Решение по делу № 2а-3703/2021 от 19.03.2021

УИД:11RS0001-01-2021-004423-65 Дело № 2а-3703/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре Крутикове П.П.,

с участием представителя административного истца Вовк Я.И., представителей административных ответчиков Платто А.И. и Клюжева О.В.

рассмотрев 21 мая 2021 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению прокурора Койгородского района к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» о признании незаконным бездействия, обязании организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги общего пользования регионального значения в соответствии с требованиями законодательства,

установил:

Прокурор Койгородского района обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» об обязании организовать мероприятия до 30.10.2021 на автодороге «Подъезд к с. Койгородок» от пересечения с улицей Советская в с. Койгородок до дорожного знака, обозначающего населенный пункт с. Койгородок, и 100 метров после него (в сторону пересечения дороги «Подъезд к с. Койгородок» с автомобильной дорогой «Сыктывкар - Кудымкар») по обеспечению освещения в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, обязании до 30.10.2021 оборудовать дорогу «Подъезд к с. Койгородок» пешеходным переходом на пресечении автомобильной дороги с улицей Гаражная и улицей Совхозная с. Койгородок в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административными ответчиками обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.

В судебном зщасеаднии представители административных ответчиков с иском не согласились, поддержав доводы, изложенные в отзывах.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание своего представителя не направили.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Решением Министерства от 07.12.2018 № 24-27-04/133-АД автомобильной дороге Койгородок-Нючпас от автомобильной дороги Визинга -Кажым присвоено наименование Койгородок-Нючпас от автомобильной дороги Сыктывкар - Кудымкар, а Решением Министерства от 24.12.2018 № 24-27-01/14 1-ОУ из автомобильной дороги Койгородок-Нючпас от автомобильной дороги Сыктывкар - Кудымкар образованы три автомобильные дороги. Участок автомобильной дороги, указанный в исковом заявлении, соответствует автомобильной дороге Подъезд к с. Койгородок. Право оперативного управления на указанную автомобильную дорогу зарегистрировано 17.01.2019, что подтверждается выпиской из ЕГРГ.

Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми автомобильная дорога Койгородок - Нючпас разделена на:

- автомобильную дорогу Койгородок - Нючпас от автомобильной дороги Сыктывкар - Кудымкар протяженностью 51 км 845 м;

- автомобильную дорогу Подъезд к с. Койгородок протяженностью 2 км 064 м; - и автомобильную дорогу По пст. Нючпас протяженностью 564 м

Участок автомобильной дороги, указанный в административном исковом заявлении, соответствует участку автомобильной дороги Подъезд к с. Койгородок км 0+792 - км 2+064. Участок пересечения улиц Гаражная и Совхозная в с. Койгородок соответствует участку

На автодороге «Подъезд к с. Койгородок» отсутствует искусственное освещение автодороги. Имеющееся уличное освещение на улицах населенного пункта с. Койгородок, установленное администрацией сельского поселения «Койгородок», частично освещает автодорогу, проходящую через населенный, пункт. В темное время суток с 01 часа до 06 часов допускается полное отключёние, искусственного освещения: При этом опоры, на которых установлено освещение не соответствуют требованиям ГОСТ 32947, некоторые из них находятся в аварийном состоянии. Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения в сфере обеспечения безопасности пешеходов, передвигающихся при пересечении автодороги с улицей Гаражная и улицей Совхозная с. Койгородок в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-Р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с пп. 4.1-4.2 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц.

Пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» закрепляет, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устанавливают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» закрепляет, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устанавливают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Аналогичное положение содержится в п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения». Согласно п. 4.6.2.3 ГОСТ 33151-2014 освещение покрытия проезжей части дорог должно соответствовать требованиям ГОСТ 33176.

Опоры стационарно электрического освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

В соответствии с п. 4.5.2.1. ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов.

Согласно п. 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В случаях, оговоренных ГОСТ Р 52289, пешеходные переходы оборудуют пешеходными ограждениями.

