Списка в 2021 году ни в одном из муниципальных образований не включен. На 10.12.2021 порядковый номер в списке – 90. Всего в списке на указанную дату состоят 2 052 человека. В связи с чем, удовлетворение требований истца о предоставлении жилого помещения повлечет нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список до него.
Просил в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена государственная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
На территории Псковской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Псковской области №1241-ОЗ от 09.01.2013, устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений аналогичные, предусмотренным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Статьей 7 Закона области (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанный Список формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства (п. 1, 12).
Орган опеки и попечительства на основании представленных территориальными подразделениями органа опеки и попечительства сведений, указанных в пункте 13 настоящей статьи, ежегодно в срок до 31 июля формирует список претендентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в список и подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем календарном году, по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону и утверждает его своим актом (пункт 14 в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно ст. 9 Закона Псковской области № 1241-ОЗ от 09.01.2013 финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области № 1082-ОЗ от 03.06.2011 были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Из материалов дела следует, что Овчинников В.В.., <дата> года рождения, имел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1, <дата> года рождения и отец – Овчинников В.В. были лишены родительских прав (решение <данные изъяты> № от <дата> года).
Решением жилищной комиссии от <дата>, оформленным протоколом № 4, Овчинников В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При этом, вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения до настоящего времени не разрешен.
В выписку из Списка на обеспечение жилыми помещениями в 2021 году Овчинников В.В. не включен.
Вместе с тем, из анализа вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ следует, что ни данная норма, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Напротив, по смыслу этих положений жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Кроме того, содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование соответствующего списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
На основании изложенного, формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме этого, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответствующее толкование действующего законодательства содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 24 декабря 2014 года.
Согласно справке администрации Новоржевского района Псковской области следует, что жилой дом, в котором зарегистрирован Овчинников В.В., расположенный по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью МО «Новоржевский район» (л.д.8);
В собственности жилых помещений, Овчинников В.В. не имеет.
Данные обстоятельства объективно свидетельствуют о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
По смыслу данной правовой нормы права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, должны иметь реальное обеспечение, а не носить декларативный характер.
Таким образом, поскольку право Овчинников В.В., на обеспечение жильем фактически не реализовано, суд находит требования о предоставлении жилого помещения обоснованными.
Разрешая вопрос о месте предоставления жилого помещения, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 5 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, вступившей в силу 19.07.2019) определено, что лица, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по месту жительства указанных лиц.
Таким образом, Овчинников В.В., вправе ставить вопрос о предоставлении жилого помещения на территории муниципального образования «Новоржевский район» по месту жительства, в соответствии с действующим законом.
В связи с чем, суд возлагает на администрацию Новоржевского района Псковской области обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. в черте муниципального образования «Новоржевский район».
При этом, суд также полагает, что наличие иных лиц, включенных в Список ранее и имеющих аналогичное право, не может служить основанием для ограничения прав истца, так как граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).
Таким образом, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Овчинникова В.В. к администрации Новоржевского района Псковской области, удовлетворить.
Возложить на администрацию Новоржевского района Псковской области обязанность предоставить Овчинникову В.В., за счет средств субъекта Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, площадью не менее 25 кв. м. в черте муниципального образования «Новоржевский район».
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Пушкиногорский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в городе Новоржеве Новоржевского района) в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.Я. Ленгарт
Решение принято в окончательной форме 20 декабря 2021 года.