УИД № 72RS0014-01-2020-007240-54
Дело № 2-182/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 9 июня 2021 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Терентьева А.В.,
при секретаре Мальцевой А.А.,
с участием представителя истца Александровой О.В.,
представителя ответчика Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-182/2021 по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Тюменской области к Атанесяну Геворку Славиковичу об изъятии для государственных нужд недвижимого имущества,
установил:
Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился в суд с иском к Атанесяну Г.С. об изъятии для государственных нужд помещения, наименование: гараж №, назначение: нежилое помещение, площадью 19,7 кв. м, машино-место: этаж №, адрес: <адрес> кадастровый № по выкупной цене, установленной в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ в размере 141 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило ходатайство Главного управления строительства Тюменской области об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым № в целях реконструкции <адрес>). Строительство Объекта предусмотрено документацией по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории), предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, утвержденной Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Р. Сообщение о планируемом изъятии Земельного участка было размещено на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, материалам обследования, на территории Земельного участка расположен гараж, принадлежащий ответчику на праве собственности. В целях строительства Объекта постановлениями <адрес> №-п от 10.06.2019 принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области (с последующими изменениями) спорного гаража. 22.01.2020 копия вышеуказанного постановления была направлена ответчику. Решение об изъятии земельного участка 21.01.2020 также направлено в Управление Росреестра по Тюменской области. Согласно представленному отчету об оценке рыночная стоимость обязательства Тюменской области, возникающие в связи с изъятием земельного участка и расположенного на нем спорного гаража определена в размере 141 000 рублей. 10.04.2020 в адрес ответчика направлен проект соглашения об изъятии с приложением отчета об оценке. Данное соглашение было получено ответчиком 13.04.2020, по истечении девяносто дней между Департаментом и ответчиком соглашение об изъятии не достигнуто, что явилось основанием для обращения в суд.
Представитель истца Александрова О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, возражений относительно заключения судебной экспертизы не имелось.
Представитель ответчика Попова Е.Г. в судебном заседании согласились с экспертным заключением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
15.05.2019 в адрес истца поступило ходатайство Главного управления строительства Тюменской области об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым № в целях реконструкции <адрес>). Строительство Объекта предусмотрено документацией по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории), предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, утвержденной Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 04.07.2018 №057-Р (т. 1 л.д. 9-12).
В целях строительства Объекта постановлениями Правительства Тюменской области № 179-п от 10.06.2019 принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области (с последующими изменениями) спорного гаража.
В целях строительства объекта постановлениями Правительства Тюменской области от 10.06.2019 № 179-п, 17.01.2020 № 19-п принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области: нежилого помещения – гараж, назначение: нежилое, площадь объекта № кв.м., этаж №, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, кадастровый № (т. 1, л.д. 27-33).
Согласно сведениям ЕГРН вышеуказанный объект недвижимости принадлежит на праве собственности ответчику, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 13-17).
23.01.2020 в адрес ответчика направлены копии вышеуказанных постановлений об изъятии спорного недвижимого имущества для государственных нужд <адрес>, что подтверждается материалами дела.
Согласно Отчета об оценке № от 17.02.2020 ООО <данные изъяты> рыночная стоимость подлежащего изъятию гаража № составила 141 000 рублей (т. 1, л.д. 149-214).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
13.04.2020 ответчиком лично получено уведомление об изъятии недвижимого имущества с приложением проекта соглашения и передаточного акта, отчета об оценке № от 17.02.2020, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 24.12.2019.
В случае если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
По истечении установленного законодательством срока, какие – либо предложения об изменении размера возмещения от ответчика не поступили, соглашение не достигнуто.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 3 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу пункта 4 той же статьи принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 данной статьи размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом в силу пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Поэтому в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд должен определять стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Аналогичная позиция указана и в п. 7 "Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015).
Стороной ответчика выражено несогласие с оценкой стоимости выкупа принадлежащего ответчику имущества, поскольку представленным истцом отчетом не учтено, что на основании Соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 13.12.2018 № со множественностью лиц на стороне арендатора от 10.01.2020 ответчик является арендатором изымаемого земельного участка с кадастровым № площадью 833 кв. м (т. 1, л.д. 218-221).
Поскольку стороны к соглашению в установлении размера выкупной цены не пришли, определением суда от 17.09.2020 по делу назначена судебная экспертиза для определения размера рыночной стоимости, подлежащего изъятию недвижимого имущества, определении рыночной стоимости права аренды в отношении земельного участка, а также определении размера убытков, включая упущенную выгоду, причиненных прекращением вышеуказанного права, производство которой поручено экспертам <данные изъяты>».
Суду представлено заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого размер рыночной стоимости подлежащего изъятию недвижимого имущества на дату проведения оценки составляет – 176 709 рублей; рыночная стоимость права аренды Атанесяна Геворка Славиковича в отношении земельного участка, подлежащего прекращению при изъятии недвижимого имущества на момент рассмотрения дела составляет – 46 806 рублей; размер убытков, включая упущенную выгоду, причиненных Атанесяну Геворку Славиковичу в связи с изъятием и прекращение прав на указанный земельный участок и на объект недвижимости составляет – 14 292 рубля.
Определением Ленинского районного суда г. Тюмени от 18.01.2021 назначена дополнительная экспертиза в <данные изъяты> Перед экспертом поставлены следующие вопросы: каков размер рыночной стоимости подлежащего изъятию недвижимого имущества: гараж №, назначение: нежилое помещение, площадью 19,7 кв. м, машино-место: этаж №, адрес: <адрес> кадастровый № – на дату проведения оценки, с учетом утвержденных Федеральных стандартов оценки?; Какова рыночная стоимость права аренды Атанесяна Геворка Славиковича в отношении земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты гаражного назначения, площадь 833 кв. м, адрес (местоположение): <адрес>, кадастровый №, подлежащего прекращению при изъятии недвижимого имущества на момент рассмотрения дела, с учетом утвержденных Федеральных стандартов оценки?; Каков размер убытков, включая упущенную выгоду, причиненных Атанесяну Геворку Славиковичу в связи с изъятием и прекращение прав на указанный земельный участок и на объект недвижимости, с учетом утвержденных Федеральных стандартов оценки?
19.04.2021 в адрес суда поступило заключение экспертов № от 13.04.2021, согласно которого размер рыночной стоимости подлежащего изъятию недвижимого имущества на дату проведения оценки, с учетом Федеральных стандартов оценки составляет – 160 870 рублей; рыночная стоимость права аренды Атанесяна Геворка Славиковича в отношении земельного участка, подлежащего прекращению при изъятии недвижимого имущества на момент рассмотрения дела, с учетом Федеральных стандартов оценки составляет – 34 636 рублей; размер убытков, включая упущенную выгоду, причиненных Атанесяну Геворку Славиковичу в связи с изъятием и прекращение прав на указанный земельный участок и на объект недвижимости, с учетом Федеральных стандартов оценки составляет – 14 319 рублей.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что право на судебную защиту, признаваемое и гарантируемое согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, не подлежит ограничению (статья 17, часть 1; статья 56, часть 3, Конституции Российской Федерации) и предполагает наличие гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости. Суды при рассмотрении конкретных дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
В случаях изъятия недвижимого имущества в судебном порядке собственники этого имущества вправе рассчитывать на справедливое причитающееся им возмещение. В противном случае было бы поставлено под сомнение само конституционное предписание о предоставлении за отчуждаемое имущество равноценного возмещения. Поскольку на рыночную стоимость изымаемого имущества влияет целый ряд показателей, экономических факторов, подлежащих оценке, постольку собственнику изымаемого в судебном порядке имущества должна быть предоставлена возможность доказать в суде факт актуальной рыночной стоимости с учетом общей динамики цен на аналогичное имущество и получить равноценное возмещение.
По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (пункт 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года).
В настоящем случае установление размера равноценного и справедливого возмещения за изымаемое для государственных нужд имущество для правильного разрешения спора и достижения иных целей гражданского судопроизводства, определенных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, без использования специальных знаний было невозможно. Следовательно, по данному делу заключение эксперта относится к необходимым средствам доказывания.
Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам статьи 67 данного Кодекса, в соответствии с которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд полагает возможным принять вышеуказанные судебные заключения, поскольку они в полной мере соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 81 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Заключения экспертов по каждому рассматриваемому вопросу выполнены с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения и включает в себя общую информацию, идентифицирующую объект оценки, результаты оценки, полученные при применении использованных оценщиком подходов и методов оценки, мотивированные выводы, заключение об итоговой величине стоимости объектов оценки, применяемые стандарты оценочной деятельности.
В заключениях приведена мотивация расчетов, при которых, в том числе, учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик. Расчеты производились с применением корректировок, как повышающих стоимость, так и понижающих ее, исходя из параметров и характеристик объектов недвижимости (исходных и аналогов). Эксперт предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, оснований считать выводы эксперта порочными у суда не имеется.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об установлении суммы выкупа в соответствии с заключением проведенных по делу судебных экспертиз, с взысканием рыночной стоимости права аренды ответчика, а также убытков, включая упущенную выгоду, причиненных ответчику в связи с изъятием и прекращением прав на земельный участок и на объект недвижимости.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Департамента имущественных отношений Тюменской области – удовлетворить частично.
Изъять у Атанесяна Геворка Славиковича путем выкупа для государственных нужд Тюменской области:
гараж №, назначение: нежилое помещение, площадью 19,7 кв. м, машино-место: этаж №, адрес: <адрес> кадастровый №,
по выкупной цене, установленной заключением эксперта № от 13.04.2021 <данные изъяты> в размере 160 870 рублей,
с взысканием рыночной стоимости права аренды Атанесяна Геворка Славиковича в отношении земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты гаражного назначения, площадь 833 кв. м, адрес (местоположение): <адрес>, кадастровый №, в размере 34 636 рублей, а также убытков, включая упущенную выгоду, причиненных Атанесяну Геворку Славиковичу в связи с изъятием и прекращение прав на указанный земельный участок и на объект недвижимости в размере 14 319 рублей, всего 209 825 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 17 июня 2021 года.
Судья А.В. Терентьев