Решение по делу № 2-1029/2024 от 28.02.2024

68RS0***-82

Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** 23 мая 2024 года

Ленинский районный суд *** в составе:

судьи Киреевой Н.В.,

при секретаре Есиковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО6, представителей ответчика ФИО4, ФИО7

гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству градостроительства и архитектуры *** о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд *** с иском к Министерству градостроительства и архитектуры *** о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

В обоснование заявленных требований истцом указано следующее.

В октябре *** года ФИО1 подано заявление в Министерство градостроительства и архитектуры *** о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на основании государственного жилищного сертификата, как жителю *** и части ***.

Истец имеет право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья на основании государственного жилищного сертификата, как житель ***, поскольку является гражданином, отвечающим совокупности следующим критериям:

- в октябре *** года было подано заявление на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья на основании государственного жилищного сертификата;

- истец покинул после *** место постоянного проживания по адресу: *** садовое товарищество «ФИО12» квартал *** участок ***, где он постоянно проживал с *** года по ноябрь *** года, что подтверждается справкой о фактическом месте проживания ***-с от *** выдана Новокаховской городской военно-гражданской администрацией;

- по состоянию на *** не был зарегистрирован по месту жительства на территории РФ;

- имеет паспорт гражданина РФ;

- ранее истцом не было реализовано право на обеспечение жилым помещением.

Учитывая изложенное, считает отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты незаконным, просит суд возложить обязанность на Министерство градостроительства и архитектуры *** предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилья.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал. Указал, что прибыл на территорию *** в октябре *** года, так как знал, что на территории области проживает его дочь, однако, точного адреса проживания дочери не знал, так как длительное время с ней не поддерживал отношения. Непосредственно после прибытия, переночевав в гостинице, обратился в полицию для выяснения адреса дочери. До прибытия в *** проживал на территории *** в садовом товариществе, однако, где-либо зарегистрирован по месту жительства не был. Доказательством проживания на территории *** является справка, предоставленная Новокаховской городской военно-гражданской администрацией, а также книжкой члена садового товарищества, в котором проживал. Перед выездом с территории *** ему стало известно, что, прибыв на место жительства на территории РФ, имеет право подать документы на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Путем обращения в МФЦ документы на социальную выплату были поданы, при подаче документов специалист МФЦ ничего не пояснил относительно достаточности предоставленных документов. На момент подачи документов регистрации на территории *** не имел. В феврале *** года приезжал на территорию *** для расторжения брака со своей супругой ФИО5, с которой фактически длительное время совместно не проживал. На заявление, поданное в октябре *** года, ответчик ответил отказом. В декабре *** года болел, в связи с чем не смог поехать в *** за справкой о месте проживания, без которой не мог повторно подать документы. В феврале *** года на территории *** от Новокаховской городской военно-гражданской администрации получил справку подтверждающую место постоянного проживания на территории ***. Повторно обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении выплаты, получив вновь отказ, мотивированный пропуском срока обращения за выплатой. Учитывая изложенное, просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования. Указала, что в течение длительного времени не поддерживала родственные отношения со своим отцом ФИО1 В октябре *** года ей стало известно, что ФИО1, ранее проживавший в ***, прибыл на территорию ***. В октябре *** года ФИО1 обратился в МФЦ с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Все документы, которые были в наличии у ФИО1 при подаче заявления, были предоставлены. С *** года у ФИО1 места регистрации на территории Украины не было, что отражено в паспорте. Фактически истец проживал в дачном домике на территории садового товарищества в ***. После того, как проживать на территории садового товарищества стало невозможно по причине подрыва Каховской ГЭС, ФИО1 приехал в ***. В *** зарегистрирован по месту пребывания. После получения отказа в предоставлении социальной выплаты, ФИО1 длительно болел и не мог обратиться повторно в *** году. В *** году обращался повторно, но заявление от ФИО1 министерством принято не было. После обращения в суд ФИО1 еще раз обратился в Министерство, но данное заявление по существу рассмотрено не было. Полагает, что ФИО1 на момент обращения в октябре *** года имел право на получение социальной выплаты, просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО7 возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указала, что из филиала ТОГКУ «ФИО13» в *** в адрес министерства *** поступило заявление ФИО1 с приложенными документами: копия паспорта гражданина РФ, выданного ***, и справка о проживании от председателя СТ «ФИО14» от *** с переводом с украинского языка на русский язык. К заявлению ФИО1 была представлена копия паспорта гражданина РФ не в полном объеме, а лишь страницы ***.3,4,5, в связи, с чем сведения о ранее выданных паспортах отсутствовали, как и отсутствовали сведения о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. Рассмотрев вышеуказанное заявление, в том числе представленные документы, Министерством в рамках своих полномочий было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с несоответствием критериям, указанным п.п. «а» п.2, п.4 Правил, поскольку факт выезда ФИО1 из *** в экстренном порядке после *** на территорию Российской Федерации не был подтвержден, а также истцом не представлены документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в *** и части *** и отсутствие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на *** О принятом решении ФИО1 был уведомлен письмом *** с разъяснением права повторной подачи заявления при наличии у него вышеперечисленных документов, однако, до предъявления иска в суд (***) ФИО1 в Министерство повторно не обращался. В настоящий момент подача заявлений о предоставлении единовременной или социальной выплат прекращена,в том числе и повторная подача таких заявлений. Согласно п.п. «л» п.4 Правил реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, предусматривает условие о праве гражданина до *** повторно подать заявлениео предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат после устранения причин, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения об отказе в предоставлении гражданину соответствующих выплат, или после принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину таких выплат. Учитывая, что реализация мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, завершена, ФИО1 до *** с повторным заявлением не обращался, Министерство считает, что оснований для предоставления социальной выплаты не имеется в связи с пропуском срока. Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Опрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснила, что в октябре *** года ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении социальной выплаты, приложив к заявлению копии нескольких страниц паспорта и справку о том, что проживал на территории ***. Рассмотрев заявление, было принято решение об отказе в предоставлении социальной поддержки, так как заявитель не подтвердил факт регистрации на территории ***. Кроме того, у ФИО1 отсутствовали документы об отсутствии регистрации на территории РФ по состоянию на ***. Так как у ФИО1 отсутствовали документы о регистрации на территории ***, то Министерством какие-либо дополнительные запросы для выяснения обстоятельств о месте регистрации ФИО1 на территории РФ не направлялись. До *** ФИО1 повторно не обратился. Повторное заявление было подано в *** году.

Свидетель ФИО8 пояснила, что знакома с ФИО1, ранее также проживала на территории ***. Видела последний раз ФИО1 в августе *** года в ***, из разговора с которым узнала, что истец проживает в дачном садовом поселке у ***. ФИО1 также пояснил, что после удара по Каховской ГЭС в августе *** года проживать в садовом товариществе стало очень сложно. Через некоторое время от бывшей супруги ФИО1 узнала, что ФИО1 приехал в ***.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей *** и части ***, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории" установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям *** и части ***, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.

Согласно Правилам предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям *** и части ***, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 (далее Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.

Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям *** и части ***, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 (далее Правила предоставления финансовой поддержки), предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в *** и правобережной части *** и прибыли на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства (пункт 2).

Так, из п.2 вышеуказанных Правил (в ред. от 25.07.2023) следует, что мероприятия реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:

а) граждане после *** покинули место постоянного проживания в *** или части *** (в населенных пунктах *** по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;

б) граждане подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата

в) граждане по состоянию на *** не были зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации;

г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;

д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления финансовой поддержки, порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 данных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе, необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 данных Правил, факта постоянного проживания в *** или части *** следующими документами:

документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность, в том числе выданные органами публичной власти ***, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние);

документ, удостоверяющий факт постоянного проживания в *** или части *** гражданина и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, иные документы либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в *** или части ***, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в *** или части ***, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует).

В случае отсутствия у граждан документов, подтверждающих их проживание в *** или части *** до ***, уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган *** с целью подтверждения проживания гражданина на территории *** или части *** (пункт 5 Правил предоставления финансовой поддержки).

Аналогичные критерии предусмотрены Порядком предоставления социальной выплаты жителям *** и части *** прибывшим в экстренном порядке на территории ***, утвер. Постановлением *** от *** ***.

С учетом п. *** Положения, утвер. Постановлением *** от *** ***, функции по предоставлению государственных жилищных сертификатов жителям *** и части ***, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим вэкстренном массовом порядке на территорию *** на постоянное место жительства, и перечисление социальных выплат возложены на Министерство градостроительства и архитектуры *** как исполнительного органа ***.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что *** ФИО1 обратился в филиал ТОГКУ «ФИО16 ФИО15» в *** с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. К заявлению были приложены документы: копия паспорта гражданина РФ, выданного *** на 1 л. и справка о проживании от председателя СТ «Энергия» от *** с переводом с украинского языка на русский язык

Копия паспорта гражданина РФ ФИО1 была предоставлена не в полном объеме, а лишь страницы № *** отсутствовали сведения о ранее выданных паспортах (страница ***) о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

Рассмотрев вышеуказанное заявление, в том числе представленные документы, Министерством градостроительства и архитектуры *** (далее Министерство) было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием критериям, указанным п.п. «а» п.2, п.4 Правил, поскольку факт выезда ФИО1 из *** в экстренном порядке после *** на территорию Российской Федерации не был подтвержден, а также истцом не представлены документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в *** и части *** и отсутствие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ***

О принятом решении ФИО1 был уведомлен письмом *** с разъяснением права повторной подачи заявления при наличии у него вышеперечисленных документов.

Повторно ФИО1 обратился в Министерство ***.

По результатам повторного обращения Министерством в адрес истца направлен ответ об отсутствии правовых оснований для рассмотрения обращения ФИО1, так как заявление подано после ***.

Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.

Оценивая заявленные исковые требования ФИО1 о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, суд находит их подлежащими удовлетворению, руководствуясь следующим.

Как следует из пояснений истца, он в период январь - февраль *** года находился на территории *** с целью расторжения брака с ФИО5. В указанный период при содействии бывшей супруги ФИО5 им (ФИО1) был оформлен паспорт гражданина РФ. После оформления развода ФИО1 выехал по месту фактического проживания в Садовое товарищество «ФИО17», расположенное по адресу: ***.

*** ФИО1 прибыл в *** из места фактического проживания в Садовое товарищество «ФИО18», расположенное по адресу: ***.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными документами:

- копиями ж/д билетов на имя ФИО1;

- копией свидетельства о расторжении брака между ФИО1 и ФИО5;

- справкой от ***, выданной председателем правления СТ «Энергия» о том, что ФИО9 постоянно проживает в садовом товариществе «ФИО19» квартал *** участок ***

- справкой, выданной *** ***ФИО20 городской военно-гражданской администрацией о фактическом месте проживания ФИО1 в период с *** года по ноябрь *** года на территории садового товарищества «ФИО21» квартал *** участок ***. (л.д.10);

- письмом УМВД России по *** от ***, из которого следует, что ФИО1 обращался *** в отдел полиции о розыске своей дочери ФИО6, с которой были утрачены родственные связи.

Согласно свидетельству о регистрации ФИО1, выданному ***, ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания с *** по *** по адресу: ***.

Из копии паспорта гражданина Украины, выданного на имя ФИО1 следует, что сведения о месте регистрации истца отсутствуют, по последнему месту регистрации - *** ФИО1 был снят с регистрационного учета ***.

В соответствии с членской книжкой садовода Садового товарищества «ФИО22 *** квартал 4, выданной на имя ФИО1 последняя оплата за электроэнергию произведена истцом ***.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, не опровергнутые стороной ответчика, суд приходит к выводу, что ФИО1 до октября *** года постоянно проживающий в ***, документированный паспортом РФ, по состоянию на *** не зарегистрированный по месту жительства на территории Российской Федерации, ранее не реализовавший право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на момент обращения к ответчику, то есть в октябре *** года, имел право на социальную выплату на приобретение жилья.

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что после получения отказа в предоставлении выплаты возможность получения документов о фактическом месте проживания на территории *** появилась только в феврале *** года, так как в силу возраста и состояния здоровья ранее выехать на территорию *** не мог.

Данная позиция истца подтверждается представленными в материалы дела выписными эпикризами от *** и ***.

Учитывая изложенное, принимая во внимание возраст истца (71 год), суд приходит к выводу, что у истца отсутствовала возможность предоставления документов о фактическом месте проживания на территории *** до ***.

В силу п.2.4 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата, подтверждающего право гражданина на социальную выплату, жителям *** и части ***, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию *** на постоянное место жительства, утв. Постановлением *** от *** N192, в случае отсутствия у граждан и (или) членов их семей выданных компетентным органом Украины, либо ***, либо Российской Федерации до *** документов, содержащих сведения об их проживании в *** или части *** до ***, Министерство не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан либо уполномоченного представителя, направляют запрос в уполномоченный орган *** с целью подтверждения проживания гражданина, членов его семьи на территории *** и части ***.

Сведения об отсутствии у гражданина и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ***г., а также сведения о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в *** или части *** подлежат проверке путем направления Министерством не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан либо уполномоченного представителя, запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в иные органы государственной власти.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 Министерством было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с несоответствием критериям, указанным п.п. «а» п.2, п.4 Правил, поскольку факт выезда ФИО1 из *** в экстренном порядке после *** на территорию Российской Федерации не был подтвержден, а также истцом не представлены документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в *** и части *** и отсутствие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ***

Несмотря на позицию Министерства об отсутствии у ФИО1 документов, подтверждающих факт выезда ФИО1 из *** в экстренном порядке после *** на территорию Российской Федерации, вопреки положениям п.2.4 Порядка Министерством запрос в уполномоченный орган *** с целью подтверждения проживания ФИО1 на территории *** и части *** направлен не был.

Сведения об отсутствии у ФИО1 регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ***г., а также сведения о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в *** или части *** также Министерством проверены не были.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требования ФИО1 о возложении обязанности на Министерство градостроительства и архитектуры *** предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилья

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Министерство градостроительства и архитектуры *** (ИНН ***) предоставить ФИО1 (паспорт ***) социальную выплату на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Киреева

Мотивированное решение изготовлено 30.05.2024

Судья Н.В. Киреева

68RS0***-82

Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** 23 мая 2024 года

Ленинский районный суд *** в составе:

судьи Киреевой Н.В.,

при секретаре Есиковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО6, представителей ответчика ФИО4, ФИО7

гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству градостроительства и архитектуры *** о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд *** с иском к Министерству градостроительства и архитектуры *** о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

В обоснование заявленных требований истцом указано следующее.

В октябре *** года ФИО1 подано заявление в Министерство градостроительства и архитектуры *** о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на основании государственного жилищного сертификата, как жителю *** и части ***.

Истец имеет право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья на основании государственного жилищного сертификата, как житель ***, поскольку является гражданином, отвечающим совокупности следующим критериям:

- в октябре *** года было подано заявление на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья на основании государственного жилищного сертификата;

- истец покинул после *** место постоянного проживания по адресу: *** садовое товарищество «ФИО12» квартал *** участок ***, где он постоянно проживал с *** года по ноябрь *** года, что подтверждается справкой о фактическом месте проживания ***-с от *** выдана Новокаховской городской военно-гражданской администрацией;

- по состоянию на *** не был зарегистрирован по месту жительства на территории РФ;

- имеет паспорт гражданина РФ;

- ранее истцом не было реализовано право на обеспечение жилым помещением.