В ходе проверки установлено, что на пересечении автодороги отсутствует обустроенный пешеходный переход. Вместе с тем, имеется острая необходимость в обустройстве на данном участке дороги пешеходного перехода. Отсутствует искусственное освещение автодороги. Имеющееся уличное освещение на улицах населенного пункта с.Койгородок, установленное администрацией сельского поселения «Койгородок», частично освещает автодорогу, проходящую через населенный, пункт. В темное время суток с 01 часа до 06 часов допускается полное отключёние, искусственного освещения: При этом опоры, на которых установлено освещение не соответствуют требованиям ГОСТ 32947, некоторые из них находятся в аварийном состоянии.

При этом, село Койгородок активно застраивается в районе улицы Гаражная и улиц пересекающих ее, вместе с тем основным выездом с данного района с. Койгородок является автомобильная дорога «Койгородок - Нючпас» в месте пересечения с улицей Гаражная в с.Койгородок и улицей Совхозная в с. Койгородок. Пешеходы, в том числе дети, ежедневно выходят от места жительства с вышеуказанного района с. Койгородок и пересекают автомобильную дорогу «Койгородок - Нючпас» при движении к месту работы, учебы, в магазины, больницу и другие организации и учреждения. После пересечения автомобильной дороги «Койгородок - Нючпас» пешеходы движутся по пешеходной дорожке, отделенной от проезжей части металлическим барьерным ограждением. Пешеходная дорожка с ограждением обустроена только с правой стороны автомобильной дороги, по левой стороне такой огражденной пешеходной дорожки не имеется. До ближайшего пешеходного перехода на автомобильной дороге «Койгородок - Нючпас» расстояние составляет 643 м.

Также в данном районе (...) находится сервис технического обслуживания автотранспорта, магазины автомобильных запчастей и иных товаров для автовладельцев, в связи с чем в месте пересечения автомобильной дороги «Койгородок-Нючпас» и улицы Гаражной осуществляется передвижение большого количества автотранспорта.

Из административного иска и объяснений помощника прокурора следует, что нарушения требований ГОСТ на спорном участке дороги до настоящего времени административными ответчиками не устранены.

Доказательств опровергающих указанные обстоятельства, в деле не имеется.

Вышеуказанные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанных участках автомобильной дороги и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения. Данные выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки; доказательств обратного ответчиками не представлено.

Дорожная деятельность согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 15 указанного Федерального Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Уставом ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» к целям деятельности учреждения отнесено, в том числе, обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля за выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения.

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 540, Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми и т.д.

Основными задачами деятельности министерства является, в частности, разработка, планирование и контроль реализации мероприятий по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и их безопасности является обязанностью не только ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», но и Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

При этом факт передачи автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» сам по себе не может свидетельствовать об освобождении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от обязанности организовать устранение недостатков в техническом состоянии автодороги и от контроля за выполнением ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возложенных на него обязательств.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца и возложении на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми обязанности по РК.

Срок выполнения указанных работ на спорном участке автомобильной дороги, указанный прокурором в административном иске (до 30.10.2021) является разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Койгородского района к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», удовлетворить.

Обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми до 30.10.2021 на автодороге «Подъезд к с. Койгородок» от пересечения с улицей Советская в с. Койгородок до дорожного знака, обозначающего населенный пункт с. Койгородок, и 100 метров после него (в сторону пересечения дороги «Подъезд к с. Койгородок» с автомобильной дорогой «Сыктывкар - Кудымкар») обеспечить освещение в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007(участок автомобильной дороги Подъезд к с. Койгородок км 0+792 - км 2+064).

Обязать ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми до 30.10.2021 оборудовать дорогу «Подъезд к с. Койгородок» пешеходным переходом на пресечении автомобильной дороги с улицей Гаражная и улицей Совхозная с. Койгородок в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 (участок автомобильной дороги подъезд к с. Койгородок км 1+275).

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04 июня 2021 года.

Судья                                 И.В. Новикова

2а-3703/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Койгородского района
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми"
Другие
МО МВД РФ "Сысольский" (ГИБДД МО МВД РФ "Сысольский"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
19.03.2021Регистрация административного искового заявления
20.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2021Предварительное судебное заседание
27.05.2021Предварительное судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее