Судья: Березникова Е.М. Дело № 33-2430-2018 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2018 года г. Курск Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:председательствующего - Рязанцевой О.А.,
судей - Брынцевой Н.В., Барковой Н.Н.,
при секретаре - Макаровой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, администрации Конышевского района Курской области, ООО «УК Конышевская» об обязывании принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Конышевского района Курской области – главы администрации Новикова Д.А. на решение Конышевского районного суда Курской области от 01 июня 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, администрации Конышевского района, ООО «УК Конышевская», об обязывании принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в кадастровом квадрате номер № в окрестностях <адрес>, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Конышевского района Курской области изготовить план рекультивации земель земельного участка, расположенного в кадастровом квартале с номером № в окрестностях <адрес>.
Обязать администрацию Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, администрацию Конышевского района в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести рекультивацию земельного участка, в соответствии с разработанным проектом, реализовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на территории <адрес>, на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале с номером № в окрестностях с<адрес> <адрес>, путем очистки территории и привести указанный земельный участок в благоприятное для окружающей среды состояние.
Обязать главу администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, главу администрации Конышевского района не позднее десяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу сообщить об исполнении решения в Конышевский районный суд Курской области.
В удовлетворении исковых требований прокурора района к ООО «УК Конышевская» об обязывании принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в кадастровом квадрате номер № в окрестностях с. Дремово-Черемошки Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, отказать».
Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с указанным иском к администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, администрации Конышевского района Курской области, ООО «УК Конышевская», мотивировав заявленные требования тем, что в результате проведенной прокуратурой Конышевского района Курской области проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на территории Конышевского района Курской области, на территории МО «Захарковский сельсовет» Конышевского района Курской области на земельном участке в кадастровом квартале с номером № в окрестностях <адрес> обнаружена свалка твердых коммунальных отходов, представляющая собой участок местности примерно 130х70 метров. Указанная территория для складирования отходов не предназначена, расположена в границах муниципального образования «Захарковский сельсовет» муниципального района «Конышевский район» Курской области. В результате бездействий органов местного самоуправления – администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области и администрации Конышевского района Курской области, а также хозяйственной деятельности ООО «УК Конышевская», выразившихся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Конышевского района Курской области в лице главы администрации Новикова Д.А. просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Конышевского района Курской области Сенчук И.Л. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области в лице директора департамента Барышникова В.Н. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии не явились представители администрации Конышевского района Курской области, администрации Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области, ООО «УК Конышевская», администрации пос. Конышевка Конышевского района Курской области, ООО «Экопол». О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Стародубцевой Т.А., представителей третьих лиц Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области Лях И.В. и Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области Фридман В.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Организация сбора, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городских округов, составляет исключительную компетенцию городского округа и подлежит реализации на всей территории независимо от формы собственности соответствующих ее земельных участков (п.24 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В ч.2 ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп. «б» п.9 ст.4 Закона Курской области от 21.10.2004 года №48-ЗКО «О муниципальных образованиях Курской области», Захарковский сельсовет, территория которого входит в состав Конышевского района Курской области, наделен статусом сельского поселения.
Статьей 1 п.4 Закона Курской области от 18 августа 2016 года №57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», установлено, что за сельскими поселениями закреплено участие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст.3 Устава муниципального образования «Захарковский сельский совет» Конышевского района Курской области в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация Захарковского сельского совета Конышевского района Курской области, глава муниципального образования - глава Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения (ст.7 п.7-8 Устава).
Согласно п. 19 ст.3 указанного Устава к вопросам местного значения относится участие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 16 ст.7 Устава муниципального района «Конышевский район» Курской области к вопросам местного значения Конышевского района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Конышевского района.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Частью 2 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года установлена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. По смыслу данной нормы принятие такого решения возможно только при наличии проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Конышевского района Курской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, находится несанкционированна свалка бытового мусора и твердых коммунальных отходов.
Полигон для твердых бытовых отходов на отведенном для этих целей земельном участке не построен и не функционирует в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16 (отсутствуют ограждение, организация, эксплуатирующая полигон, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам).
Поскольку представленными доказательствами подтверждается размещение несанкционированной свалки на земельном участке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска и возложении на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и проведению работ по рекультивации земельного участка в соответствии с разработанным проектом в целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде. При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов действующим законодательством возложена, как на органы государственной власти, так и на органы местного самоуправления, а обязанность по возмещению вреда напрямую вытекает из положений действующего природоохранного законодательства.
Данные выводы суда подробно мотивированы, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит, поскольку они соответствуют материалам дела и закону.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными и не могут повлечь отмену решения суда.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что в целях ликвидации несанкционированной свалки отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства необходимо было выявить объект размещения отходов (ОРО), оформить его надлежащим образом, внести в реестр, а затем проводить мероприятия по его ликвидации, несостоятельны.
В соответствии с ч.ч. 6,7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В судебном заседании на основании надлежащим образом исследованных доказательств было установлено, что вышеуказанный земельный участок фактически является несанкционированной свалкой отходов. Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных правовых норм администрацией Захарковского сельсовета Конышевского района Курской области и администрацией Конышевского района Курской области как органами местного самоуправления меры по ликвидации несанкционированной свалки не приняты, что приводит к значительному ухудшению санитарно-экологической обстановки и негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу жизни и здоровью людей.
Вопреки доводам жалобы, дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований, рекультивация земель является в данном случае способом восстановления нарушенного состояния окружающей среды, наиболее соответствующим целям и задачам природоохранного законодательства, в соответствии с ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Доводы жалобы о том, что размещение отходов на указанном участке минимизирует отрицательное воздействие на окружающую среду, получили надлежащую оценку суда первой инстанции, с подробной мотивировкой в решении, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 1994 ░░░░ №140 «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 1995 ░░░░ №525/67 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.».
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ № 33-2430-2018 ░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░><░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>