№ 2а-2485/2021 УИД: 58RS0018-01-2021-005912-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 октября 2021 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Лидина А.В.,
при секретаре Губиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Крошечкину А.В. о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, земельного налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с названным административным иском, указав, что согласно сведениям, представленным в Инспекцию Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области Крошечкин А.В. имеет в собственности имущество, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц: жилой дом, адрес места нахождения: Адрес , кадастровый Номер , дата регистрации права – 4 февраля 2015 года.
Как следует из административного иска, административный истец произвел исчисление налога на указанный объект недвижимости за 2015 год в размере 55 рублей, за 2016 год в размере 532 рубля, за 2017 год в размере 585 рублей, за 2018 год в размере 644 рубля. Однако до настоящего времени налоговая обязанность Крошечкиным А.В. не исполнена, в добровольном порядке задолженность по налогу на имущество не оплачена.
Крошечкину И.А. был начислен налог на имущество физических лиц, о чем направлено налоговое уведомление № 87155187 от 13 сентября 2016 года, № 54391835, № 54391835 от 21 сентября 2017 года, № 44244394 от 13 августа 2018 года, № 42798681 от 25 июля 2019 года.
В связи с неоплатой задолженности Крошечкиным А.В. были выставлены требования № 948 от 2 августа 2017 года, № 4967 от 26 февраля 2018 года, № 1961 от 4 февраля 2019 года, № 18789 от 10 июля 2019 года, № 3248 от 3 февраля 2020 года.
Согласно представленным сведениям Управлением Роснедвижимости по Пензенской области Крошечкин А.В. в 2015, 2016, 2017, 2018 года имел в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Адрес , кадастровый Номер , дата регистрации права – 4 февраля 2015 года.
Крошечкину И.А. был исчислен земельный налог за 2015 год в размере 383 рубля, за 2016 год в размере 418 рублей, за 2017 в размере 418 рублей, за 2018 год в размере 418 рублей по указанному земельному участку.
В установленный в требовании срок и до настоящего времени административный ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Ссылаясь на положения ст. 31, 48 НК РФ, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просит суд взыскать с Крошечкина А.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 года в размере 1 816 рублей, пени в размере 17 рублей 80 копеек, задолженность земельному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 года в сумме 1 637 рублей, пени в размере 190 рублей 93 копейки.
Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Крошечкин А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомил.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В ст. 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на имя Крошечкина А.В. зарегистрирован следующий объект недвижимого имущества: жилой дом по адресу: Адрес , дата регистрации права собственности Дата .
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В ст. 401 НК РФ определен перечень объектов налогообложения: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
В силу п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.
Законом Пензенской области от 18 ноября 2014 года №2639-ЗПО «О единой дате начала применения на территории Пензенской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что на территории Пензенской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения применяется с 1 января 2015 года.
Решением Пензенской городской Думы от 28 ноября 2014 года № 38/4-6 «О налоге на имущество физических лиц» на территории муниципального образования город Пенза» с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц, а также установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с неуплатой административным ответчиком налога за 2015, 2016, 2017, 2018 года на указанное недвижимое имущество, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы предприняты меры ко взысканию.
Так, в адрес Крошечкина А.В. направлено налоговые уведомления об уплате налога на имущество № 87155187 от 13 июля 2016 года в размере 55 рублей, № 54391835 от 21 сентября 2017 года в размере 532 рубля, № 44244394 от 13 августа 2018 года в размере 585 рублей, № 42798681 от 25 июля 2019 года в размере 644 рубля.
Также в адрес Крошечкина А.В. были направлены требования об уплате налога на имущество № 948 по состоянию на 2 августа 2017 года в размере 55 рублей со сроком уплаты до 26 сентября 2017 года, № 4967 от 26 февраля 2018 года в размере 532 рубля со сроком уплаты до 17 апреля 2018 года, № 1961 от 4 февраля 2019 года в размере 858 рублей со сроком уплаты до 1 апреля 2019 года, требование № 3248 от 13 февраля 2020 года в размере 644 рубля со сроком уплаты до 7 апреля 2020 года.
В установленный в требовании срок административный ответчик налоговые обязательства в полном объеме не исполнил.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Пензы № 2а-1268/2020 от 11 июня 2020 года с Крошечкина А.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы была взыскана задолженность, в том числе по указанному налогу.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Пензы от 18 мая 2021 года данный судебный приказ по заявлению Крошечкина А.В. отменен.
Учитывая, что Крошечкиным А.В. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена, срок обращения налогового органа с учетом положения п. 2 ст. 48 НК РФ, не пропущен, суд считает требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 года обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заявленные административным истцом пени по налогу на имущество физических лиц подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ (п. 6).
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ для взыскания задолженности в бесспорном порядке.
Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи № 2а-1268/2020 от 11 июня 2020 года взыскан налог на имущество физических лиц за 2018 год.
Таким образом, меры ко взысканию налога на имущество физических лиц истцом приняты в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.
Учитывая, что в установленные законодательством сроки должник не уплатил указанные в налоговом уведомлении суммы налога на имущество физических лиц, истцом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 17 рублей 80 копеек, взысканные отмененным впоследствии судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Пензы № 2а-1268/2020 от 11 июня 2020 года.
Поскольку с момента отмены данного судебного приказа (18 мая 2021 года) до обращения (20 августа 2021 года) с настоящим административным иском в суд не истек предусмотренный законом срок, с Крошечкина А.В. подлежат взысканию пени в размере 17 рублей 80 копеек, расчет которых судом проверен, ответчиком не оспорен.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На территории г. Пензы земельный налог введен с 1 января 2006 года Решением Пензенской городской Думы от 25 ноября 2005 года №238-16/4 «О введении земельного налога на территории г. Пензы».
В п. 2 вышеназванного Решения установлены ставки земельного налога.
Как следует из п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с неуплатой административным ответчиком земельного налога за 2015, 2016, 2017, 2018 года на принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Адрес , ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы предприняла меры ко взысканию.
Так, в адрес Крошечкина А.В. направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога № 87155187 от 13 сентября 2016 года на сумму 383 рубля, № 54391835 рублей от 21 сентября 2017 года на сумму 418 рублей, № 44244394 от 13 августа 2018 года на сумму 418 рублей, № 42798681 от 25 июля 2019 года на сумму 418 рублей.
Кроме того, в адрес Крошечкина А.В. были направлены требования об уплате земельного налога № 948 по состоянию на 2 августа 2017 года в размере 383 рубля со сроком уплаты до 26 сентября 2017 года, № 4967 по состоянию на 26 февраля 2018 год в размере 418 рублей со сроком уплаты до 17 апреля 2018 года, № 1961 по состоянию на 4 февраля 2019 год в размере 418 рублей со сроком уплаты до 1 апреля 2019 года, требование по состоянию на 10 июля 2019 год в размере 383 рубля со сроком уплаты до 1 ноября 2019 года, требование № 3248 от 13 февраля 2020 года в размере 418 рублей со сроком уплаты до 7 апреля 2020 года.
В установленные в требованиях сроки административный ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Пензы № 2а-1268/2020 от 18 мая 2020 года с Крошечкина А.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы была взыскана задолженность по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Пензы от 18 мая 2021 года данный судебный приказ по заявлению Крошечкина А.В. отменен.
Учитывая, что Крошечкиным А.В. обязанность по уплате земельного налога не исполнена, а срок обращения налогового органа с учетом положения п. 2 ст. 48 НК РФ, не пропущен, суд считает требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика земельного налога за 2015, 2016, 2017, 2018 года в сумме 1 637 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заявленные административным истцом пени по земельному налогу подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи № 2а-1268/2020 от 18 мая 2020 года с Крошечкина А.В. взыскан земельный налог за 2015, 2016, 2017, 2018 год.
Таким образом, меры ко взысканию земельного налога истцом приняты в порядке и в сроки согласно действующему законодательству.
Учитывая, что в установленные законодательством сроки должник не уплатил указанные в налоговых уведомлениях суммы земельного налога, истцом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 190 рублей 93 копейки, взысканные отмененным впоследствии судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Пензы № 2а-1268/2020 от 18 мая 2020 года.
Поскольку с момента отмены данного судебного приказа (18 мая 2021 года) до обращения (20 августа 2021 года) с настоящим административным иском в суд не истек предусмотренный законом срок, с Крошечкина А.В. подлежат взысканию пени в размере 190 рублей 93 копейки, расчет которых судом проверен, ответчиком не оспорен.
В ч. 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании приведенной нормы права суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Крошечкину А.В. о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, земельного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Крошечкина А.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 год в размере 1 816 рублей, пени в размере 17 рублей 80 копеек.
Взыскать с Крошечкина А.В. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по земельному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 год в размере 1 637 рублей, пени в размере 190 рублей 93 копейки.
Взыскать с Крошечкина А.В. государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 октября 2021 года.
Судья А.В. Лидин