Решение по делу № 33а-577/2020 от 19.12.2019

УИД: 34RS0008-01-2019-007796-26 №2а-5832/2019

Судья Олейников А.В. Дело № 33а-577/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 января 2020 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Сергеева С.С., Антропова Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

с участием прокурора Бережного А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черновой Татьяны Николаевны к администрации Волгограда о признании недействующим в части постановления администрации Волгограда от 25.08.2017 № 1384 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы»,

по апелляционной жалобе административного истца Черновой Татьяны Николаевны,

на решение Центрального районного суда города Волгограда от 22 октября 2019 года, которым в удовлетворении административных исковых требований Черновой Татьяны Николаевны к администрации Волгограда о признании недействующим в части постановления администрации Волгограда от 25.08.2017 N 1384 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы» отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чернова Т.Н. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим в части постановления администрации Волгограда от 25.08.2017 № 1384 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы».

В обосновании требований указав, что 31.10.2013г. на основании договора купли-продажи она приобрела в собственность недвижимое имущество - торговую галерею в составе 10 торговых витрин, назначение: нежилое, общей площадью 43 кв.м., расположенную по адресу - <адрес>. Право собственности на эти объекты зарегистрировано в установленном порядке. Мингосимущество с административным истцом заключили договор аренды от 27.12.2013 № <...> земельного участка для эксплуатации указанных объектов сроком на 5 лет - по 27.12.2018г. В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 № 52/1513 предприниматели, заключившие ранее договоры аренды земли для размещения нестационарных торговых объектов вправе до 01.03.2017г. обратиться с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов их места, а также заключить договор на размещение без проведения конкурса. До 12.12.2017г., то есть до вступления в силу решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу № <...>, принадлежащие ей объекты признавались недвижимым имуществом и не обладали статусом нестационарных торговых объектов. В этой связи она не имела возможности реализовать преимущественное право, предусмотренное решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016. После окончания срока действия договора аренды земельного участка, она обратилась в администрацию Красноармейского района Волгограда по вопросу заключения договора на эксплуатацию принадлежащих ей нестационарных торговых объектов. Однако, получен ответ об отсутствии в утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов указанного места. Постановлением администрации Волгограда от 25.08.2017 N 1384 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы» исключён раздел - 1.3.1 в разделе «Красноармейский район» строка 248. По сообщению управления экономического развития и инвестиций администрации Волгограда от 14.01.2019, место под № 248 в рамках компенсационного права было предоставлено хозяйствующему субъекту, с которым заключён соответствующий договор. Однако в последующем это место признано не соответствующим закону.

Просит суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Волгограда от 25.08.2017 № 1384 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01.02.2017 № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы» в части пункта 1.3.1 «Исключить: в разделе «Красноармейский район» строку 248», по исключению принадлежащей ИП Черновой Т.Н. торговой галереи, состоящей из 10 торговых мест, по адресу: <адрес> расположенного на земельном участке с кадастровым номером № <...> из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Волгограда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Чернова Т.Н. оспаривает законность и обоснованность решения суда. Ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения и оставлении административного искового заявления без рассмотрения. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Относительно доводов апелляционной жалобы поступили возражения прокурора г. Волгограда.

Выслушав представителя административного истца Черновой Т.Н. – Павлову М.Ю., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика администрации Волгограда Серебрянникову И.Е., представителя заинтересованного лица администрации Красноармейского района Волгограда Очаковского И.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Бережного А.И., полгавшего решение законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда отнесена, в том числе разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Постановление от 25.08.2017 № 1384 издано администрацией Волгограда в пределах компетенции данного органа местного самоуправления, определенной ч.3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п.п. 31 п. 7 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362 и введено в действие в установленном порядке с 26.08.2017 с соблюдением правил его опубликования.

Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 №14-ОД «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области» утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.

Пунктом 2.4. названного Порядка предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.

Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.

Решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в соответствующую схему или отказе во включении принимается комиссией, порядок деятельности которой утвержден постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 № 974 «О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда».

Как следует из материалов дела на основании договора купли-продажи от 31.10.2013 Чернова Т.Н. является собственником торговой галереи в составе 10 торговых витрин, назначение: нежилое, общей площадью 43 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>

Между Мингосимуществом и Черновой Т.Н. 27.12.2013 заключен договор аренды земельного участка № <...>, по условиям которого административному истцу предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 405 кв.м., с кадастровым номером № <...>, с разрешенным использованием: торговый мини-комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, для эксплуатации торговой галереи в составе 10 торговых витрин. Срок аренды договором установлен на 5 лет с 28.09.2013.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2017 по делу № <...>, удовлетворен иск администрации Волгограда к ИП Черновой Т.Н., признано отсутствующим право собственности последней на торговую галерею в составе 10 торговых витрин площадью 43 кв.м., кадастровый номер № <...>, по адресу: <адрес>

В связи с изменением правового регулирования земельных отношений в части размещения нестационарных объектов, отсутствием оснований для продления срока аренды, указанный выше договор аренды земельного участка прекратил свое действие 28.09.2018, что подтверждается копией письма департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 28.09.2018 №18564-ОА.

