Решение по делу № 33-1697/2020 от 18.03.2020

Судья Фомина Г.Д. Дело № 2-60/2020

Сысольский районный суд (№33-1697/2020)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н., Щелканова М.В.,

при секретаре Куприенковой Л.А.

рассмотрев в судебном заседании 26 марта 2020 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Сысольский" на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 27 января 2020 года, которым исковые требования прокурора Сысольского района Республики Коми в интересах Полина О.А. к администрации муниципального района "Сысольский" о предоставлении жилого помещения удовлетворены.

Обязана администрация муниципального района "Сысольский" предоставить Полина О.А., <Дата обезличена> года рождения, жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам в пределах территории муниципального района "Сысольский".

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., заключение прокурора М.Г.Шевелевой, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

прокурор Сысольского района обратился в суд в интересах Полиной О.А. с иском к администрации МР "Сысольский" о возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам в пределах территории муниципального района "Сысольский" как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сысольского района Республики Коми Шарафутдинова Ю.А. на исковых требованиях настаивала.

Истец Полина О.А. исковые требования прокурора поддержала.

Ответчик администрация МР "Сысольский" своего представителя не направила, в отзыве на исковое заявление просила в исковых требованиях отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МР "Сысольский" просит решение суда отменить как незаконное.

В возражениях на апелляционную жалобу администрации МР "Сысольский" помощник прокурора Сысольского района Республики Коми Шарафутдинова Ю.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны апелляционным судом извещены, в судебное заседание стороны не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражения на жалобу, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" от 01.12.2015 №115-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2016, органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (части 7, 8 статьи 1).

Как установлено судом, что Полина О.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Полиной О.А. - ФИО.(мать) и ФИО1. (отец), решением Сысольского районного суда от 14.12.2016 лишены родительских прав.

Постановлением администрации муниципального района "Сысольский" от 24.03.2017 №3/230§2 "О включении граждан в Cписок детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, представляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений" Полина О.А. включена в указанный список.

Исходя из анализа установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия соглашается с выводом суда о праве последнего на специализированное жилое помещение из муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку Полина О.А. до настоящего времени в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечена.

Не оспаривая право истца на получение жилого помещения, администрация муниципального района "Сысольский" в апелляционной жалобе указывает на невозможность предоставления истцу в настоящее время жилья, поскольку это нарушит права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец.

Вместе с тем, данные доводы ответчика правильность выводов суда не опровергают.     Исходя из требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств выделяемых на эти цели из федерального бюджета, и от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Доводы о невозможности предоставления истице в настоящее время жилья в связи с недостаточным объемом выделяемых бюджету муниципального района средств на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о нарушение очередности предоставления жилых помещений, правильность выводов суда не опровергают, поскольку недостаточный объем финансирования и отсутствие жилых помещений специализированного жилищного фонда не освобождают ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением.

Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.

Исходя из требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Формирование списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и конкуренции льготников.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия    

о п р е д е л и л а :

решение Сысольского районного суда Республики Коми от 27 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района "Сысольский" - без удовлетворения.

Председательствующий     

Судьи     

33-1697/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Сысольского района РК
Полина Оксана Алексеевна
Ответчики
АМР Сысольский
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Харманюк Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
26.03.2020Судебное заседание
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Передано в экспедицию
26.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее