Решение по делу № 33-483/2022 (33-11031/2021;) от 17.11.2021

ВЕРХОВНЫЙ    СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2022 года по делу № 33-483/2022 (33-11031/2021)

Судья в 1-й инстанции Кулешова О.И. дело № 2-134/2021

УИД 91RS0024-01-2020-000534-58

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Гоцкалюка В.Д.
Судей Белоусовой В.В.
Старовой Н.А.
при секретаре Морозовой Т.А.

заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах субъекта Российской Федерации – Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Чокан Евгению Викторовичу, Администрации города Ялта Республики Крым, третье лицо Акционерное общество «Производственно-аграрное объединение «Массандра» о признании недействительными договора купли-продажи земельного участка и государственного акта, прекращении права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения, понуждении возвратить земельный участок,

по апелляционным жалобам Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра» и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 мая 2021 года,

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора города Ялты Республики Крым в интересах субъекта Российской Федерации - Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым обратился в суд с иском к Стецив А.П., Чокан Е.В., Администрации города Ялта Республики Крым, в котором просит признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, заключенный 4 мая 2012 года между Стецив А.П. и Чокан Е.В.; признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯК , выданный 1 июня 2012 года на имя Чокан Е.В.; прекратить право собственности Чокан Е.В. на земельный участок площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный ); истребовать данный земельный участок в собственность Республики Крым; обязать Чокан Е.В. вернуть земельный участок в собственность Республики Крым.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка законности предоставления в частную собственность Стецив А.П. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что в собственности Республики Крым находится земельный участок площадью 117,72 га, ранее переданный в постоянное пользование совхозу-заводу «Ливадия» на основании государственного акта на право постоянного пользования от 06.12.1999 серии в соответствии с решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов г. Ялта Автономной Республики Крым от 29.04.1998 № 72. Право собственности Республики Крым на имущество ГП «Ливадия» возникло со дня принятия постановления Государственным Советом Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крым» и, соответственно, прекратилось у прежнего правообладателя.

На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 №    1175-р между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФГУП «Производственно-аграрное объединение «Массандра» Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГУП «ПАО Массандра») заключен договор аренды имущественных комплексов ГП «Ливадия». Согласно данному договору арендатор ФГУП «ПАО Массандра» имеет приоритетное право на аренду земельных участков, на которых размещено имущество предприятия. В ходе проверки использования земельных участков, закрепленных за ФГУП «ПАО Массандра», установлено расположение в них земельного участка площадью 0,03 га с кадастровым номером , выделенного Стецив А.П. Тогда как землепользователь ГП «Ливадия» добровольно не отказывалось от находящихся в его пользовании особо ценных земель, а Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и Верховная Рада Украины не давали своего согласия на их изъятие из государственной собственности, что обусловило необходимость истребовать спорный земельный участок из чужого незаконного владения ответчика. Контуры окружных границ земельного участка совхоза-завода «Ливадия» площадью 117,72 га подтверждаются Техническим отчетом по изготовлению государственного акта на право постоянного пользования, разработанным ГП «Крымский институт землеустройства».

Из схемы, подготовленной кадастровым инженером Ерамовым А.В., следует, что земельный участок, переданный в собственность Стецив А.П., и принадлежащий в настоящее время на основании договора купли-продажи от 4 мая 2012 г. на праве собственности Чокан Е.В. площадью 300 кв. м, с кадастровым номером , расположен в контуре окружной границы земельного участка площадью 170,20 га, в границах которого расположен земельный участок площадью 117,72 га, предоставленный в постоянное пользование совхозу-заводу «Ливадия» на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 06.12.1999 серии П-КМ , и земельный участок площадью 52,48 га сторонних (внутренних) землепользователей. Наложение земельных участков могло возникнуть в результате изъятия части земель из пользования совхоза-завода «Ливадия» в период с 1999 по 2013 гг.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 марта 2020 года производство по настоящему делу по исковым требованиям к Стецив А.П. прекращено в связи со смертью ответчика на основании абз. 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 мая 2021 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе АО «ПАО «Массандра» просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Обжалуемое решение считает незаконным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенным в решении, обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, указывая на неверное определение существенных обстоятельств, не правильное применение норм как материального так и процессуального права.

Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из материалов дела следует, что на основании решения исполнительного комитета Массандровского поселкового совета от 29 апреля 1998 года № 72 совхозу-заводу «Ливадия» 6 декабря 1999 года был выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей серии II-КМ в отношении земельного участка площадью 117,72 га, расположенного в г<адрес>, для ведения товарного сельскохозяйственного производства, зарегистрированный в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за № 11 (т. 1 л.д. 14-16).

Согласно государственному акту, выданному ГП «Ливадия», общая площадь земель в границах плана составляет 170,20 га, площадь земель, закрепленная за ГП «Ливадия» - 117,72 га, посторонние землепользователя - 52,48 га, в том числе: Управление автомобильных дорог № 1 - 3,76 га; ДЭУ Горкомхоза - 0,40 га; пансионат «Донбасс» - 1,34 га; Ялтинский грузовой порт - 2,20 га; земли Массандровского поссовета - 42,34 га; станция техобслуживания (автомойка) - 0,30 га; Ялтинская нефтебаза - 0,57 га; ООО «Айлан-плюс» - 0,06 га; Садовое товарищество «Меркурий» - 0,73 га; Жилищно-строительный кооператив «Серсиаль» - 0,78 га.

Контуры окружных границ земельного участка совхоза-завода «Ливадия» площадью 117,72 га подтверждаются Техническим отчетом по изготовлению государственного акта на право постоянного пользования, разработанным в 1999 году ГП «Крымский институт землеустройства» (т. 1 л.д. 226-250, т. 2 л.д. 1-25).

Приказом Министерства аграрной политики Украины от 26 декабря 2005 года № 757 «О переименовании государственных предприятий» Государственное предприятие совхоз-завод «Ливадия» был переименован в Государственное предприятие «Ливадия», которое было основано на государственной собственности, являлось правопреемником всех прав и обязанностей Государственного предприятия совхоза-завода «Ливадия», на добровольных началах входило в состав Национального производственно-аграрного объединения «Массандра» и было подчинено Министерству аграрной политики Украины.

Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2-1 указанного Закона право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Таким образом, земельный участок, ранее предоставленный совхозу-заводу «Ливадия» в постоянное бессрочное пользование, находится в собственности Республики Крым.

Согласно указу Главы Республики Крым от 3 сентября 2014 года № 242-У Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Республики Крым.

Основными задачами Минимущества являются защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление в пределах компетенции Минимущества контроля за использованием и сохранностью имущества, в том числе земель и земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (п. п. 2.6, 2.8 Положения о Минимуществе, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2016 г.).

На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 1175-р «О вопросах управления имуществом Республики Крым», приказа Минимущества от 25 ноября 2014 года № 193 «О передаче в аренду имущественного комплекса Государственного концерна «Национальное производственно-аграрное объединение «Массандра», ФГУП «ПАО «Массандра» Управления делами Президента Российской Федерации между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФГУП «ПАО «Массандра» 18 февраля 2015 года заключен договор аренды имущественных комплексов Государственного предприятия «Ливадия».

14 октября 2009 года Массандровским поселковым советом принято решение № 15, в соответствии с п. 73 которого Стецив А.П. утверждены материалы выбора земельного участка и дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) ориентировочной площадью 0,0300 га по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 167).

Решением 42-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета от 14 октября 2010 года № 2 (пункт 1.12) утвержден проект отвода и передан в собственность Стецив А.П. земельный участок площадью 0,0300 га (кадастровый ) из земель, находящихся в ведении Массандровского поселкового совета, не переданных в собственность и не предоставленных в постоянное пользование в границах населенного пункта (строка 12.3 шифр 96 формы 6- зем), для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (код УКЦИЗ - 1.8 - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного гаражного и дачного строительства) по адресу: <адрес>, земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки (т. 1 л.д. 211-212).

4 мая 2012 года на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи, реестр , заключенного между Стецив А.П. (продавец) и Чокан Е.В. (покупатель), последним приобретен вышеуказанный земельный участок (т. 1 л.д. 25-26), на его имя выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯК от 1 июня 2012 года (т. 1 л.д. 24).

30 августа 2016 года указанный земельный участок площадью 300 кв. м поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, а 26 июля 2018 года произведена государственная регистрация права собственности Чокан Е.В. (т. 1 л.д. 55-62).

Обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование исковых требований заместителем прокурора г. Ялты указано, что принадлежащий Чокан Е.В. земельный участок с кадастровым номером 90:25:060701:394 расположен в границах земельного участка, ранее находившегося в постоянном пользовании совхоза-завода «Ливадия».

Ссылаясь на то, что землепользователь ГП «Ливадия» добровольно не отказывался от находящихся в его пользовании особо ценных земель, а Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и Верховная Рада Украины не давали своего согласия на их изъятие из государственной собственности, истец просит истребовать спорный земельный участок из незаконного владения ответчика.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 9 февраля 2021 года № 071, выполненной ООО «Институт судебной экспертизы и земельного аудита», установить, имеется ли наложение границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , на земельный участок площадью 117,72 га, предоставленный в постоянное пользование совхоз-заводу «Ливадия» на основании государственного акта на право пользования землей серии П-КМ от 06.12.1999, не представляется возможным, так как координаты указанного земельного участка не устанавливались, отсутствуют.

Не опровергает также выводы судебной экспертизы схема, подготовленная кадастровым инженером Ерамовым А.В. (т. 1 л.д. 12-13), и на которую истец ссылается в обоснование заявленных требований, поскольку не содержит сведений, на основании которых кадастровым инженером сделан вывод о наложении земельных участков.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности факта принадлежности совхозу-заводу «Ливадия» спорного земельного участка и, соответственно, факта незаконности выбытия этого земельного участка из государственной собственности Украины и наличия у Республики Крым прав на этот земельный участок.

При таком положении исковые требования о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного 4 мая 2012 г. между Стецив А.П. и Чокан Е.В.; признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯК , выданного 1 июня 2012 г. на имя Чокан Е.В., удовлетворены быть не могут.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом, в том числе, требований статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурором пропущен срок исковой давности обращения с заявленными исковыми требованиями.

Однако с таким выводами суда первой инстанции не может согласится судебная коллегия.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 06 декабря 1999 года совхозу-заводу «Ливадия» на основании решения исполнительного комитета Массандровского поселкового совета № 72 от 29 апреля 1998 года выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей (серии II-КМ ) в отношении земельного участка площадью 117,72 га, в границах согласно плану землепользования, для ведения товарного сельско-хозяйственного производства, который зарегистрирован в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за № 11.

Согласно Государственному акту и техническому отчету по его изготовлению площадь земель по окружному контуру земель совхоза-завода «Ливадия» в границах плана Массандровского поссовета составляет 170,20 га и включает в себя земли сторонних землепользователей общей площадью 52,48 га по внутреннему контуру, с закреплением непосредственно за совхозом-заводом «Ливадия» 117,72 га.

Приказом Министерства аграрной политики Украины от 26 декабря 2005 года № 757 «О переименовании государственных предприятий» Государственное предприятие совхоз-завод «Ливадия» был переименован в Государственное предприятие «Ливадия», которое являлось правопреемником всех прав и обязанностей Государственного предприятия совхоза-завода «Ливадия».

Согласно ст. 1 Закона Украины от 04 июня 2009 года №1442-VI «О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения «Массандра», вступившего в силу 02 июля 2009 года, в том числе Государственное предприятие «Ливадия» вошло в состав НПАО «Массандра», а ч. 7 ст. 2 названного Закона Украины установлено, что земля, находящаяся в постоянном пользовании НПАО «Массандра» и предприятий, вошедших в его состав, отнесена к имущественному комплексу НПАО «Массандра».

Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, постановлено считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года №1745-6/14 «О независимости Крыма», в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года №1175-п «О вопросах управления имуществом Республики Крым» имущественный комплекс Государственного концерна «НПАО Массандра», а также имущественные комплексы государственных предприятия, входящих в его состав переданы в аренду ГУП РК «ПАО «Массандра» Управления делами Президента Российской Федерации, на основании которого 18 февраля 2015 года между Минимущества Крым и ФГУП «ПАО «Массандра» был заключен договор аренды имущественных комплексов Государственного предприятия «Ливадия».

Как утверждает прокурор, в границах земельного участка НПАО «Массандра» расположен земельный участок с кадастровым номером .

Правообладателем данного земельного участка является ответчик Чокан Е.В., 30 августа 2016 года указанный земельный участок площадью 300 кв. м поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, а 26 июля 2018 года произведена государственная регистрация права собственности (т. 1 л.д. 55-62).

Чокан Е.В. в свою очередь приобрел этот земельный участок по договору купли-продажи от 4 мая 2012 года, реестр , заключенного между Стецив А.П. (продавец) и Чокан Е.В. (покупатель), последним приобретен вышеуказанный земельный участок (т. 1 л.д. 25-26), на его имя выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯК от 1 июня 2012 года (т. 1 л.д. 24).

Стецив А.П. данный земельный участок был передан в собственность решением 42-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета от 14 октября 2010 года № 2. (пункт 1.12) утвержден проект отвода и передан в собственность Стецив А.П. земельный участок площадью 0,0300 га (кадастровый ) из земель, находящихся в ведении Массандровского поселкового совета, не переданных в собственность и не предоставленных в постоянное пользование в границах населенного пункта (строка 12.3 шифр 96 формы 6- зем), для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (код УКЦИЗ - 1.8 - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного гаражного и дачного строительства) по адресу: <адрес>, земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки (т. 1 л.д. 211-212).

При обследовании земельного участка установлено и подтверждено ответчиком при рассмотрении дела, что земельный участок не огорожен, не освоен, объекты капитального строительства на нем отсутствуют, а сам участок находится в непосредственной близости от существующих виноградников.

Согласно заключению повторной землеустроительной экспертизы от 06 июня 2022 года:

Определить местоположение земельного участка с кадастровым номером относительно многоконтурного земельного участка общей площадью 117,72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу «Ливадия» возможно только в соответствии с графическими материалами: планом землепользования из «Технического отчета с/з «Ливадия» и графической частью Государственного акта II-КМ от 06.12.1999 г.

Путем сопоставления сведений о местоположении границ (координатах границ) земельных участков определить имелось ли на 24 апреля 2012 года наложение земельного участка с кадастровым номером: , расположенного в районе <адрес>, на земельный участок площадью 117,72 га, предоставленный в пользование Совхозу-заводу «Ливадия» на основании Государственного акта на право постоянного пользования землей от 06 декабря 1999 года серии II- КМ не представляется возможным из-за отсутствия в материалах дела координат многоконтурного земельного участка площадью 117,72 га, предоставленного в пользование совхозу-заводу «Ливадия», а так же других землепользователей из списка.

В соответствии с графической частью Государственного акта II-КМ от 06.12.1999 г. и в соответствии с планом землепользования из «Технического отчета с/з «Ливадия» земельный участок с кадастровым номером , по адресу <адрес>, полностью расположен в контуре , следовательно полностью накладывается на границы земельного участка общей площадью 117,72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу «Ливадия».

Определить точность положения границ многоконтурного земельного участка общей площадью 117,72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу «Ливадия» на основании Государственного акта II-КМ от 06.12.1999 г. относительно внешних границ землепользования (координаты которых имеются в «Техническом отчете с/з «Ливадия») на графических материалах (плане землепользования из «Технического отчета с/з «Ливадия» и графической части Государственного акта II-КМ от 06.12.1999 г.) - не представляется возможным из-за отсутствия координат.

На дату проведения исследования, по сведениям ЕГРН (сведения Публичной кадастровой карты сайт pkk.rosreestr.ru) наложение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на земельный участок, площадью 117,72 га, предоставленный в постоянное пользование Совхозу-заводу «Ливадия» на основании Государственного акта от 06.12.1999г. - отсутствует.

В результате полевого обследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером , по адресу <адрес>, расположен на склоне заросшим кустарником. Южная часть границы земельного участка проходит вдоль полевой дороги, огибающей виноградник.

На земельном участке отсутствуют ограждения, объекты строительства, также отсутствуют признаки использования данного земельного участка (Фото № 1).

Путем сопоставления сведений о местоположении границ (координатах границ) земельных участков определить входит ли полностью или частично (в какой части) земельный участок кадастровый номер Украины (в настоящее время кадастровый ), площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границы земельного участка площадью 117,72 га, находившегося в пользовании Совхоза-завода «Ливадия» на основании государственного акта на право постоянного пользование землей от 06.12.1999 серии II-КМ не представляется возможным из-за отсутствия в материалах дела координат многоконтурного земельного участка площадью 117,72 га, предоставленного в пользование совхозу-заводу «Ливадия», а так же других землепользователей из списка.

Земельный участок с кадастровым номером , по адресу <адрес>, в соответствии с графической частью Государственного акта II-КМ от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с планом землепользования из «Технического отчета с/з «Ливадия» полностью расположен в контуре № 11 земельного участка общей площадью 117,72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу «Ливадия».

Фактически земельный участок кадастровый номер Украины настоящее время кадастровый ), площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> - не используется и не входит в границы фактического землепользования территории, используемой под виноградник.

Земельный участок, кадастровый номер Украины (в настоящее время кадастровый ), площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> на момент передачи в собственность Стецив А.П. полностью входил в границы населенного пункта - пгт. Отрадное.

Земельный участок, кадастровый номер Украины (в настоящее время кадастровый ), площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с Выкопировкой из генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Карта границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа М 1:15 000 (утвержден решением 75 сессии первого созыва Ялтинского городского совета Республики Крым № 3 от 03.12.2018 г., изменения утверждены решением 13 сессии второго созыва Ялтинского городского совета Республики Крым № 11 от 16.06.2020 г.) в настоящее время полностью входит в границы пгт. Отрадное, а соответственно и в границы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Земельный участок расположен на территории, исключенной из проекта генерального плана, относящейся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии - территории неурегулированной градостроительной ситуации.

Таким образом, из анализа экспертного заключения усматривается, что изложенные в нем выводы не являются категоричными и обусловлены исключительно неполнотой предоставленных фактических материалов.

Между тем, по результатам сопоставления местоположения земельного участка ответчика относительно контуров окружной границы землепользования совхоза-завода «Ливадия» и внутренних землепользователей установлено, что спорный земельный участок полностью расположен в контуре № 11 земельного участка общей площадью 117,72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу «Ливадия».

При этом правообладателем указанного земельного участка (выдел № 11) являлся исключительно совхоз-завод «Ливадия» и графическое изображение местоположения указанного земельного участка исключает его наложение на земельные участки сторонних (внутренних) землепользователей.

Доказательств иного материалы дела не содержат и суду такие доказательства не предоставлены.

Таким образом, установлено и в рамках разрешения настоящего спора не опровергнуто, что спорный земельный участок образован и передан в собственность Стецив А.П. за счет земель, ранее переданных совхозу-заводу «Ливадия» в постоянное пользование.

В силу положений статьи 27 ЗК Украины 1990г., регулировавшего спорные правоотношения в период их возникновения и до 01.01.2002г., право пользования земельным участком или его частью прекращалось в случае добровольного отказа от земельного участка; прекращение права пользования земельным участком осуществлялось в порядке ст. 29 ЗК Украины, при изъятии земель, в случаях, предусмотренных ст. ст. 31 и 32 настоящего Кодекса – в порядке ст. 34 ЗК Украины.

Аналогичное правовое регулирование было установлено ст. ст. 141-151 ЗК Украины 2001г., действовавшего с 01.01.2002г. и до 18.03.2014г.

Пунктом "в" ч. 1 ст. 150 ЗК Украины земли, в том числе предоставленные в постоянное пользование Национального производственно-аграрного объединения "Массандра" и предприятиям, входящим в его состав, были отнесены к особо ценным землям.

Изъятие особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд не допускалось, за исключением случаев, определенных ч. 2 этой статьи, в силу положений которой земельные участки особо ценных земель, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, могли изыматься (выкупаться) для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушающих и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально – культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, если вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка согласовывается с Верховной Радой Украины. Согласование материалов изъятия (выкупа) земельных участков особо ценных земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется Верховной Радой Украины по представлению Верховной Рады Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских администраций.

Приказом Министерства аграрной политики Украины от 26.12.2005г. № 757 Государственное предприятие совхоз – завод "Ливадия" был переименован в Государственное предприятие "Ливадия", которое было основано на государственной собственности, являлось правопреемником всех прав и обязанностей Государственного предприятия совхоза – завода "Ливадия", на добровольных началах входило в состав Национального производственно-аграрного объединения "Массандра" и было подчинено Министерству аграрной политики Украины.

Согласно положениям Закона Украины от 04.06.2009г. №1442-VI "О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения "Массандра", вступившего в силу 02.07.2009г., НПАО "Массандра", в состав которого вошло и государственное предприятие "Ливадия", находилось в сфере управления Кабинета Министров Украины.

Частью 7 ст. 2 названного Закона Украины было установлено, что земля, находящаяся в постоянном пользовании НПАО "Массандра" и входящих в его состав предприятий входит в имущественный комплекс НПАО "Массандра", а частью 2 ст. 6 Закона был установлен запрет на принятие решений об изъятии (выкупе), изменении целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО "Массандра" и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу этого Закона, т.е. до 02.07.2014г.

Суду не предоставлено и материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об отказе совхоза-завода "Ливадия", НПАО "Массандра" от находящихся в его пользовании особо ценных земель, согласования Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, Верховной Радой Украины изъятия особо ценных земель из государственной собственности, наличия правовых основания преодоления законодательно установленного запрета на изъятие (выкуп), изменение целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО "Массандра" и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу Закона Украины "О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения "Массандра".

Согласно положениям ЗК Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем п. 12 Переходных положений Земельного кодекса) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти, за исключением земель, распоряжение которыми осуществляли государственные органы приватизации.

Государственные органы приватизации осуществляли распоряжение (кроме отчуждения земель, на которых расположены объекты, не подлежащие приватизации) землями, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных капиталах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, а также продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.

В соответствии со ст. 122 ЗК Украины сельские, поселковые, городские советы передавали земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности, соответствующих территориальных громад для всех нужд.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления не относилась передача земель, на которых расположены государственные предприятия, в собственность или в пользование, в связи чем принятое Массандровским поселковым советом решение о передаче спорного земельного участка в собственность Стецив А.П. требованиям действовавшего законодательства не отвечало, принято поселковым советом вопреки установленному законом запрету за пределами предоставленных законом полномочий.

В силу положений ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта органа местного самоуправления.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 60 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Таким образом, основаниями для признания решения органа местного самоуправления противоправным является несоответствие его требованиям действующего законодательства и (или) определенных законом полномочий органа, принявшего решение. Обязательным условием признания решения недействительным является также нарушение в связи с его принятием прав и охраняемых законом интересов лиц, обратившихся за судебной защитой

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно положениям ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

В рамках разрешения настоящего спора установлено, что земельный участок выбыл из собственности государства Украины помимо воли уполномоченных на то органов вопреки установленному законом запрету, а потому требования прокурора в интересах Республики Крым о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯК , выданный 01 июня 2012 года на имя Чокан Е.В., прекращении права собственности Чокан Е.В. на земельный участок площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный ), истребовании данного земельного участка в собственность Республики Крым, с возложением на Чокан Е.В. обязанности по его возврату, являются обоснованными.

Общий срок исковой давности для защиты права по иску лица, право которого нарушено, согласно положениям ст. ст. 196, 200 ГК РФ составляет три года, который определяется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. При этом, как следует из положений ст. 201 ГК РФ, перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, и ее истечение является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Чокан Е.В. заявлено о применении последствий пропуска исковой давности до принятия решения.

Между тем, оценивая своевременность действий органа публичного правового образования, как участника гражданского оборота, и прокурора, обратившегося в суд в интересах Республики Крым, суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценке тому, что земельный участок не огорожен, не обработан, не ухожен, т.е. у собственника земельного участка – Республики Крым в лице Минимущества Крыма не имелось повода для осуществления каких-либо контрольных действий до получения результатов кадастровых работ по земельному участку, переданному в постоянное пользование совхозу-заводу «Ливадия», из которых было установлено выбытие части земельного участка в виде отдельного земельного участка в собственность ответчиков.

С учетом изложенных обстоятельств сам по себе факт постановки указанного земельного участка на кадастровый учет и регистрация прав ответчиков на этот земельный участок не свидетельствуют безусловно об осведомленной прокурора, Минимущества Крыма о нарушении прав Республики Крым и лице, которое это право нарушило.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Поскольку уполномоченным органом публично-правового образования, осведомленность о нарушении права которого имеет юридическое значение для правильного исчисления срока исковой давности, является не прокурор, а в силу своей компетенции по управлению имуществом Республики Крым Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, которому о нарушении права Республики Крым стало известно в результате проведения проверки по обращению АО «ПАО «Массандра» в декабре 2019 года с оформлением схемы наложения земельных участков, в связи с чем срок исковой давности подлежит исчислению с декабря 2019 года.

При таких обстоятельствах, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права и разъяснениями относительно их применения, судебная коллегия считает выводы суде первой инстанции ошибочными, а решение не отвечающим критериям законности и обоснованности и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска.

При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что ссылка ответчика на наличие решения Окружного административного суда АРК от 6 июня 2011 года по делу № 2а-11557/10/14/0170, не обоснована, поскольку решением Окружного административного суда АРК от 6 июня 2011 года, оставленным без изменения определением Севастопольского апелляционного административного суда от 24 января 2012 г., отказано в удовлетворении исковых требований прокурора г. Ялта к Массандровскому поселковому совету, с участием, в том числе, третьего лица Стецив А.П., о признании недействительным решения Массандровского поселкового совета № 15 от 14 октября 2009 года, которым Стецив А.П. утверждены материалы выбора земельного участка и дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 85-87, 88-90).

Поскольку в рамках иных правоотношений был рассмотрен спор между иными лицами, в рамках разрешения дела в порядке административного судопроизводства вопрос о праве ответчика на земельный участок не разрешался, не разрешался вопрос и о праве Стецив А.П., это исключает применений к данным правоотношениям положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

о п р е д е л и л а:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 мая 2021 года – отменить, принять по делу новое решение, которым иск заместителя прокурора города Ялты Республики Крым в интересах субъекта Российской Федерации – Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – удовлетворить.

Признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯК , выданный 01 июня 2012 года на имя Чокан Е.В..

Прекратить право собственности Чокан Е.В. на земельный участок площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер (ранее присвоенный ).

Истребовать земельный участок площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный ) в собственность Республики Крым.

Обязать Чокан Е.В. вернуть земельный участок площадью 300 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный ) в собственность Республики Крым.

Председательствующий                                             Гоцкалюк В.Д.

Судьи                                                                            Белоусова В.В.

                                            Старова Н.А.

33-483/2022 (33-11031/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Заместитель прокурора г. Ялты Республики Крым
Прокуратура Республики Крым
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Ответчики
Чокан Евгений Викторович
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Акционерное общество "Производственно-аграрное объединение "Массандра"
Черная Ольга Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Гоцкалюк Владимир Дмитриевич
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.12.2021Передача дела судье
01.02.2022Судебное заседание
16.08.2022Производство по делу возобновлено
16.08.2022Судебное заседание
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2022Передано в экспедицию
16.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее