УИД 03RS0019-01-2022-001549-92 Дело № 2 - 22/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Аскарово Абзелиловского района
Республики Башкортостан 22 февраля 2023 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янузаковой Д.К.
при секретаре Кильдияровой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Садыкова И.Ф. к прокурору Абзелиловского района Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о компенсации морального вреда в связи с привлечением к уголовной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Садыков И.Ф. обратился с названным иском в суд, указав, что ему причинены нравственные страдания в результате уголовного преследования по обвинению в совершении ряда особо тяжких преступлений, вмененных в отношении него органами предварительного следствия, но не нашедших своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Органами предварительного расследования он обвинялся в совершении 14 деяний, предусмотренных ч.3 ст. 30 ч.3 п.б ст.228.1 УК РФ, а так же в трех деяниях, предусмотренныхч.3 ст.30 ч.4 п.2 ст.228.1 УК РФ, санкции которых предусматривают наказание от 8 до 15 лет лишения свободы. В ходе судебного разбирательства суд не согласился с предложенной версией обвинения фактически за отсутствием в его действиях состава преступления - на покушение и сбыт наркотических средств в значительном (14 деяний) и крупном размерах (2 деяния). По указанным фактам его действия были квалифицированы по ч.2 ст. 228 УК РФ как незаконное хранение наркотических средств в крупном размере с последующим прекращением уголовного преследования на основании ч.2 ст. 28 УПК РФ, ч.2 ст. 75 УК РФ. Все указанные сведения вытекают их приговора Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Предъявленное истцу обвинение по 16 деяниям было незаконным, чем истцу нанесен моральный вред. Именно в этот период истец перенес тяжелейшие нравственные страдания за свое будущее, на фоне переживаний ухудшилось его состояние здоровья. ДД.ММ.ГГГГ истец был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ и в последующем заключен под стражу до ДД.ММ.ГГГГ, на основании заключения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ освобожден ДД.ММ.ГГГГ из под стражи в связи с наличием заболевания, препятствующего содержанию под стражей. Постановлением Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело возвращено прокурору. В дальнейшем апелляционным постановлением ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Сибайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным и отменено. Причиненный моральный вред истец расценивает в денежном выражении с учетом разумности и справедливости в 1000000 руб.
Просит признать право Садыкова И.Ф. на компенсацию морального вреда и взыскать с Министерства финансов РФ в пользу Садыкова И.Ф. денежные средства в размере 1000000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиком привлечены: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: прокуратура Республики Башкортостан.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена прокуратура <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил.
Ответчик, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении в их отсутствие, направил возражения по иску, согласно которым переквалификация действий лица, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование, на менее тяжкое обвинение либо исключение из обвинения части эпизодов или квалифицирующих признаков, судом постановившим обвинительный приговор, сами по себе не являются реабилитирующими обстоятельствами. Таким образом, с требованием о возмещении морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием имеют право обращаться только те лица, которые были оправданы по всем эпизодам предъявленного им обвинение совокупности. Соответственно требования Садыкова И.Ф. о возмещении морального вреда являются незаконными и необоснованными.
Представитель ответчиков, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, согласно которому к участию в делах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации, чьи интересы в судах представляют по доверенности управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации. Уголовное преследование осуществляется от имени государства и относится к сфере федеральной юрисдикции, а реабилитация не охватывает функциями главного распорядителя бюджетных средств (органа предварительно расследования).
Органы прокуратуры извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В настоящее время истец Садыков И.Ф. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ № УФСИН России по РБ по приговору Сибайского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.
Данным приговором он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 – п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет с отбыванием в исправительной колонии строго режима. Уголовное преследование по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ, на основании ч.2 ст.28 УПК РФ, ч.2 ст. 75 УК РФ и примечания к ст.228 УК РФ прекращено в связи с деятельным раскаянием.
Садыков И.Ф. обвинялся по 14 эпизодам по ч.3 ст.30 - п.«б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, и 3 эпизодам по п.«г» ч.4 ст.228.1 УК РФ.
При этом суд не согласился с указанным объемом обвинения по 16 эпизодам, указав, что данных о наличии у подсудимого Садыкова конкретизированного умысла на сбыт вышеприведенных наркотических средств определенным лицам, которые давали бы основания квалифицировать его действия в этой части как самостоятельные Преступления, направленные на сбыт наркотиков конкретным лицам, в материалах дела не имеется и в предъявленном Садыкову обвинении не приведено.
Фактически совершенное подсудимым Садыковым деяние в отношении наркотических средств с содержащим в своем составе а-пирролидиновалерофенон (PVP), которые он хранил в оборудованных им тайниках- закладках до добровольной выдачи сотрудникам правоохранительных органов, образует состав преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ - незаконное «приобретение и хранение наркотического средства в крупном размере. Поскольку подсудимый Садыков добровольно выдал наркотические средства с содержащим в своем составе а-пирролидиновалерофенон (PVP), который является производным наркотического средства 3-(2,2,3,3-тетраметилциклопропанкарбонил) индол, общей массой 5,54 гр., и активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, он подлежит освобождению от уголовной ответственности за совершение преступление предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ.
В соответствии с требованиями статьи 1070 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст.133-139, 39,399).
Исходя из содержания данных статей право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст.136 УПК РФ).
Переквалификация действий лица, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование, на менее тяжкое обвинение либо исключение из обвинения части эпизодов или квалифицирующих признаков судом, постановившим обвинительный приговор, сами по себе не являются реабилитирующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" судам следует учитывать, что нормами статей 1069, 1070, абзацев 3 и 5 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемыми в системном единстве со статьей 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей основания возникновения права на возмещение государством вреда, причиненного гражданину в результате незаконного и необоснованного уголовного преследования, возможность взыскания компенсации морального вреда, причиненного уголовным преследованием, не обусловлена наличием именно оправдательного приговора, вынесенного в отношении гражданина, или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям либо решения органа предварительного расследования, прокурора или суда о полной реабилитации подозреваемого или обвиняемого. Поэтому не исключается принятие судом в порядке гражданского судопроизводства решения о взыскании компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и на основании принципов справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина (например, при отмене меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с переквалификацией содеянного на менее тяжкое обвинение, по которому данная мера пресечения применяться не могла, и др.).
Вместе с тем, данных оснований в настоящем деле не установлено.
Как следует из материалов уголовного дела, обвинения предъявлялось по 14 эпизодам по ч.3 ст.30 - п.«б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, и по 3 эпизодам ч.3 ст.30 - по п.«г» ч.4 ст.228.1 УК РФ.
При этом ни по одному из эпизодов по ч.3 ст.30 - п.«б» ч.3 ст.228.1 УК РФ суд не прекратил уголовное преследование со ссылкой на реабилитирующие основания, указав, что все вменяемые деяния обусловлены единым умыслом и образуют одно преступление, подлежащее квалификации по ч.2 ст. 228 УК РФ, уголовное преследование в этой части было прекращено в связи с деятельным раскаянием.
Деятельное раскаяние может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (ст.61 УК), а в ряде случаев и освобождающего от уголовной ответственности (ст.75 УК).
Однако, вопрос об изменении категории преступления на менее тяжкую решается судом только при вынесении обвинительного приговора.
Переквалификация по этим эпизодам на менее тяжкую категорию, не повлияла на права Садыкова И.Ф., поскольку обвинение по ч.3 ст.30 - по п.«г» ч.4 ст.228.1 УК РФ, могли служить самостоятельным основанием для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
Таким образом, материалами дела опровергается довод истца, что имело место незаконное привлечение его к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу.
В связи с чем, оснований для удовлетворения иска не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Садыкова И.Ф. к прокурору Абзелиловского района Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о компенсации морального вреда в связи с привлечением к уголовной ответственности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Председательствующий Д.К. Янузакова