Решение по делу № 33а-677/2022 от 21.01.2022

Судья Колодкин В.И. Дело № 33а-677/2022 (2а-1062/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 15 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сметаниной О.Н.,

судей Елсукова А.Л., Никонова К.Ф.,

при секретаре Ермаковой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тимофеевой И.С. на решение Слободского районного суда Кировской области от 24 ноября 2021 года по административному делу по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Кировской области Волго – Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Альфа-ресурс», Тимофеевой И.С., Калининой А.В., Касьяновой Н.В. о ликвидации, которым постановлено:

Ликвидировать Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Альфа-Ресурс» (ОГРН 10843290000964, ИНН 4329013272, местонахождение: <данные изъяты>).

Возложить обязанность произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Альфа-Ресурс», предусмотренные статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации на его учредителей: Тимофееву И.С., Калинину А,В., Касьянову Н.В..

Установить предельный срок проведения всех необходимых действий, связанных с ликвидацией Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Альфа-Ресурс» шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Елсукова А.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным иском к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Альфа-Ресурс» (далее - также СКПК «Альфа-Ресурс», СКПК), Тимофеевой И.С., Калининой А.В., Касьяновой Н.В. о ликвидации кооператива. В обоснование требований указали, что в ходе проведения надзорных и контрольных мероприятий деятельности СКПК «Альфа-Ресурс» в 2019 и 2020 годах были выявлены многочисленные нарушения. Так, Банком России было выдано предписание №Т4-30-2-1\23214ДСП от 21.10.2020. В связи с частичным неисполнением предписания в адрес кооператива 18.06.2021 было направлено соответствующее уведомление. В связи с несоблюдением предельного значения финансового норматива ФН6 по состоянию на 31.12.2019 и 30.06.2020 в адрес административного ответчика 16.10.2020 было направлено предписание о полном ограничении (запрете) на привлечение займов от членов кредитного кооператива, которое в установленный срок устранено не было. За указанное нарушение СКПК «Альфа-Ресурс» был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.38 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 13.04.2021. В нарушение требований пунктов 1,4,7 статьи 40.1 Федерального закона РФ №193-ФЗ от 08.12.1995 кооператив осуществлял предоставление займов ассоциированным членам. За данное нарушение 02.10.2020 кооператив был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.15.38 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 01.07.2021. По результатам внеплановой специализированной проверки в период с 09.03.2021 по 22.03.2021 Банком России были выявлены нарушения п.4 Указания Банка России №5548-У в части ограничения осуществления наличных расчетов в рамках одного договора по 10 договорам займа на общую сумму 14044200 руб. В нарушение п.4.3 Указания Банка России №3210-У в 42 расходных и приходных кассовых ордерах, оформленных в период с 31.10.2020 по 31.12.2020 отсутствует подпись кассира. Также в 22 приходных кассовых ордерах некорректно отражено содержание хозяйственной операции. Выявленные в деятельности СКПК «Альфа-Ресурс» системные и разнородные нарушения действующего законодательства РФ и нормативных актов Банка России, совершаемые в течение длительного периода времени и затрагивающие разные сферы деятельности кооператива (бухгалтерский учет, корпоративное управление, внутренний контроль), свидетельствуют о проведении его руководством высоко рискованной кредитной политики, а также осуществлении деятельности, не направленной на удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива, сопряженной с повышенным уровнем кредитного, операционного, правового и репутационного рисков, реализация которых оказывает существенное негативное влияние на финансовую устойчивость административного ответчика. На основании изложенного просили суд ликвидировать СКПК «Альфа-Ресурс» с соблюдением предусмотренной действующим законодательством процедуры.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Тимофеева И.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на неверное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Выразила несогласие с выводом суда о том, что мораторий на проведение проверок, установленный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №438, не распространяется на проверки, проводимые Центральным Банком РФ и их территориальными органами, в связи с чем, полагает, что доказательства, полученные в результате незаконно проведенной проверки в отношении кооператива, являются недопустимыми. Считает, что применение статьи 61 ГК РФ возможно только по иску государственного органа или органа местного самоуправления, к которым Центральный банк и его территориальные органы не относятся. Также указала, что судом не было принято во внимание отсутствие негативных последствий, а также возможность их устранения без ликвидации СКПК, поскольку все выявленные нарушения, указанные в предписании, не повлекли нарушений прав пайщиков и были устранены.