Учитывая изложенное, считает отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты незаконным, просит суд возложить обязанность на Министерство градостроительства и архитектуры *** предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилья.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал. Указал, что прибыл на территорию *** в октябре *** года, так как знал, что на территории области проживает его дочь, однако, точного адреса проживания дочери не знал, так как длительное время с ней не поддерживал отношения. Непосредственно после прибытия, переночевав в гостинице, обратился в полицию для выяснения адреса дочери. До прибытия в *** проживал на территории *** в садовом товариществе, однако, где-либо зарегистрирован по месту жительства не был. Доказательством проживания на территории *** является справка, предоставленная Новокаховской городской военно-гражданской администрацией, а также книжкой члена садового товарищества, в котором проживал. Перед выездом с территории *** ему стало известно, что, прибыв на место жительства на территории РФ, имеет право подать документы на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Путем обращения в МФЦ документы на социальную выплату были поданы, при подаче документов специалист МФЦ ничего не пояснил относительно достаточности предоставленных документов. На момент подачи документов регистрации на территории *** не имел. В феврале *** года приезжал на территорию *** для расторжения брака со своей супругой ФИО5, с которой фактически длительное время совместно не проживал. На заявление, поданное в октябре *** года, ответчик ответил отказом. В декабре *** года болел, в связи с чем не смог поехать в *** за справкой о месте проживания, без которой не мог повторно подать документы. В феврале *** года на территории *** от Новокаховской городской военно-гражданской администрации получил справку подтверждающую место постоянного проживания на территории ***. Повторно обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении выплаты, получив вновь отказ, мотивированный пропуском срока обращения за выплатой. Учитывая изложенное, просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования. Указала, что в течение длительного времени не поддерживала родственные отношения со своим отцом ФИО1 В октябре *** года ей стало известно, что ФИО1, ранее проживавший в ***, прибыл на территорию ***. В октябре *** года ФИО1 обратился в МФЦ с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Все документы, которые были в наличии у ФИО1 при подаче заявления, были предоставлены. С *** года у ФИО1 места регистрации на территории Украины не было, что отражено в паспорте. Фактически истец проживал в дачном домике на территории садового товарищества в ***. После того, как проживать на территории садового товарищества стало невозможно по причине подрыва Каховской ГЭС, ФИО1 приехал в ***. В *** зарегистрирован по месту пребывания. После получения отказа в предоставлении социальной выплаты, ФИО1 длительно болел и не мог обратиться повторно в *** году. В *** году обращался повторно, но заявление от ФИО1 министерством принято не было. После обращения в суд ФИО1 еще раз обратился в Министерство, но данное заявление по существу рассмотрено не было. Полагает, что ФИО1 на момент обращения в октябре *** года имел право на получение социальной выплаты, просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО7 возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указала, что из филиала ТОГКУ «ФИО13» в *** в адрес министерства *** поступило заявление ФИО1 с приложенными документами: копия паспорта гражданина РФ, выданного ***, и справка о проживании от председателя СТ «ФИО14» от *** с переводом с украинского языка на русский язык. К заявлению ФИО1 была представлена копия паспорта гражданина РФ не в полном объеме, а лишь страницы ***.3,4,5, в связи, с чем сведения о ранее выданных паспортах отсутствовали, как и отсутствовали сведения о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. Рассмотрев вышеуказанное заявление, в том числе представленные документы, Министерством в рамках своих полномочий было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с несоответствием критериям, указанным п.п. «а» п.2, п.4 Правил, поскольку факт выезда ФИО1 из *** в экстренном порядке после *** на территорию Российской Федерации не был подтвержден, а также истцом не представлены документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в *** и части *** и отсутствие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на *** О принятом решении ФИО1 был уведомлен письмом *** с разъяснением права повторной подачи заявления при наличии у него вышеперечисленных документов, однако, до предъявления иска в суд (***) ФИО1 в Министерство повторно не обращался. В настоящий момент подача заявлений о предоставлении единовременной или социальной выплат прекращена,в том числе и повторная подача таких заявлений. Согласно п.п. «л» п.4 Правил реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, предусматривает условие о праве гражданина до *** повторно подать заявлениео предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат после устранения причин, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения об отказе в предоставлении гражданину соответствующих выплат, или после принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину таких выплат. Учитывая, что реализация мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, завершена, ФИО1 до *** с повторным заявлением не обращался, Министерство считает, что оснований для предоставления социальной выплаты не имеется в связи с пропуском срока. Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Опрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснила, что в октябре *** года ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении социальной выплаты, приложив к заявлению копии нескольких страниц паспорта и справку о том, что проживал на территории ***. Рассмотрев заявление, было принято решение об отказе в предоставлении социальной поддержки, так как заявитель не подтвердил факт регистрации на территории ***. Кроме того, у ФИО1 отсутствовали документы об отсутствии регистрации на территории РФ по состоянию на ***. Так как у ФИО1 отсутствовали документы о регистрации на территории ***, то Министерством какие-либо дополнительные запросы для выяснения обстоятельств о месте регистрации ФИО1 на территории РФ не направлялись. До *** ФИО1 повторно не обратился. Повторное заявление было подано в *** году.

Свидетель ФИО8 пояснила, что знакома с ФИО1, ранее также проживала на территории ***. Видела последний раз ФИО1 в августе *** года в ***, из разговора с которым узнала, что истец проживает в дачном садовом поселке у ***. ФИО1 также пояснил, что после удара по Каховской ГЭС в августе *** года проживать в садовом товариществе стало очень сложно. Через некоторое время от бывшей супруги ФИО1 узнала, что ФИО1 приехал в ***.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей *** и части ***, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории" установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям *** и части ***, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.

Согласно Правилам предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям *** и части ***, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 (далее Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.

Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям *** и части ***, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 (далее Правила предоставления финансовой поддержки), предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в *** и правобережной части *** и прибыли на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства (пункт 2).

Так, из п.2 вышеуказанных Правил (в ред. от 25.07.2023) следует, что мероприятия реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:

а) граждане после *** покинули место постоянного проживания в *** или части *** (в населенных пунктах *** по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;

б) граждане подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата

в) граждане по состоянию на *** не были зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации;

г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;

д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления финансовой поддержки, порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 данных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе, необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 данных Правил, факта постоянного проживания в *** или части *** следующими документами:

документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность, в том числе выданные органами публичной власти ***, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние);

документ, удостоверяющий факт постоянного проживания в *** или части *** гражданина и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, иные документы либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в *** или части ***, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в *** или части ***, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует).

В случае отсутствия у граждан документов, подтверждающих их проживание в *** или части *** до ***, уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган *** с целью подтверждения проживания гражданина на территории *** или части *** (пункт 5 Правил предоставления финансовой поддержки).

Аналогичные критерии предусмотрены Порядком предоставления социальной выплаты жителям *** и части *** прибывшим в экстренном порядке на территории ***, утвер. Постановлением *** от *** ***.

С учетом п. *** Положения, утвер. Постановлением *** от *** ***, функции по предоставлению государственных жилищных сертификатов жителям *** и части ***, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим вэкстренном массовом порядке на территорию *** на постоянное место жительства, и перечисление социальных выплат возложены на Министерство градостроительства и архитектуры *** как исполнительного органа ***.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что *** ФИО1 обратился в филиал ТОГКУ «ФИО16 ФИО15» в *** с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. К заявлению были приложены документы: копия паспорта гражданина РФ, выданного *** на 1 л. и справка о проживании от председателя СТ «Энергия» от *** с переводом с украинского языка на русский язык

Копия паспорта гражданина РФ ФИО1 была предоставлена не в полном объеме, а лишь страницы № *** отсутствовали сведения о ранее выданных паспортах (страница ***) о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

Рассмотрев вышеуказанное заявление, в том числе представленные документы, Министерством градостроительства и архитектуры *** (далее Министерство) было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с несоответствием критериям, указанным п.п. «а» п.2, п.4 Правил, поскольку факт выезда ФИО1 из *** в экстренном порядке после *** на территорию Российской Федерации не был подтвержден, а также истцом не представлены документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в *** и части *** и отсутствие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ***

О принятом решении ФИО1 был уведомлен письмом *** с разъяснением права повторной подачи заявления при наличии у него вышеперечисленных документов.

Повторно ФИО1 обратился в Министерство ***.

По результатам повторного обращения Министерством в адрес истца направлен ответ об отсутствии правовых оснований для рассмотрения обращения ФИО1, так как заявление подано после ***.

Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.

Оценивая заявленные исковые требования ФИО1 о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, суд находит их подлежащими удовлетворению, руководствуясь следующим.

Как следует из пояснений истца, он в период январь - февраль *** года находился на территории *** с целью расторжения брака с ФИО5. В указанный период при содействии бывшей супруги ФИО5 им (ФИО1) был оформлен паспорт гражданина РФ. После оформления развода ФИО1 выехал по месту фактического проживания в Садовое товарищество «ФИО17», расположенное по адресу: ***.

*** ФИО1 прибыл в *** из места фактического проживания в Садовое товарищество «ФИО18», расположенное по адресу: ***.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными документами:

- копиями ж/д билетов на имя ФИО1;

- копией свидетельства о расторжении брака между ФИО1 и ФИО5;

- справкой от ***, выданной председателем правления СТ «Энергия» о том, что ФИО9 постоянно проживает в садовом товариществе «ФИО19» квартал *** участок ***

- справкой, выданной *** ***ФИО20 городской военно-гражданской администрацией о фактическом месте проживания ФИО1 в период с *** года по ноябрь *** года на территории садового товарищества «ФИО21» квартал *** участок ***. (л.д.10);

- письмом УМВД России по *** от ***, из которого следует, что ФИО1 обращался *** в отдел полиции о розыске своей дочери ФИО6, с которой были утрачены родственные связи.

Согласно свидетельству о регистрации ФИО1, выданному ***, ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания с *** по *** по адресу: ***.

Из копии паспорта гражданина Украины, выданного на имя ФИО1 следует, что сведения о месте регистрации истца отсутствуют, по последнему месту регистрации - *** ФИО1 был снят с регистрационного учета ***.

В соответствии с членской книжкой садовода Садового товарищества «ФИО22 *** квартал 4, выданной на имя ФИО1 последняя оплата за электроэнергию произведена истцом ***.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, не опровергнутые стороной ответчика, суд приходит к выводу, что ФИО1 до октября *** года постоянно проживающий в ***, документированный паспортом РФ, по состоянию на *** не зарегистрированный по месту жительства на территории Российской Федерации, ранее не реализовавший право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на момент обращения к ответчику, то есть в октябре *** года, имел право на социальную выплату на приобретение жилья.

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что после получения отказа в предоставлении выплаты возможность получения документов о фактическом месте проживания на территории *** появилась только в феврале *** года, так как в силу возраста и состояния здоровья ранее выехать на территорию *** не мог.

Данная позиция истца подтверждается представленными в материалы дела выписными эпикризами от *** и ***.

Учитывая изложенное, принимая во внимание возраст истца (71 год), суд приходит к выводу, что у истца отсутствовала возможность предоставления документов о фактическом месте проживания на территории *** до ***.

В силу п.2.4 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата, подтверждающего право гражданина на социальную выплату, жителям *** и части ***, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию *** на постоянное место жительства, утв. Постановлением *** от *** N192, в случае отсутствия у граждан и (или) членов их семей выданных компетентным органом Украины, либо ***, либо Российской Федерации до *** документов, содержащих сведения об их проживании в *** или части *** до ***, Министерство не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан либо уполномоченного представителя, направляют запрос в уполномоченный орган *** с целью подтверждения проживания гражданина, членов его семьи на территории *** и части ***.

Сведения об отсутствии у гражданина и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ***г., а также сведения о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в *** или части *** подлежат проверке путем направления Министерством не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан либо уполномоченного представителя, запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в иные органы государственной власти.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 Министерством было принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с несоответствием критериям, указанным п.п. «а» п.2, п.4 Правил, поскольку факт выезда ФИО1 из *** в экстренном порядке после *** на территорию Российской Федерации не был подтвержден, а также истцом не представлены документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в *** и части *** и отсутствие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ***

Несмотря на позицию Министерства об отсутствии у ФИО1 документов, подтверждающих факт выезда ФИО1 из *** в экстренном порядке после *** на территорию Российской Федерации, вопреки положениям п.2.4 Порядка Министерством запрос в уполномоченный орган *** с целью подтверждения проживания ФИО1 на территории *** и части *** направлен не был.

Сведения об отсутствии у ФИО1 регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ***г., а также сведения о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в *** или части *** также Министерством проверены не были.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требования ФИО1 о возложении обязанности на Министерство градостроительства и архитектуры *** предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилья

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Министерство градостроительства и архитектуры *** (ИНН ***) предоставить ФИО1 (паспорт ***) социальную выплату на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Киреева

Мотивированное решение изготовлено 30.05.2024

Судья Н.В. Киреева

2-1029/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреев Владимир Федорович
Ответчики
Министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области
Другие
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ"
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Судья
Киреева Надежда Валерьевна
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
28.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2024Передача материалов судье
04.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2024Предварительное судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее