Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» июля 2018 года
Нестеровский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Янча С. А.
при секретаре Горбач И. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Калининградская мясная компания» к Лаврентьеву А.В. о возмещении ущерба, причиненного работником, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Калининградская мясная компания» обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с Лаврентьева А. В. ущерб, причиненный им как работником ООО, и судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины.
В обоснование требований указано, что ответчик работал в ООО «Калининградская мясная компания» трактористом, с ним был заключен договор о полной материальной ответственности. 25.02.2018, находясь в пос. Карамышево, на ферме истца, в рабочее время, Лаврентьев А. В. управлял погрузчиком JCB 531-70 Agri и, будучи в состоянии алкогольного опьянения, совершил столкновение с трактором Claas Axion 850 с прицепным кормосмесителем PENTA, под управлением ФИО4 В результате столкновения погрузчику, трактору и кормосмесителю были причинены механические повреждения, ООО понесло расходы по их ремонту в сумме 32 882 рубля, которые просят взыскать с ответчика.
Кроме этого, в связи с обращением в суд истцом оплачена государственная пошлина в размере 1 186 рублей, которую также просят взыскать с ответчика.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Коурдаков В. А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик Лаврентьев А. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска извещался по месту регистрации.
Выслушав представителя истца, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно приказа № КМК00000086 от 14.05.2015 Лаврентьев А. В. принят в ООО «Калининградская мясная компания» в отдел механизации трактористом с испытательным сроком 3 месяца. В этот же день с ним был заключен трудовой договор, по условиям которого данное место работы является для Лаврентьева А. В. основным, договор заключен на неопределенный срок.
Также 14.05.2015 с Лаврентьевым А. В. был заключен договор о полной материальной ответственности, согласно которого работник обязался бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций имуществу работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба.
Из представленных документов следует, что 25.02.2018 приблизительно в 17.10 на ферме Карамышево Лаврентьев А. В., управляя телескопическим погрузчиком JCB 531-70 Agri, г/н №, совершил столкновение с трактором Claas Axion 850, г/н № с прицепным устройством (кормосмеситель PENTA 6020), под управлением ФИО4
В ходе разбирательства было установлено, что ФИО4 находился в состоянии алкогольного опьянения, Лаврентьев А. В. от прохождения освидетельствования отказался, место ДТП покинул.
Приказом № КМК00000031 от 28.02.2018 действие трудового договора с Лаврентьевым А. В. было прекращено и он уволен с должности тракториста 01.03.2018.
В результате столкновения у телескопического погрузчика JCB 531-70 Agri, г/н №, был деформирован правый задний стоп-сигнал (блок-фара), у трактора Claas Axion 850, г/н №, деформирована задняя правая бортовая, у прицепного кормосмесителя PENTA 6020 деформированы выгрузной транспортер и гидравлический цилиндр выгрузного транспортера.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом служебной проверки от 25.03.2018, проведенной на основании приказа № 29 от 26.02.2018, письменными объяснениями Лаврентьева А. В. и ФИО4, объяснениями сотрудников охраны, актом внутреннего расследования от 25.02.2018.
Согласно счетов-фактуры от 03.03.2018 ООО «Калининградская мясная компания» приобрела фару заднюю стоимостью 4 650 рублей, вал ведущий стоимостью 12 533 рубля, гидроцилиндр конвейера стоимостью 5 326 рублей, подшипник в корпусе стоимостью 3 546 рублей, всего на сумму 21 405 рублей.
Как видно из заказа на выполнение сервисных работ от 30.03.2018 были выполнены работы по ремонту погрузчика, трактора и кормосмесителя, стоимость работ составила 8 600 рублей.
04.05.2018 истец направлял ответчику уведомление о необходимости возмещения причиненного ущерба в размере 32 882 рубля, которое до настоящего времени не исполнено.
Факт нахождения ответчика в состоянии алкогольного опьянения подтвержден им самим при даче письменных объяснений 28.02.2018, не опровергнут он и в судебном заседании.
Кроме этого, данный факт подтвердил и свидетель ФИО4, пояснивший, что он вместе с Лаврентьевым А. В. 25.02.2018 выпил около 0,5 л водки в рабочее время, после чего Лаврентьев А. В., управляя погрузчиком, и совершил столкновение с трактором и прицепом под управлением свидетеля.
В соответствии со ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).
Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ).
В соответствии со ст. ст. 241-241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях … когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).
Согласно п. п. 2.2, 7.1, 7.3 трудового договора от 14.05.2015, заключенного ООО "Калининградская мясная компания» с Лаврентьевым А. В., работник обязан: добросовестно, своевременно и на высоком профессиональном уровне и точно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него должностной инструкцией и настоящим трудовым договором, соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу работодателя и заботиться о сохранности оборудования; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей, указанных в настоящем трудовом договоре, нарушении трудового законодательства РФ, правил внутреннего распорядка, а также причинения работодателю материального ущерба, работник несет ответственность, в том числе материальную за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю.
Поскольку в судебном заседании факт причинения ответчиком истцу материального ущерба нашел свое подтверждение, с ответчиком был заключен договор о полной материальной ответственности, ущерб причинен ответчиком, исполнявшим трудовые обязанности в состоянии алкогольного опьянения, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Какие-либо данные о наличии непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, в ходе судебного заседании не добыты.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая приведенные правовые нормы, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 186 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Калининградская мясная компания» - удовлетворить.
Взыскать с Лаврентьева А.В. в пользу ООО «Калининградская мясная компания» причиненный ущерб в размере 32 882,00 рубля и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 186,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательном виде мотивированное решение изготовлено 27 июля 2018 года.
Председательствующий С.А. Янча