Дело № 2а-1090/2020 (УИД37RS0022-01-2021-000743-30)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2021 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.И.,
при секретаре Цатинян М.А.,
с участием представителя административного истца – помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Скворцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области, Зуйкову Д.Е. о прекращении права на осуществление охоты и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области, Зуйкову Д.Е., мотивировав свои требования тем, что Зуйков Д.Е. имеет охотничий билет единого федерального образца серия №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области. Приговором мирового судьи судебного участка № 3 Ивановского судебного района Ивановской области от 20.03.2020 года Зуйков Д.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ, Зуйкову Д.Е. назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 300 часов. В настоящее время судимость у Зуйкова Д.Е. не погашена и не снята, что свидетельствует о его несоответствии требованиям ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и является основанием для аннулирования выданного охотничьего билета. Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц. В связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит суд:
- прекратить право Зуйкова Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на осуществление охоты до погашения или снятия судимости;
- возложить обязанность на Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области аннулировать охотничий билет единого федерального образца серия № №, выданный ДД.ММ.ГГГГ годаЗуйкову Д.Е. в соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 года № 13;
- возложить обязанность на Зуйкова Д.Е. возвратить в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области охотничий билет единого федерального образца серия № №, выданный ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Скворцова Е.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик Зуйков Д.Е. не явился по неизвестным причинам. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в порядке гл. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сведений об уважительности причин неявки, а также ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие от административного ответчика суду поступало.
Административный ответчик Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области в судебное заседание своего представителя не направил. О дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в порядке гл. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Направил в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в котором также оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда (л.д. 36).
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.
Суд, выслушав административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Согласно положениям ст. 1 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; орудиями охоты – огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с ФЗ от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.
В силу положений ч.ч. 2 и 3 ст. 21 Закона об охоте охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона об охоте охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Частью 8 ст. 21 Закона об охоте предусмотрены основания для аннулирования охотничьего билета, к которым относятся:
1) несоответствие физического лица требованиям части 1 настоящей статьи;
2) подача охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета;
3) судебное решение.
В силу ч. 9 ст. 21 Закона об охоте охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 настоящей статьи.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 № 13 утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета (далее – Порядок), пунктом 17 которого предусмотрены аналогичные основания для аннулирования охотничьего билета, что и положениями ч. 8 ст. 21 Закона об охоте.
В соответствии с п. 19.2 Порядка при наличии основания, указанного в подп. «в» п. 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение одного рабочего дня со дня поступления в уполномоченный орган сведений о вступлении в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
В силу п. 25.1 Порядка в случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подп. «в» п. 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
Согласно п. 3.19.4 Постановления Правительства Ивановской области от 23.12.2014 N 565-п (ред. от 18.03.2019) «Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области», одной из основных функций Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамента) является ведение государственного охотхозяйственного реестра, выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Зуйкову Д.Е. Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области выдан охотничий билет единого федерального образца серия №, о чем в государственный охотхозяйственный реестр внесены соответствующие сведения. Данный охотничий билет действителен и не аннулировался, что подтверждается выпиской из государственного охотхозяйственного реестра.
Приговором мирового судьи судебного участка № 3 Ивановского судебного района Ивановской области от 20.03.2020 года (с учетом изменений, внесенных в приговор кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 2.02.2021 года), Зуйков Д.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде 200 часов обязательных работ.
В соответствии со ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Зуйков Д.Е. осужден 20.03.2020года к наказанию не связанному с лишением свободы в виде обязательных работ сроком на 300 часов (с учетом определения суда кассационной инстанции – к 200 часам обязательных работ), судимость у Зуйкова Д.Е. по настоящее время не погашена и не снята. Доказательств, указывающих на обратное, в материалы дела не представлено.
Таким образом, Зуйков Д.Е. имеет непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления, что свидетельствует о его несоответствии требованиям ч. 1 ст. 21 Закона об охоте, что является основанием для аннулирования выданного ему охотничьего билета.
Согласно ч.ч. 1,3ст. 8, ч.ч. 1,3ст. 20, ст.ст. 21, 29, 30 Закона об охоте, п. 3.1 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 № 121, наличие у Зуйкова Д.Е. охотничьего билета, а также сведений о нем в охотхозяйственном реестре является основанием для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, и, следовательно, возникновения права на добычу охотничьих ресурсов, использования орудий охоты, в том числе не относящихся к охотничьему оружию (капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты).
Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с чем, государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности.
Функции по аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца в Ивановской области возложены на Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Таким образом, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту прав неопределенного круга лиц и, в связи с чем, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с административного ответчика Зуйкова Д.Е. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области, Зуйкову Д.Е. о прекращении права на осуществление охоты и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Прекратить действие права Зуйкова Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, адрес регистрации: <адрес>, <адрес>, на осуществление охоты до погашения или снятия судимости.
Обязать Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области аннулировать охотничий билет единого федерального образца серия №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Зуйкову Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, адрес регистрации: <адрес>, в соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 года № 13.
Обязать Зуйкова Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, адрес регистрации: <адрес>, возвратить в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области охотничий билет единого федерального образца серия №, выданный ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Зуйкова Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, адрес регистрации: <адрес> <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято 18 марта 2021 года.