УИД 66RS009-01-2024-001081-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.07.2024 г. Нижний Тагил Свердловской области
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Верещагиной Э.А.,
при секретаре судебного заседания Русских М.С.,
с участием истца Князькиной О.А.,
представителя ответчика Администрации города Нижний Тагил Зайцева Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1269/2024 по исковому заявлению Князькиной О. АнатО. к Администрации города Нижний Тагил, МКУ Управление муниципального имущества г. Нижний Тагил о возложении принять меры по постановке на учет бесхозяйной вещи,
УСТАНОВИЛ:
Князькина О.А. обратилась с названным исковым заявлением к Администрации города Нижний Тагил, просила возложить на ответчика обязанность принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в отношении следующих бесхозяйных участков системы холодного водоснабжения: магистральных трубопроводов в микрорайоне <адрес> по четной стороне, <адрес> от <адрес> до <адрес> по нечетной стороне, <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что истец зарегистрирована в доме по адресу: <адрес>. На указанном участке имеется бесхозяйный водопровод, год постройки ориентировочно ДД.ММ.ГГГГ Ежегодно весной и осенью трубопровод прорывает, жильцы домов остаются без водоснабжения, отопления. Ранее жильцы домов за свои денежные средства нанимали трактор у частных лиц для ремонта водопровода. Общая сумма за ремонт составляла порядка 20 000 руб. В домах проживают семьи с детьми, пенсионеры. У жителей нет возможности оплачивать работы по ремонту водопровода каждый сезон. Над трубопроводом находится газопровод, высоковольтный провод. При каждом сезонном ремонта повреждение указанных проводов влечет за собой опасность и угрозу жизни людей. В адрес Администрации города Нижний Тагил были направлены соответствующие обращения, но вопрос не решен. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию системы водоснабжения, затрудняет ее обслуживание в силу правовой неопределенности статуса, может в дальнейшем привести к отсутствию должного контроля за состояние и нормальной работой сети водопровода, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозу санитарному благополучию жителей. Поскольку отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости, то он является бесхозяйным. Орган местного самоуправления обязан принять меры по учету бесхозяйного имущества.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ Управление муниципального имущества г. Нижний Тагил.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Дополнительно указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проживает в доме по проезду Узкий, 14. По ее сведениям строительством спорного участка сети занимался Нижнетагильский металлургический комбинат. Один из жителей домов передал ей схему системы водоснабжения, которую приложила она к иску. Полагает, что по представленной схеме возможно определить расположение трубы. Согласна обустроить смотровой колодец около своего дома. Полагала возможным установить срок исполнения решения суда до конца ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил исковые требования не признал, указал, что провести техническую инвентаризацию сооружения, с целью изготовления технической документации, для последующей регистрации в органах Росреестра в качестве бесхозяйного не представляется возможным. Представленная истцом в материалы дела исполнительная съемка сетей по указанным адресам соотнести к существующим сетям не представляется возможным, так как исполнительная съемка датируется ДД.ММ.ГГГГ годом, а фактические параметры и трассировку трубопровода установить не возможно. За истекший период возможна перекладка участков трубопроводов силами жителей частных домовладений. Имеющаяся схема сети водопровода имеет расхождение с представленной исполнительной съемкой, что также свидетельствует о невозможности однозначного установления пролегания трубопровода холодного водоснабжения. Для оформления технической документации на спорную сеть необходимо её индивидуализация, которую возможно выполнить только при наличии смотровых колодцев либо полного вскрытия земляного полотна, что экономически не целесообразно. Истец не доказал наличие, диаметр и протяженность спорной сети, не предоставил данные о наличии возможности по оформлению технической документации на спорную сеть.
Представитель ответчика МКУ Управление муниципального имущества города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, путем вручения судебной повестки ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную ответчиком Администрацией города Нижний Тагил.
Представитель третьего лица МУП «Водоканал-НТ» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом путем размещения соответствующей информации на сайте суда в соответствии с положениями ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством направления судебного извещения электронной почтой ДД.ММ.ГГГГ. Позицию по делу не представил.
Неявившиеся лица с ходатайствами к суду не обращались, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с положениями ч.ч. 4 и 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.
Согласно пунктам 4 и 8 части 1 статьи 16, пункту 4.3 части 1 статьи 17, пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоснабжения и водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах городского округа и органы местного самоуправления обладают полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», для чего в собственности муниципальных образований может находиться соответствующее имущество.
Отсутствие же документов, подтверждающих собственность органа местного самоуправления на спорные сети водоотведения, либо передачу их в хозяйственное ведение какого-либо иного лица, не может служить основанием для отказа данным органом нести в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания этого имущества.
В силу пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (части 5 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 8 данного Закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 4.3 части 1 статьи 17 вышеназванного Закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом № 416-ФЗ. В частности, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ).
Решением Нижнетагильской городской Думы от 26.09.2014 № 31 утверждено Положение об Управлении муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил.
Согласно Положению Управление муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил является функциональным органом Администрации города Нижний Тагил, исполняющим отдельные полномочия и функции администрации города, в том числе по управлению муниципальным имуществом, осуществлению имущественных прав и обязанностей города Нижний Тагил в отношении муниципального имущества, за исключением лесного, водного и жилищного фонда, средств городского бюджета.
Управление наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счет, открытый в соответствии с бюджетным законодательством, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в судах всех уровней. Организационно-правовая форма Управления - муниципальное казенное учреждение (пункт 2 статьи 1).
Целями деятельности Управления, в частности, является реализация от имени муниципального образования город Нижний Тагил полномочий по владению, пользованию и распоряжением муниципальным имуществом (подпункт 1 пункта 1 статьи 2).
В целях обеспечения поставленных задач Управление выполняет следующие функции: обеспечивает выполнение необходимых мероприятий для введения в гражданский оборот бесхозяйного имущества; организует работу по проведению инвентаризации, кадастровых работ, работ по геодезической съемке, оценке стоимости имущества (находящегося в муниципальной собственности, и бесхозяйного имущества, находящегося на территории города Нижний Тагил), оценке земельных участков в случаях, установленных действующим законодательством (подпункты 31, 32 пункта 1 статьи 4).
Управление обеспечивает выполнение необходимых мероприятий для введения в гражданский оборот бесхозяйного имущества, реализуя публично-властные полномочия, предусмотренные подпунктами 31, 32 пункта 1 статьи 4 Положения.
Из материалов дела следует, что спорным является следующий участок системы холодного водоснабжения, расположенный по адресу: <адрес> по четной стороне, <адрес> от <адрес> по нечетной стороне, <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Истцом представлена схема спорного участка сети по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год. Вместе с тем, в Администрации города Нижний Тагил документация, касающаяся строительства спорного участка сети, отсутствует. Также вопреки доводам истца ФИО8 документами, связанными со строительством сети предприятие не располагает, строительством спорной сети, иных сетей и коммуникаций предприятием не проводилось.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами Администрации города Нижний Тагил и ПТО ООО «Водоканал-НТ», Управления городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил, Управления муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил, МКУ «Центр земельного права», МКУ «НАУМИ» был проведен комиссионный осмотр участка сети холодного водоснабжения, расположенного на отрезке: город <адрес> от <адрес> до <адрес> по четной стороне, <адрес> от <адрес> до <адрес> по нечетной стороне, <адрес> от <адрес> до <адрес>. В ходе осмотра установлено, что на указанном участке сети холодного водоснабжения смотровые колодцы отсутствуют. Подача воды в указанный участок водоснабжения происходит врезкой в водопровод, расположенный по <адрес>, в колодце вблизи <адрес> (диаметр трубопровода №). Установить трассировку трубопроводов, места врезок в ИЖС, параметры (диаметр и материал) трубопроводов не представляется возможным, в связи с полным отсутствием на обследуемом участке смотровых колодцев. По итогам осмотра сделан вывод о том, что провести техническую инвентаризацию сооружения, с целью изготовления технической документации для последующей регистрации в органах Росреестра в качестве бесхозяйного не представляется возможным.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос МКУ «Центр земельного права» указал, что на сегодня провести техническую инвентаризацию объекта не представляется возможным, технический паспорт может быть изготовлен только при условии проведения земляных работ и установки точной трассировки объекта и качественных характеристик (материал, диаметр).
Материалами дела подтверждается, что Князькина О.А. обращалась в Администрацию города Нижний Тагил ДД.ММ.ГГГГ по вопросу принадлежности спорного участка водопроводных сетей, ДД.ММ.ГГГГ по вопросу передачи сетей для дальнейшего обслуживания в ООО «Водоканал-НТ». В ответах Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указывала о необходимости подготовки технической, исполнительной документации для постановки участков водопроводной сети на кадастровый учет в Росреестре, как бесхозяйного имущества.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что в ЕГРН записей о собственнике спорного участка системы холодного водоснабжения нет, на балансе сеть ни у кого не числится, в реестрах муниципальной, федеральной собственности не состоят, ни за кем не закреплены, никто не следит за их техническим состоянием, то есть фактически указанные объекты являются бесхозяйными.
При этом ООО «Водоканал-НТ» предоставляет коммунальные услуги по водоснабжению и приему сточных вод в частном жилом фонде по спорному участку сети на основании договоров с собственниками жилых домов.
В настоящее время надлежащее содержание вышеуказанного участка системы холодного водоснабжения не обеспечено, что может привести к непринятию мер по проведению профилактических работ и устранению аварий на указанной объекте, полному разрушению участка сети и возникновению неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Кроме того, отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния участка системы водоснабжения, устранении аварий в процессе эксплуатации сети, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния бесхозяйной системы холодного водоснабжения не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Спорный участок система холодного водоснабжения, в отношении которой заявлены требования, относятся к недвижимым вещам, поскольку является инженерным сооружением, расположена под землей и прочно связана с ней, её перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно абзацу 4 пункта 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» сети водопровода, как объекты инженерной инфраструктуры являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» установлено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение и документов, предусмотренных в пункте 10 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав; внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет в установленном порядке бесхозяйных сетей, для чего требуется подача органом местного самоуправления в уполномоченный орган заявления, то есть в силу прямого указания закона указанная обязанность возлагается на орган местного самоуправления.
Поскольку в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах в отношении спорного участка сети отсутствуют, на основании пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 6, пункта 5, 6 статьи 8 Закона № 416-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии у ответчика – Администрации города Нижний Тагил, в границах которого находится бесхозяйный участок системы холодного водоснабжения, обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Оснований для возложения обязанности на МКУ Управление муниципального имущества г. Нижний Тагил не имеется.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» в заявлении о принятии на учет объекта недвижимого имущества указываются вид объекта недвижимого имущества и его кадастровый номер.
В силу п. 4 ст. 2 Положения об Управлении муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил прием имущества в муниципальную казну производится при условии предоставления передающей стороной правоустанавливающей и технической документации, обеспечивающей постановку на реестровый и бюджетный учет, а также государственную регистрацию прав на данные вещи.
Предложенный истцом срок исполнения решения суда до конца ДД.ММ.ГГГГ года является не достаточным, с учетом отсутствия проектной, исполнительной и технической документации, необходимости проведения земляных работ для установки характеристик объекта и последующего составления технической документации для чего требуется заключение муниципального контракта, дальнейшей подготовки документов для постановки объекта на учет. С учетом объема предстоящих материальных затрат и работ, контрактных процедур, для обеспечения соблюдения баланса интересов сторон суд полагает необходимым установить срок исполнения решения 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в противном случае решение суда может стать неисполнимым.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Князькиной О. АнатО. к Администрации города Нижний Тагил, МКУ Управление муниципального имущества г. Нижний Тагил о возложении принять меры по постановке на учет бесхозяйной вещи удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность в срок не позднее 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в отношении следующих бесхозяйных участков системы холодного водоснабжения: трубопровод, расположенный по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес> по четной стороне, <адрес> от <адрес> по нечетной стороне, <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к МКУ Управление муниципального имущества г. Нижний Тагил о возложении принять меры по постановке на учет бесхозяйной вещи отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Решение суда в окончательной форме составлено 30.07.2024.
Судья Э.А. Верещагина