РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красный Яр Астраханской области 03 сентября 2020г.
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Черкасовой Е.В., при секретаре Жумалиевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-591/2020г. по административному исковому заявлению Жалненко Е.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о признании решения о приостановлении государственной регистрации прав - незаконным,
установил:
Жалненко Е.П. обратилась в суд с административным иском, в котором оспаривает решение начальника Красноярского отдела Управления Росреестра по Астраханской области о приостановлении государственной регистрации права.
В обосновании заявления административный истец указывает, что Жалненко Е.П. признана победителем аукциона, который проводился КП АО «Фонд государственного имущества Астраханской области» на основании постановления администрации МО «Красноярский сельсовет», что подтверждается протоколом об итогах аукциона от 04.02.2020г. На основании указанного протокола, 17.02.2020г. между мной и администрацией МО «Красноярский район» был заключен договор купли-продажи автостоянки, площадью 35,9 кв.м, (здания с кадастровым номером 30:06:100617:1492), расположенной по адресу: <адрес> Все документы были сданы на государственную регистрацию, однако уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-2108522/1 от 04.03.2020г., вынесенного начальником Красноярского отдела управления Росреестра по Астраханской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Стуколовой С.М., регистрация права приостановлена. Истец не согласен с указанным решением, так как вышеуказанное здание было закреплено казенным учреждением администрация МО «Красноярский сельсовет» оперативное управление. Земельный участок с кадастровым номером 30:06:100510:176 не принадлежит казенному учреждению администрации МО «Красноярский сельсовет» на праве собственности, а предоставлен последнему на праве постоянного бессрочного пользования в соответствии с требованиями ст.39.9 ЗК РФ. В связи с чем, полагает, что особенности осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости имущества при регистрации перехода прав на него, установленные п.1 ст.57 ФЗ от 13.07.2015г. № 218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» применению в данном случае не подлежат.
Просит восстановить срок для подачи административного заявления. Признать действия начальника Красноярского отдела Управления Росреестра по Астраханской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Стуколовой С.М., выраженное в вынесении решения о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-2108522/1 от 04.03.2020г. незаконным.
Административный истец Жалненко Е.П. в судебном заседание заявление поддержала в полном объеме, просила восстановить срок для подачи административного заявления, административное заявление удовлетворить.
Представитель административного ответчика Стукалова С.М. в судебном заседание с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в иске.
Представители заинтересованных лиц Казенного предприятия Астраханской области «Фонд государственного имущества Астраханской области» Волкова Л.В. и администрации МО «Красноярский сельсовет» Астраханской области Куварина О.Н. в судебном заседании административное исковое заявление поддержали, просили его удовлетворить.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Администрации Муниципального образования «Красноярский сельсовет» от 25.11.2019г. № 446 и договором на оказание услуг по организации торгов от 23.12.2019г. Казенное предприятие Астраханской области «Фонд государственного имущества Астраханской области» организовал и провел 04.02.2020г. торги в форме аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене. Предметом данного аукциона являлось имущество со следующими характеристиками: автостоянка, площадью 35,9 кв.м, назначение: нежилое, кадастровый номер 30:06:100617:1492, одноэтажное здание, год завершения строительства 1989. Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.11.2019г. данное имущество принадлежало администрации МО «Красноярский сельсовет» на праве оперативного управления, номер и дата государственной регистрации права: 30:06:100617:1492-30/054/2019-3 от 20.11.2019г. Земельный участок с кадастровым номером 30:06:100510:176, на котором расположена названная автостоянка, был предоставлен администрации МО «Красноярский сельсовет» на праве постоянного (бессрочного) пользования (номер и дата государственной регистрации права: 30:06:100510:176-30/054/2019-2 от 30.07.2019г., что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 25.11.2019г.
Аукцион проводился в соответствии с требованиями статей 447 и 448 ГК РФ. Предмет аукциона полностью описан в извещении о проведении торгов. При этом описание земельного участка носит справочный характер.
По результатам аукциона административный истец Жалненко Е.П. была признана победителем как участник, предложивший наивысшую цену (Протокол об итогах аукциона от 04.02.2020г.). Администрацией МО «Красноярский сельсовет» - продавцом 17 февраля 2020г. с Жалненко Е.П.-покупателем был заключен договор купли-продажи автостоянки без земельного участка.
19.02.2020г. административным истцом документы были сданы на государственную регистрацию в Красноярский отдел Управления Росреестра по Астраханской области.
Уведомлением от 04.03.2020г. осуществление действий по государственной регистрации приостановлено.
Государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 30:06:100617:1492, расположенный по адресу: Астраханская область, Красноярский район, с. Красный Яр, ул. Ватаженская, 26, приостановлена по следующим причинам.
В соответствии со ст. 57 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности. Отчуждаемое имущество принадлежит на праве собственности МО «Красноярский сельсовет», равно как и земельный участок, занятый данным строением, администрация же муниципального образования, являясь исполнительным органом власти, осуществляет функции распоряжения муниципальным имуществом. Таким образом, в силу вышеназванной нормы закона, отчуждение здания, должно производиться одновременно с земельным участком, занятым данным объектом недвижимого имущества.
Земельное законодательство основано на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), В развитие данного принципа пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации запрещает отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. По смыслу приведенных норм в случае принадлежности объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены, одному лицу в обороте объекты недвижимости и земельный участок выступают совместно.
Данное требование подтверждается также ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости. Осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Из приведенных законоположений следует обязанность суда первой инстанции при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выяснять причины такого пропуска.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административный истец Жалненко Е.П. обратилась с настоящим административным иском и ходатайством о восстановлении ей процессуального срока для его подачи, указав уважительной причину пропуска то, что ей изначально был подан иск в Ленинский районный суд г.Астрахани, но в связи с неподсудностью заявление было возвращено.
Из административного дела усматривается, что 04.03.2020г. уведомлением приостановлена государственная регистрации права сроком до 04.06.2020г. Как следует со слов административного ответчика уведомление о приостановление ей было получено 10-12 марта 2020г., т.е. последний день подачи административного искового заявления 12.06.2020г. Жалненко Е.П. административное исковое заявление было подано в Ленинский районный суд г.Астрахани 02.07.2020г. (с нарушением процессуального срока) и возвращено Жалненко Е.П. 09.07.2020г. В конце июля Жалненко Е.П. обратилась с указанным административным иском в Кировский районный суд г.Астрахани. Вместе с тем, заявление также ей было возвращено, в связи с неподсудностью. Как пояснила в суде административный истец, 3-4 августа 2020г. определение суда и исковое заявление с приложенным документами ей были получены нарочно.
Таким образом, о принятом решение о приостановление государственной регистрации прав Жалненко Е.П. узнала не позднее 10-12.03.2020 года, однако с административным иском административный истец обратился в суд только 02.07.2020 г., тем самым пропустив установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий, бездействий.
Приведенные причины пропуска срока, не исключают ее возможность своевременного обращения в суд с настоящим административным иском, не могут быть признаны не зависящими от административного истца и не доказывают уважительную причину пропуска срока.
Поскольку судом установлен факт пропуска Жалненко Е.П. срока для обращения в суд с административным иском в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации без уважительной причины, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу по причине пропуска ею срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуюсь статьями 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных требований Жалненко Е.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о признании решения о приостановлении государственной регистрации прав незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения составлен 11.09.2020г..
Судья Е.В.Черкасова
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации МО «Джанайский сельсовет» к государственному регистратору Красноярского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области Стуколовой С.М., Красноярскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о признании незаконным решения о приостановлении постановки на кадастровый учёт объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, сельское поселение Джанайский сельсовет, с. Джанай, Российская Федерация, берег реки Ахтуба, и обязании осуществить действия по поставке на государственный кадастровый учёт объект недвижимости без одновременной государственной регистрации прав гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес> – удовлетворить частично.
Решение государственного регистратора Красноярского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области Стуколовой Светланы Михайловны от 11 января 2019г. № КУВД-001/2018-8441517/1 о приостановлении постановки на кадастровый учёт объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, сельское поселение Джанайский сельсовет, с. Джанай, Российская Федерация, берег реки Ахтуба, признать незаконным и отменить.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд, в течение одного месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский районный суд Астраханской области.
Мотивированный текст решения составлен 28.04.2019г.
Судья <> Черкасова Е.В.
<>
<>
<>