УИД 77RS0004-02-2023-004031-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 20 сентября 2023 года
Гагаринский районный суд адрес, в составе председательствующего судьи Шестакова Д.Г., при секретаре Кудашовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4365/2023 по иску Дитева Алексея Алексеевича к ОСЗН адрес УСЗН адрес, УСЗН адрес о признании решения незаконным, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец Дитев А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к к ОСЗН адрес УСЗН адрес, УСЗН адрес о признании незаконным решения начальника ОСЗН адрес УСЗН адрес №1702 от 22.08.2018 об удержании суммы переплаты в размере сумма, возвращении незаконно взысканных денежных средств, восстановлении и выплаты социальной доплаты за период с 16.12.2015 по 30.04.2018, мотивируя заявленные требования тем, что на основании Решения Гагаринского районного суда адрес от 20.03.2013 Дитев А.А. утратил право пользования жилым помещением и был снят с регистрационного учёта в адрес. Вместе с тем, Дитев А.А. постоянно проживал в квартире по адресу: адрес до 26.06.2018, никуда из неё не выезжал, оплачивал коммунальные услуги. С 26.05.2018 Дитев А.А. стал проживать по адресу: адрес, где и был зарегистрирован. Решением начальника отдела №060800196193 от 06.06.2018 Дитеву А.А. была назначена региональная социальная доплата к пенсии с 01.06.2018 в размере сумма. В связи со снятием решением Гагаринского районного суда адрес Дитева А.А. с регистрационного учёта по адресу: адрес с 17.05.2013 решением ОСЗН адрес с Дитева А.А. была взыскана переплата региональной доплаты в размере сумма за период с 16.12.2015 по 30.04.2018. Решением Гагаринского районного суда адрес от 09.06.2022 Дитеву А.А. восстановлена регистрация в квартире по адресу: адрес в период с 17.05.2013 по 26.05.2018. Восстановленная регистрация влечёт признание решения ОСЗН адрес о взыскании переплаты недействительным, незаконное прекращение выплаты социальной доплаты подлежит восстановлению.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности: фио в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, на основании доводов, изложенных в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенном в определении от 22.03.2011 №435-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда, как и закрепленное ст.118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, в соответствии с ч.3 ст.118, ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие истца и его представителя, по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В силу ст.258 ГПК РФ суд обязывает государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов граждан в установленный судом срок только в случае принятия решения о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными.
Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счёт средств местного бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 5, 6 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Предоставление региональной социальной доплаты к пенсии в адрес регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 №1268-П «О региональной социальной доплате к пенсии», которым утверждён Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.
Согласно п.5 указанного Порядка, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии (региональная социальная доплата) имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в адрес (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в адрес по месту жительства или по месту пребывания.
С 01.01.2013 вступило в действие постановление Правительства Москвы от 08.08.2012 №396-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 №1268-ПП, которым изменен порядок предоставления региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта. Названным постановлением введено дополнительное условие при предоставлении региональной социальной доплаты до городского социального стандарта о наличии постоянной регистрации по месту жительства в адрес не менее 10 лет в общей сложности.
Кроме того, п.7 указанного постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 №396-ПП с 01.01.2013 предусматривает, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в адрес, а также зарегистрированным в адрес по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в адрес по месту жительства менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к адрес), региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом адрес на соответствующий финансовый год.
При наличии регистрации по месту жительства в адрес менее 10 лет, расчет региональной социальной доплаты производится до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного Законом адрес, с учетом материального обеспечения пенсионера, определенного в соответствии с пунктами 9-11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 №1268-ПП.
В соответствии с п.2 Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета адрес, утверждённом Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 №2007-ПП, назначаются и выплачиваются следующие виды ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат:
а) ежемесячная компенсационная выплата к пенсии некоторых категорий работающих пенсионеров;
б) ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан (далее по тексту - ежемесячные выплаты);
в) ежемесячные индивидуальные доплаты пенсионерам – бывшим работникам органов исполнительной власти адрес и лицам, имеющим особые заслуги;
г) единовременные выплаты отдельным категориям граждан.
Ежемесячные компенсационные выплаты (доплаты) и единовременные выплаты, указанные в пункте 2 настоящего Положения, назначаются управлением социальной защиты населения адрес по месту получения пенсионером пенсии в адрес (п.3).
В силу п.6 Положения, право на ежемесячную компенсационную выплату к пенсии, указанную в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, имеют пенсионеры, получающие пенсию в адрес (независимо от ее вида и органа, которым она выплачивается), зарегистрированные в адрес по месту жительства на день обращения за назначением ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, при наличии регистрации в адрес по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к адрес), и относящиеся к поименованным в пункте категориям.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с 16.12.2015 в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 №1268-ПП, Дитеву А.А. выплачивалась региональная социальная доплата как неработающему пенсионеру.
Решением начальника ОСЗН адрес УСЗН адрес №060800196193 от 06.06.2018 Дитеву А.А. назначена региональная социальная доплата с 01.06.2018 в размере сумма.
Положения пунктов 1 и 2 статьи 28 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Решения Гагаринского районного суда адрес от 20.03.2013 Дитев А.А. утратил право пользования жилым помещением и был снят с регистрационного учёта в адрес по адресу: адрес.
В соответствии с п.42 пп.«а» Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, оспариваемым решением ОСЗН адрес УСЗН адрес №1702 от 22.08.2018 принято решение об удержании суммы переплаты в размере сумма, образовавшейся в период с 16.12.2015 по 30.04.2018.
Суд, оценив доказательства, приходит к выводу о том, что основанием для региональной социальной доплаты к пенсии является регистрация по месту жительства в адрес, таким образом, в отсутствие подтверждения проживания и/или регистрации оснований для назначения Дитеву А.А. доплаты к пенсии не имелось, а полученные выплаты из бюджета в размере сумма являлись неосновательным обогащением. В связи с чем, решение органа социальной защиты, принятое в 2018 году, являлось законным и обоснованным.
Судом также установлено, что решением Гагаринского районного суда адрес от 13.05.2021 по гражданскому делу №2-638/2021 признан факт проживания Дитева А.А. в квартире по адресу: адрес в период с 17.05.2013 по 26.05.2018.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 09.06.2022 по гражданскому делу №2-1665/2022, вступившему в законную силу 19.07.2022, Дитеву А.А. восстановлена регистрация в квартире по адресу: адрес в период с 17.05.2013 по 26.05.2018.
Из материалов дела усматривается, что в связи с поступившими в ОСЗН адрес сведениями о восстановлении в регистрации Дитева А.А. Отделом произведён перерасчёт удержанных сумм, сумма доплаты в размере сумма включена в основные списки выплаты на сентябрь 2023 года.
В силу положений статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла последствий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований иска в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дитева Алексея Алексеевича к ОСЗН адрес УСЗН адрес, УСЗН адрес о признании решения незаконным, взыскании денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты изготовления судом Решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
1