В возражениях на жалобу представитель Центрального банка РФ в лице Волго – Вятское главного управления Отделения по Кировской области по доверенности Титова С.В. указала на законность и обоснованность решения суда, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Представитель административного ответчика Калининой А.В. – Салтанов М.В. в суде апелляционной инстанции просил изменить решение суда, исключить Калинину А.В. из числа лиц, на которых возложена обязанность по ликвидации кооператива.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Никитина Е.А. с доводами жалобы не согласилась. Пояснила, что выявленные нарушения не устранены до настоящего времени, при этом часть нарушений являются неустранимыми, ликвидация кооператива направлена на защиту прав пайщиков.

Тимофеев С.В., Калинина А.В., Касьянова Н.В., Симонов К.Ю., Черменин Д.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. СКПК «Альфа-Ресурс», Межрайонная ИФНС России №14 по Кировской области, Ревизионный союз «Вятка» будучи извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание также не обеспечили. От представителя Ревизионного союза «Вятка», Тимофеевой И.С. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая, что неявившиеся лица о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, руководствуясь положениями ст. ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, СКПК «Альфа Ресурс» зарегистрирован в качестве юридического лица 24.11.2008 по адресу: Кировская область, Слободской район, г. Слободской, ул. Ст.Халтурина, зд. 12.

В соответствие с данными ЕГРЮЛ учредителями Кооператива являлись Калинина А.В., Касьянова Н.В., Тимофеева И.С.

Согласно Уставу СКПК «Альфа Ресурс» является некоммерческой организацией, основной целью которого является выдача займов своим членам и сбережение денежных средств своих членов и ассоциированных членов на основе аккумулирования их паевых и иных членских взносов, а также других собственных средств Кооператива и привлечение в Кооператив средств от других организаций.

По результатам проверки деятельности СКПК «Альфа Ресурс» в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства, Банком России кооперативу были направлены предписания об устранении выявленных нарушений: от 21.10.2020 №Т4-30-2-1\123214ДСП (том 1, л.д. 44-47); от 16.10.2020 №Т4-30-2-1\22738ДСП (том 1, л.д. 100-102).

Так, согласно предписанию от 21.10.2020 №Т4-30-2-1\123214ДСП, были выявлены нарушения Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Указаний Банка России №3816-У, №5215-У, №4299-У.

Согласно уведомлению Банка России от 18.06.2921 №Т4-30-2-1\13880 указанные в предписании от 21.10.2020 №Т4-30-2-1\123214ДСП нарушения были устранены кооперативом не в полном объеме.

Согласно предписанию от 16.10.2020 Банком России были выявлены нарушения пп. 6 п. 11 ст. 40.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" о несоблюдении предельного значения финансового норматива ФН6 и нарушения требований п. 2.6 Указания Банка России от 27.02.2017 №4299-У.

В установленный срок СКПК «Альфа Ресурс» предписания Банка России не выполнил, что подтверждается письмом Банка России от 08.02.2021 №Т4-30-2-1\2668.

В период с 23.11.2020 по 15.12.2020 Ассоциацией «Саморегулируемая организация Сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов «Выбор» была проведена внеплановая проверка деятельности СКПК «Альфа-Ресурс», в ходе которой выявлены нарушения пп. 1, 4, 7 ст. 40.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации, которые отражены в акте №4329013272-20200В от 17.12.2020, в том числе предоставление займов ассоциированным членам (том 1, л.д. 108-122).

Также, в период с 09.03.2021 по 22.03.2021 Банком России была проведена внеплановая специализированная проверка в отношении СКПК «Альфа-Ресурс», что подтверждается актом проверки от 22.03.2021 №А1Н-И25-11\178ДСП (том 1, л.д. 37).

За нарушение требований Закона о сельскохозяйственной кооперации, СКПК «Альфа-Ресурс» неоднократно привлекался к административной ответственности: постановлением от 25.03.2021 №20-10118\3110-1 по ч.1 ст.15.38 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 13.04.2021; постановлением от 02.10.2020 №20-8473\3110-1 по ч.4 ст.15.38 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 01.07.2021; постановлением от 02.04.20201№20-10499\3110-1 по ч.4 ст.15.38 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 20.04.2021 (том 1, л.д. 103-106, 123-129, 133-136).

По информации, поступившей из ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов Кировской области «Вятка» от 26.07.2021 №2/7, СКПК «Альфа-Ресурс» исключен из членов ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов Кировской области «Вятка» и до настоящего времени не в одном из ревизионных союзов не состоит (том 3, л.д. 155-159).

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что установленные фактические обстоятельства дела, не опровергнутые административными ответчиками, свидетельствуют о наличии правовых оснований для ликвидации СКПК «Альфа Ресурс» по причине допущенных нарушений законодательства.

Установив на основании сведений ЕГРЮЛ, что учредителями (участниками) СКПК «Альфа Ресурс» являются: Калинина А.В., Касьянова Н.В., Тимофеева И.С., суд возложил на них обязанность по осуществлению ликвидации СКПК «Альфа Ресурс» и производству всех необходимых действий, связанных с ликвидацией, в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда, оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации) потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям.

В силу п. 9.1 ст. 4, ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

На основании ст.76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры. Порядок проведения проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок, и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.

Кроме того, согласно пп.11 п.1 ст.40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае: неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; однократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об ограничении деятельности кредитного кооператива, указанного в абзаце первом подпункта 10 настоящего пункта; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России; однократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона; нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".

Согласно п.3 ст.31 Закона о сельскохозяйственной кооперации кооператив, союз кооперативов (за исключением ревизионного союза и саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы) в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору. В ином случае кооператив, союз кооперативов подлежат ликвидации по решению суда, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сельского хозяйства или налогового органа субъекта Российской Федерации, кредитный кооператив также подлежит ликвидации на основании решения суда по требованию Банка России. Вышедшие из ревизионного союза кооператив, союз кооперативов обязаны в срок не более чем 30 дней оформить свое членство в другом ревизионном союзе. Кооператив, а также союз кооперативов не вправе одновременно являться членом более чем одного ревизионного союза.

В соответствии со ст. 33 Закона о сельскохозяйственной кооперации деятельность кредитного кооператива подлежит обязательной ревизии, осуществляемой ревизионным союзом один раз в два года на предмет оценки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, соблюдения им законодательства РФ и положений устава кооператива, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству) кооператива, ущемления интересов членов кооператива.

В силу пп. 2,3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, установив, что СКПК «Альфа Ресурс» допущено неоднократное неисполнение в течение одного года предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, а также неоднократное в течение одного года нарушение требований ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации, отсутствие обязательного членства в саморегулируемой организации, возложил на учредителей обязанность по осуществлению ликвидационных действий.

Позиция районного суда основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.

Ликвидация кооператива в данном случае является мерой реагирования на нарушение Закона о сельскохозяйственной кооперации, при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности, является соразмерной допущенным нарушениям.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также положений Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушения законодательства, допущенные СКПК, не устранены, носят неоднократный характер.

При этом в силу п. 5 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона "О сельскохозяйственной кооперации", при ликвидации кооператива в течение шести месяцев после выхода члена кооператива последний участвует в ликвидации кооператива наравне со всеми его членами.

Давая оценку доводам представителя административного ответчика Калининой А.В. об отсутствии правовых оснований для возложения на неё обязанностей по ликвидации СКПК «Альфа Ресурс», поскольку она 03 августа 2021 года подала в налоговый орган заявление об исключении её из состава учредителей кооператива (запись об исключении внесена в ЕГРЮЛ 10.08.2021) (т. 1, л.д. 236, том 2, л.д. 144-157), судебная коллегия принимает во внимание следующее.

Действия по выходу из состава учредителей были произведены Калининой А.В. после получения ею административного искового заявления, при этом на момент вынесения оспариваемого решения срок, обязывающий члена кооператива участвовать в ликвидации СКПК, установленный п. 6 ст. 16 Закона «О сельскохозяйственной кооперации», не истек, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что выход из состава членов кооператива не является достаточным основанием для освобождения административного ответчика от обязанностей по ликвидации кооператива. При этом каких-либо иных доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о том, что Калинина А.В. не принимала участия в деятельности кооператива, то есть разорвала с ним корпоративную связь, суду не представлено.

Доводы жалобы об отсутствии полномочий у административного истца на обращение в суд с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации, судебная коллегия отклоняет в силу следующего.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», в случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями.

Например, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (статья 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", часть 3 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", пункт 3 статьи 31 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", пункт 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").

Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел обстоятельств для исключения из числа доказательств по делу предписаний, выданных по результатам проверок, поскольку указанные предписания были получены в рамках проверок, проводимых по факту деятельности некредитных финансовых организаций в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства.

Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлены.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Слободского районного суда Кировской области от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 февраля 2022 года.

Председательствующий: Судьи:

33а-677/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ
Ответчики
Тимофеева Ирина Сергеевна
Калинина Александра Владимировна
Касьянова Надежда Валентиновна
Сельскохозяйственный Кредитный Потребительский Кооператив Альфа-Ресурс
Другие
Тимофеев Станислав Владимирович
Черменин Дмитрий Сергеевич
МИФНС № 14 по Кировской области
Симонов Константин Юрьевич
Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов Кировской области Вятка
Суд
Кировский областной суд
Судья
Елсуков Александр Леонидович
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
21.01.2022Передача дела судье
15.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2022Передано в экспедицию
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее