Дело №а-1-910/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,
при секретаре Трофимове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда
26 октября 2017 года
гражданское дело по административному исковому заявлению Архиповой Н. С. к Управлению Россельхознадзора по Калужской области, государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области Матвеихиной Ольге Викторовне о признании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации незаконным,
УСТАНОВИЛ:
30.08.2017 года Архипова Н.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению Россельхознадзора по Калужской области о признании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 107-Р/17 от 07.08.2017 года, незаконным,
В качестве административного соответчика была привлечена государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области Матвеихина О.В.
Административный истец Архипова Н.С. в обоснование своих исковых требований указала, что 07.08.2017 года в ее адрес Управлением Ростехнадзора было выдано предписание от 07.08.2017 года, которое она считает незаконным, поскольку являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, находящихся по адресу: <адрес>, не может быть проверена Россельхознадзором в рамках Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п.7 ст. 27 выше указанного закона предусмотрено, что пункт 6 закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения для садоводства, животноводства и огородничества. Закон «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» предусматривает возможность членам фермерского хозяйства самостоятельно определять виды деятельности фермерского хозяйства. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения на фермеров не распространяется. На имеющихся у административного истца земельных участках имеются насаждения деревьев, лекарственных трав, т.е. использование земли производится в соответствии с планом организации территории крестьянского (фермерского) хозяйства.
Административный ответчик Управление Россельхознадзора по Калужской области в лице своего представителя Моховой С.А. исковые требования не признал. Представитель административного ответчика пояснила, что проверка была проведена в соответствии с действующим законодательством, категория земли и вид ее использования не изменились. Согласно акта проверки от 07.08.2017 года № 122-Р/17 принадлежащие Архиповой Н.С. земельные участки с кадастровыми номерами № относятся к пастбищам, земельный участок с кадастровым номером 40:07:011802:0013 относится к пашне. На земельных участках было обнаружено произрастание ивы, березы, сорной растительности, что свидетельствует об отсутствии использования указанных земельных участков по назначению. 07.08..2017 года было вынесено предписание об устранении выявленных нарушениях ст.12, пп.3 п.2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ № 107-Р/17 об устранении нарушений в срок до 10.05.2018 года. Считает предписание законным и обоснованным. Ссылка административного истца на то, что административное дело в отношении нее по аналогичным обстоятельствам было прекращено по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, является несостоятельной, поскольку дело было прекращено по малозначительности. Просит в иске отказать.
Административный ответчик Матвеихина О.В., будучи надлежащим образом, извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Заинтересованное лицо Петрухин М.Г. извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительной причине своей неявки суду не сообщил.
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административный истец являлся на 07.08.2017 года собственником трех земельных участков с 25.01.2006 года:
с кадастровым номером № площадью 10000 кв.м. с категорией земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>;
с кадастровым номером № площадью 6670 кв.м. с категорией земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения крестьянского (Фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>;
с кадастровым номером № площадью 53330 кв.м. с категорией земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения крестьянского (Фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка Управлением Россельхознадзора по Калужской области в Калужской области Жуковского района в районе д. Папино в отношении Архиповой Н.С.
Согласно акта проверки №-Р/17 от ДД.ММ.ГГГГ были установлены нарушения ст. 12, пп.3 п.2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, в частности:
на земельном участке с кадастровым номером №, который относится к пашне высажены кедры, плодовые деревья, с восточной стороны выявлено очаговое произрастание деревьев (преимущественно береза высотой до 6 м); травостой между деревьями и в центральной части участка на приблизительной площади около 0,8 га скошен; с западной стороны на площади около 1,3 га участок зарастает сорной растительностью (пырей ползучий, бодяк полевой, метла, Иван-чай и др.), от границы с лесом участок зарастает мелколесьем (береза, ива высотой до 3 м, ель высотой около 1,5м);
на земельном участке с кадастровым номером №, который относится к пастбищу, выявлено очаговое зарастание древесно-кустарниковой растительностью (преимущественно ива, береза высотой от 2 до 6 м), травостой между деревьями скошен.
На земельном участке с кадастровым номером №, который также относится к пастбищу, в северо-западной части выявлен очаг зарастания сельскохозяйственных угодий деревьями (ива, береза высотой до 6 м), по всей площади участка произрастают сорные растения (пырей ползучий, метла и др.).
07.08.2017 года Управлением Россельхознадзора было вынесено предписание № 107-Р/17 в адрес Архиповой Н.С. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, которое заключается в том, что на земельных участках, указанных выше площадью около 3,8 га не проводятся мероприятия по охране и защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарниками и сорной растительностью. Тем самым нарушены ст. 12, пп.3 п.2 ст.13, ст. 42 ЗК РФ. Срок устранения нарушений установлен до 10.05.2018 года.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использования при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначениям и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со статьей 11 Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Довод административного истца о том, что на правоотношения по использованию принадлежащих ей земельных участков не могут быть распространены положения Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является не состоятельным.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из правоустанавливающих документов на принадлежащие административному истцу земельные участки следует, что указанные участи имеют категорию сельскохозяйственного назначения с видом использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно сведений ГЕО портала Сельскохозяйственный мониторинг Калужской области земельные участки, принадлежащие на момент проведения проверки принадлежали административному истцу и относились к пастбищу и пашням.
Таким образом, административный ответчик имел право осуществлять проверку в рамках осуществления надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Как установлено судом, на спорных земельных участках не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью. Довод административного истца, что указанные в акте растения относятся к лекарственным, а не сорным, является несостоятельным, поскольку данные растения отнесены законодательно к сорным растениям.
Под государственным земельным надзором согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения о государственном земельном надзоре).
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (п. 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (п. 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 5).
Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации проводятся в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно материалам исполнения предписания в отношении Архиповой Н.С., проверка была назначена на основании приказа Управления Россельхознадзора по Калужской области от 10.07.2017 года № 473-н с целью оценки соответствия деятельности Архиповой Н.С. обязательным требованиям законодательства РФ в сфере земельных отношений (по предписанию № 011-Р/17 от 10.03.2017 года).
Довод административного истца о том, что решением Жуковского районного суда Калужской области от 10.05.2017 года административное дело по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Архиповой Н.С. было прекращено за малозначительностью, не имеет преюдициального значения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предписание Управления Россельхознадзора по Калужской области № 107-Р/17 от 07.08.2017 года было вынесено должностным лицом, имеющим на то полномочия, согласно нормам действующего законодательства по выявленным нарушениям, является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Архиповой Н. С. к Управлению Россельхознадзора по Калужской области, государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области Матвеихиной О. В. о признании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 107-Р/17 от 07.08.2017 года, незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья -подпись- Л.В. Лобзова