Дело № 2 – 1632\2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующей судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре Войновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константинова Александра Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Константинов А.Н. обратился в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения № 148а от 07.03.2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, об обязании включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях»: период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в должности учителя физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общеобразовательной школе-комплексе №, период работы учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чигирской основной образовательной школе Чебоксарского района, периоды курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя физической культуры в страховой и специальный стаж, о назначении пенсии с 20.02. 2018. ( в окончательном варианте).
Требования мотивированы тем, что Константинов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от 07.03.2018 года № 148а ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. Истец не согласен с указанным решением и считает, что спорные периоды работы, нахождение на курсах повышения квалификации, служба в армии подлежат зачету в специальный стаж, поскольку в указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место, средний заработок, из которого производились отчисления на государственное социальное страхование.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду.
Представитель ответчика иск не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что решение от 07.03.2018 года является законным и обоснованным.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3, 4 ст. 36 Закона N 400-ФЗ).
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действующим с 01.01.2015 г.) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положения пункта 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 8. Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от 07.03.2018 года № 148а истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.
При этом ответчиком фактическая продолжительность специального стажа истца определена в <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
Из подсчета спецстажа истца ответчиком исключены следующие спорные периоды: период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в должности учителя физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общеобразовательной школе-комплексе №, период работы учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чигирской основной образовательной школе Чебоксарского района, периоды курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя физической культуры не включен в страховой и специальный стаж.
Из решения пенсионного органа следует, что указанные спорные периоды истца не включены в подсчет специального стажа с указанием на то, что наименования учреждения, в которых работала истец, не отнесено к числу учреждений, предусмотренных Списком.
Таким образом, для определения права на включение спорных периодов подлежит применению в период до 01 ноября 1999 года Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 (далее Список 1991 года), где в разделе «Наименование учреждений» предусматривался такой вид учреждения как «школы и школы-интернаты всех типов и наименований, лицеи, гимназии», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «учителя».
С 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривается такой вид учреждения как «Общеобразовательные учреждения – начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия…», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «учителя».
Согласно имеющихся доказательств истец был трудоустроен учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общеобразовательной школе-комплексе №, а также учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чигирской основной образовательной школе <адрес>.
Данная должность включена в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
В соответствии с Уставом общеобразовательной школы –комплекс № данное учебное заведение, ориентированное на обучение и воспитание способных и одаренных детей с 1 по 11 классы.
Из материалов дела следует, что учреждение, в котором работа истец, в указанные спорный период, является школьным образовательным учреждением. Учреждение выполняло все функции школьного образовательного учреждения, в своей деятельности руководствовалось Законом РФ и ЧР «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации.
Истец в спорный период осуществлял педагогическую деятельность, занимая должность учителя физической культуры, включенную в Списки. В связи с переименованием учреждений его должностные обязанности не изменялись.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несоответствие наименования учреждения, в котором работал истец в спорный период, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в специальный педагогический стаж. Несвоевременное приведение работодателем наименования учреждения в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав.
При изложенных обстоятельствах работа истца в должности учителя физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общеобразовательной школе-комплексе № подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Чигирская основная образовательная школа Чебоксарского района расположена в сельской местности.
Из расчетно-платежных ведомостей следует, что истец получал заработную плату в данной школе, работая в должности учителя физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Суд полагает, что поскольку работа в должности учителя осуществлялась истцом в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, то в силу названного положения данная работа подлежит включению в специальный стаж истца независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При этом следует отметить, что для оценки пенсионных прав истца правовое значение имеет лишь установление факта выполнения им обязанностей учителя в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, поскольку вышеназванные Правила не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной трудовой пенсии обязательное занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях».
Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Положения пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Истец в спорные периоды работал в должности учителя и в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника. В связи с этим истец направлялся работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Также пунктом 5 Правил предусматривается включение в специальный трудовой педагогический стаж периодов нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Указанные гарантии предусмотрены в ст.ст. 173, 174 Трудового кодекса РФ, согласно которым работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска сохранением среднего заработка.
По материалам пенсионного дела подтверждается факт начисления и выплаты истцу заработной платы за время нахождения на курсах повышения квалификации, с которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
При изложенных обстоятельствах суд считает законными требования истца по включению в специальный педагогический стаж работы периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Истец просил суд зачесть в специальный педагогический стаж период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из копии военного билета истца истец призван на действительную военную службу, прохождение действительной военной службы составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленный спор в части включения в специальный (педагогический) стаж истца периода прохождения им военной службы в Вооруженных Силах СССР (с 20.04.1979 года по 23.04.1981 года), суд учитывает то обстоятельство, что этот период подпадает под правовое регулирование Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. (документ утратил силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.)
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства", которое утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства от 22 сентября 1993 г. N 953, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п. 4 Положения служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Учитывая, что на момент обращения истца в Пенсионный фонд РФ им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Период военной службы истца относится к периодам деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Включая спорный период службы в специальный трудовой стаж истца, суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 2-П от 29.01.2004, согласно которой гражданам, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию.
Вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ответчик также в своем отказном решение не включил в страховой и специальный стаж период работы учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредоставлением работодателем индивидуальных сведений.
Истец просил суд включить данный период в страховой и специальный стаж.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, указано, что при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 34 вышеуказанных Правил).
Из материалов дела следует, что истец состоит на индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страховой №.
Как указано в п. 1, пп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования":
на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Как указано в ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что застрахованное лицо не может повлиять на правоотношения, регулирующие порядок зачисления страховых взносов на свой лицевой индивидуальный счет.
Однако при таком положении, на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий зачисления страховых взносов в сроки, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Пенсионный орган имел реальную возможность получить необходимые сведения при принятии решения о включении спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1, 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Само по себе отсутствие сведений о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование на лицевом индивидуальном счете застрахованного не может повлиять на пенсионные права истца, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, и не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что периоды работы в должности учителя физической культуры расцениваются ответчиком по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Судом установлено, что на день рассмотрения данного иска работодатель за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставил индивидуальные сведения в отношении истца ответчику.
Таким образом, суд посчитал, что спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой и специальный стаж, поскольку неисполнение работодателем своих обязанностей по уплате страховых взносов и предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета работника в пенсионный фонд, не должно препятствовать в реализации права работника своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию.
Истцом также заявлено требование о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) обязанности по назначению страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч.1 ст. 22 Федерального закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении указанной пенсии истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку с учетом включенных судом в специальный стаж истца вышеуказанных спорных периодов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца выработан необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в связи с чем имеются основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно требования истца в этой части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) № 148а от 07.03.2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Константинову Александру Николаевичу признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить Константинову Александру Николаевичу в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях»:
- период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- период работы в должности учителя физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общеобразовательной школе-комплексе №,
- период работы учителем физической культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чигирской основной образовательной школе Чебоксарского района,
- периоды курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить Константинову Александру Николаевичу в страховой и специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях»:
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя физической культуры
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить Константинову Александру Николаевичу досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 03 сентября 2018 года
Судья: С.А. Красильникова