Дело № 5-245/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 июня 2024 года город Сыктывкар Республики Коми
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Петрова М.В. при секретаре Баталовой В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Исаева Шеюба Ахмедага-оглы, ... зарегистрированного и проживающего по адресу ...,
установил:
Протоколом об административном правонарушении №... от **.**.**, составленным врио начальника ОВМ ОП № 2 УМВД России по г. Сыктывкару, установлено, что **.**.** в 13.20 час. в рамках материала проверки, зарегистрированного в КУСП №... от **.**.**, а также в ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании Распоряжения УМВД России по г.Сыктывкару №... от **.**.** в отношении индивидуального предпринимателя Исаева Шеюба Ахмедага-оглы, установлено, что ИП Исаев Ш.А. превысил установленную Постановлением Правительства РФ от 16.09.2023 №1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» допустимую долю иностранных работников по виду экономической деятельности «Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках».
Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены специальные требования, регламентирующие участие иностранных граждан в трудовых отношениях на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2023 № 1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации розничную торговлю в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
**.**.** ИП Исаев Шеюб Ахмедга-оглы заключил трудовой договор №... с гражданином ... Х, ...
**.**.** ИП Исаев Ш.А. подал уведомление об осуществлении трудовой деятельности гражданином ... Х, ... в качестве .... Х осуществления трудовую деятельность по адресу ...
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, одним из видов экономической деятельности индивидуального предпринимателя Исаева Шеюба Ахмедага-оглы (ОГРНИП 304110115300171), является «Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках» (вид деятельности ОКВЭД 47.8).
Постановлением Правительства № 1511 на 2024 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность по торговле розничной в нестационарных торговых объектах и на рынках, которая составляет 0 процентов общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами.
Своими действиями, ИП Исаев Ш.А.о. нарушил п.5 ст.18.1 и п. «к» части 1 Постановления Правительства РФ от 16.03.2023 № 1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности», то есть допустил нарушение ч.1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Перед началом судебного разбирательства Исаеву Ш.А.о. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ходатайств не заявлено, русским языком владеет.
В судебном заседании Исаев Ш.А.о. вину в совершении правонарушения признал, пояснил, что при отъезде в отпуск заключил трудовой договор с гражданином Узбекистана, о чем уведомил миграционную службу, о Постановлении Правительства РФ от 16.03.2023 №1511 не знал.
Защитник Исаева Ш.А.о. адвокат Рзаев А.К.о. суду пояснил, что Исаев Ш.А.о. как законопослушный гражданин уведомил миграционную службу о заключении договора с иностранным гражданином, при этом не знал о Постановлении Правительства РФ от 16.03.2023 №1511. При назначении наказания просил учесть, что на иждивении Исаева Ш.А.о. находятся несовершеннолетние дети, он выплачивает кредиты.
Выслушав объяснения Исаева Ш.А.о., его защитника адвоката Рзаев А.К.о., изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч.1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно п.1 ст.18.1 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.
При установлении запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.18.1 Федерального закона № 115-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Согласно пп. «к» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2023 № 1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» на 2024 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации торговлю розничную в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
Из материалов дела следует, что **.**.** ИП Исаев Ш.А.о. заключил трудовой договор №... с гражданином ... Х, ... впоследствии подал уведомление об осуществлении трудовой деятельности гражданином ... в качестве ... по адресу ...
Вид экономической деятельности самостоятельно избирается индивидуальным предпринимателем при его регистрации в налоговом органе, также может быть изменен по его заявлению. Одна организация может предусмотреть для себя несколько видов деятельности по общей классификации кодов экономической деятельности.
Выпиской из ЕГРИП подтверждается, что в качестве индивидуального предпринимателя Исаев Ш.А.о. зарегистрирован с **.**.**, основным видом экономической деятельности указана торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (основной код вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) – 47.8).
Факт совершения ИП Исаевым Ш.А.о. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и его виновность подтверждается совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает - протоколом об административном правонарушении, письменными объяснениями Исаевым Ш.А.о., выпиской из ЕГРИП, договором субаренды нежилого помещения №... от **.**.**, уведомлением об осуществлении трудовой деятельности иностранным гражданином – Х, трудовым договором №... от **.**.**, заключённым на неопределенный срок между ИП Исаевым Ш.А.о. и гражданином ... Х
Таким образом, деяние индивидуального предпринимателя Исаева Ш.А.о., не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, имевшего возможность для соблюдения законодательства, но не принявшего всех зависящих мер по его соблюдению, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку он, заявив об осуществлении основной деятельности в виде торговли розничной в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.08 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), обязан был соблюдать соответствующую установленную долю иностранных работников.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ИП Исаева Ш.А.о., является признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП Исаева Ш.А.о., не установлено.
В силу примечания к ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях данной главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях иные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц, не установлены.
В соответствии с ч.1 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, установлено, что санкция ч.1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю учитываются характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, важность и значимость возникших в сфере экономической деятельности, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом учитываются разъяснения, данные в абз.3 и 4 п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым в постановлении об административном приостановлении деятельности судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз.2 ч.2 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Поскольку в трудовом договоре договору №... от **.**.**, заключенном между ИП Исаевым Ш.А.о. и гражданином ... Х, ... место работы не указано, административное приостановление деятельности ИП Исаева Ш.А.о. подлежит по месту фактического осуществления трудовой деятельности гражданином ... Х, ... по трудовому договору №... от **.**.** в качестве ....
Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать индивидуального предпринимателя Исаева Шеюба Ахмедага-оглы виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 14 суток по месту фактического осуществления трудовой деятельности гражданином ... Х, ... по трудовому договору №... от **.**.** в качестве ....
...
...
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя Исаева Шеюба Ахмедага-оглы исчислять с момента приостановления деятельности по месту фактического осуществления трудовой деятельности гражданином ... Х, ... по трудовому договору №... от **.**.** в качестве ....
Копию постановления для исполнения направить в Отделение судебных приставов по Эжвинскому району гор.Сыктывкара Республики Коми.
Разъяснить ИП Исаеву Ш.А.о., что в силу ч.3 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Верховый суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.В. Петрова