При этом письмом администрации Красноармейского района Волгограда от 06.12.2018 №6259и Чернова Т.Н. уведомлена, что в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 №132, адрес: <адрес> отсутствует, что делает невозможным заключение 10 договоров на размещение нестационарных торговых объектов по указанному адресу.

Постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 №132 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы. Указанное постановление опубликовано 02.02.2017 в газете «Городские вести. Царицын - Сталинград – Волгоград» № 11.

Постановлением администрации Волгограда от 09.06.2017 N 912 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы», раздел «Красноармейский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы дополнен новой строкой с номером по порядку 248, номер в схеме 1.755, согласно которому по адресу: <адрес>, предусмотрено размещение павильона продовольственных или непродовольственных товаров, площадью 14 кв.м., на земельном участке, права на который не разграничены (компенсационное место с элементами благоустройства).

Оспариваемым пунктом 1.3.1 постановления администрации Волгограда от 25.08.2017 № 1384 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы», из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы раздел «Красноармейский район» исключена, в том числе, строка номер 248.

Постановление администрации Волгограда от 25.08.2017 N 1384 опубликовано в издании «Городские вести. Царицын - Сталинград – Волгоград», N 96, 29.08.2017.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, чтосхема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, а также правовые акты, о внесении в нее изменений,регулируют общественные отношения в части определения возможности размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город-герой Волгоград, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечают всем признакам нормативного акта и подлежат судебной проверке в порядке судебного нормоконтроля. Порядок принятия оспариваемого постановления не нарушен. Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к верному выводу о том, что права административного истца Черновой Т.Н. не нарушены, поскольку исключенный из Схемы размещения НТО пункт 248 не предусматривал расположения нестационарного торгового объекта Черновой Т.Н. Ранее данное место Черновой Т.Н. не предоставлялось. При этом, судом принято во внимание, что процедура включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда имеет заявительный характер, однако, до настоящего времени от ИП Черновой Т.Н. заявлений о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места для размещения нестационарного торгового объекта в орган местного самоуправления не поступало.

В силу положений ст. 1, п. 2 ст. 3 КАС РФ основаной задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Положениями ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 62, п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ административный истец по делам об оспаривании нормативных правовых актов обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения, а на суд возлагается задача выяснить, действительно ли нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ).

Из представленных в материалы дела письменных доказательств усматривается, что место нахождения принадлежащих Черновой Т.Н. объектов определено по адресу: <адрес>. Поскольку ранее, до вступления в силу решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу № <...>, торговые витрины признавались единым объектом недвижимости, им присвоен уникальный адрес.

Адресным ориентиром спорного места размещения нестационарного торгового объекта номер п/п 248, номер в схеме 1.755, является многоквартирный жилой дом № <...> по <адрес>, самостоятельным объектом адресации это место не является.

Кроме того, в соответствии с договором аренды земельного участка от 27.12.2013 № <...> площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов административного истца определена в 405 кв.м., тогда как место в схеме 248 определено площадью 14 кв.м., что значительно меньше не только площади арендуемого ранее земельного участка, но и площади самих объектов, составляющей 43 кв.м.

Согласно представленному в деле договору от 19.06.2017 № <...> место в схеме размещения нестационарных торговых объектов под номером 1.755 по адресу: <адрес> предоставлялось <.......>

В приложении 2 к названному договору представлена выкопировка из схемы размещения нестационарных торговых объектов М 1:500, на которой отмечены предусмотренные на тот момент места размещения 1.755 и 1.756. Из пояснений представителя администрации Красноармейского района Волгограда, торговые витрины Черновой Т.Н. в количестве 10 размещены строго между указанными местами.

Таким образом, спорное место расположения нестационарного торгового объекта не предоставлялось Черновой Т.Н. и не использовалось ею, а следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта не затрагивают права и интересы административного истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный иск подлежит разрешению в арбитражном суде, являлись предметом оценки суда первой инстанции.

Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Судом обоснованно указано на то, что постановление администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы» и изменяющее его постановление администрации Волгограда от 25.08.2017 № 1384 носят нормативно-правовой характер, поскольку регулируют общественные отношения в части определения возможности размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город-герой Волгоград, содержат в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечают всем признакам нормативного акта и подлежат судебной проверке в порядке судебного нормоконтроля.

В связи с изложенным и принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Волгограда от 22 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Черновой Татьяны Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи:

33а-577/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чернова Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
администрация Красноармейского района Волгограда
управление экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда
Павлова Марианна Юрьевна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сергеев Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
19.12.2019Передача дела судье
22.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
22.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее