Решение по делу № 33-2017/2022 от 27.07.2022

Судья Моталыгина Е.А. УИД№04RS0007-01-2020-006973-16

Докладчик Марьенкова А.В. Дело №33-2017/2022 (№2-2098/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 августа 2022 года                       город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего: Марьенковой А.В.,

судей: Петровой Л.А., Портнягиной А.А.,

при помощнике судьи: Волковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» к Ф.И.О.1 о взыскании неосновательного обогащения,

по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Торкаева Я.Б. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» обратилось в суд с иском к Ф.И.О.1 о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком заключен договор целевого жилищного займа, денежные средства которого были направлены им на приобретение жилья и на погашение обязательств по ипотечному кредиту. ДД.ММ.ГГГГ поступили сведения об изменении даты возникновения основания для включения Ф.И.О.1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ответчику излишне выплачены денежные средства в размере 135641 рубль 58 копеек, о взыскании которых заявлены требования.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена войсковая часть .

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос представитель ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Торкаев Я.Б. в апелляционной жалобе. Полагает, что предоставление доказательств, подтверждающих противоправные действия ответчика и сведений об основаниях изменения даты начала участия ответчика в накопительно-ипотечной системе, не требовалось. Оспаривает вывод суда о пропуске срока на обращение в суд с иском.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представители ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», войсковой части в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ф.И.О.1 надлежащим образом извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела, почтовые отправления вернулись в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения, на телефонные звонки не ответил. С учетом того, что судебной коллегией предприняты все меры для надлежащего извещения ответчика о дате, времени и месте рассмотрения дела, почтовое сообщение не получено адресатом по причине, зависящей от него, в связи с чем на основании ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считается доставленным, а бездействие ответчика по неполучению судебной корреспонденции расценивается судебной коллегией как злоупотребление процессуальными правами. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» на основании сведений реестра накопительно-ипотечной системы и сведений, поступивших от регистрирующего органа федеральной исполнительной власти, в котором ответчик проходит военную службу, открыло Ф.И.О.1 именной накопительный счет с датой возникновения основания для включения ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Ф.И.О.1 заключен договор целевого жилищного займа, по условиям которого истец предоставил Ф.И.О.1 целевой жилищный займ за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, в размере 1317964 рубля 43 копейки для уплаты первоначального взноса в целях приобретения в его собственность по договору купли-продажи с использованием ипотечного кредита по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из трех комнат, находящегося на 2 этаже, общей площадью 59,1 кв. м, договорной стоимостью 3320000 рублей (т.1, л.д.10).

На основании сведений регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ в учетные данные ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» внесена запись об изменении даты возникновения основания для включения с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, а накопления за указанный период в размере 192070 рублей 42 копейки, в том числе доход от инвестирования накоплений в размере 59959 рублей 88 копеек, ДД.ММ.ГГГГ возвращены в федеральный бюджет. При этом, на именном накопительной счете Ф.И.О.1 образовалась задолженность перед ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в размере 135641 рубль 58 копеек, о взыскании которой в качестве неосновательного обогащения заявлены требования.

Разрешая спор на основании норм действующего законодательства, установив, что денежные средства в размере 135641 рубль 58 копеек на именном накопительном счете перечислены истцом в счет исполнения обязательств по кредитному договору Ф.И.О.1, а равно как и отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт приобретения ответчиком имущества без установленных законом иди договором оснований, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку излишне выплаченные в качестве мер государственной поддержки денежные средства в силу положений п.1 ст.1102 и пп.3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата (п.11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020).

В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации одними из основных начав гражданского законодательства являются обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.

Согласно ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (п.1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п.2).

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности (п.4 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Системное применение приведенных норм действующего законодательства позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.

При этом в целях определения лица, с которого подлежит взысканию неосновательное обогащение, необходимо установить не только сам факт приобретения или сбережения таким лицом имущества без установленных законом оснований, но и то, что именно ответчик является неосновательно обогатившимся за счет истца и при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с него неосновательного обогащения.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы, которую проходят по контракту либо по призыву.

В соответствии с п.1 ст.32 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации – Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

На основании ст.4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 №1237, контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части. Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается военнослужащему (п.7). Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ. Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу (п.8).

Участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих являются военнослужащие – граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр (п.2 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2005 №89).

Из материалов дела следует, что приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 как военнослужащий, проходящий службу по призыву, прибывший из войсковой части <адрес> края, признан заключившим контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных сил Российской Федерации по занимаемой должности сроком на три года и зачислен в списки личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день с ним подписан контракт о прохождении военной службы (т.1, л.д.103-104).

ДД.ММ.ГГГГ между Ф.И.О.1 и командиром войсковой части заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации сроком на пять лет с обучением, в связи с чем приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ он как прибывший на обучение в школу прапорщиков зачислен в списки личного состава части (т.1, л.д.105-106).

Приказом командующего войсками Дальневосточного военного округа -ПМ от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 присвоено воинское звание прапорщика, он назначен в войсковую часть <адрес> (т.1, л.д.107).

В послужном списке Ф.И.О.1 содержатся сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он занимал должность <данные изъяты> войсковой части ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира <данные изъяты> <данные изъяты>.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира взвода <данные изъяты>) <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира взвода <данные изъяты> <данные изъяты>р. (переведен на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира <данные изъяты> <данные изъяты>р., а с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – командира <данные изъяты> <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ контракт заключен до ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.112-114).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.9 Федерального закона от 20.08.2004 №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции, действующей в 2014 году, к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 01 января 2005 года.

Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников, для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 01 января 2005 года, является общая продолжительность их военной службы по контракту три года (п.3 ч.2 ст.9 Федерального закона от 20.08.2004 №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").

Учитывая факт заключения Ф.И.О.1 первого контракта ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что он мог стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по истечения трех лет с момента заключения с ним контракта о прохождении военной службы, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для формирования накоплений для жилищного обеспечения на именном накопительном счете участника и последующего их использования у Ф.И.О.1 не имелось, в связи с чем денежные средства, которые учтены на его именном накопительном счете за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 135 641 рубля 58 копеек и были ему фактически представлены при заключении целевого жилищного займа, привели к неосновательному обогащению ответчика.

Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 20.08.2004 №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реестр участников – перечень участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На основании п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона от 20.08.2004 №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.04.2005 №449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2005 №800 создано ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2005 №89, реестр представляет собой перечень участников и сведений о них, который формируется и ведется федеральными органами в соответствии с настоящими Правилами (п.4). Регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами (п.5). Реестр ведется регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях (п.6). Реестр содержит (в виде записей) сведения об участниках, а также о документах, в соответствии с которыми в реестр вносятся записи. Включение военнослужащего в реестр или исключение его из реестра, а также изменение сведений об участниках производится путем внесения соответствующей записи в реестр. Лица, ответственные за внесение записей в реестр, назначаются приказом руководителя регистрирующего органа (п.8).

Регистрирующий орган на основании полученных документов вносит в реестр запись о включении военнослужащих в реестр с указанием реквизитов представленных документов и направляет в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил: в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом; военнослужащим – уведомление о включении их в реестр с указанием регистрационного номера. Сведения о включении военнослужащего в реестр с указанием регистрационного номера вносятся в личную карточку участника, которая оформляется по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом. При этом проверяется соответствие сведений, содержащихся в уведомлении, сведениям, содержащимся в личном деле военнослужащего. В случае соответствия этих сведений личная карточка участника приобщается к личному делу военнослужащего. В случае несоответствия этих сведений в регистрирующий орган направляется таблица изменений по форме и в порядке, устанавливаемым федеральными органами (п.15). Федеральные органы исполнительной власти совместно с уполномоченным федеральным органом ежегодно проводят сверку сведений, внесенных в реестр, со сведениями, содержащимися в именных накопительных счетах участников (далее – сверка) (п.25 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2005 №89).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.02.2013 №166 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавший на момент включения ответчика в реестр, на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – регистрирующий орган) возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – участники НИС), предоставлению участникам НИС информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников НИС для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и изъявивших желание реализовать это право, по организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.

На основании Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.02.2013 №166, реестр ведется регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях (п.5). Реестр содержит (в виде записей) сведения об участниках НИС, а также о документах, в соответствии с которыми в реестр вносятся записи. Включение военнослужащего в реестр или его исключение из реестра, а также изменение сведений об участнике НИС производятся путем внесения соответствующей записи в реестр (п.7). Для организации и проведения работы в воинских частях по реализации положений настоящего Порядка приказом командира воинской части назначается ответственное должностное лицо (п.10). На ответственное должностное лицо возлагаются: организация и проведение информационно-справочной работы о функционировании накопительно-ипотечной системы; выявление и учет военнослужащих, которые могут изъявить желание стать участниками НИС; оформление и представление командиру воинской части отчетных документов по реализации накопительно-ипотечной системы в сроки, установленные настоящим Порядком (п.11). При возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр (далее – список для включения в реестр) по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части (п.12). Командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений (п.13).

Указанный в пункте 12 настоящего Порядка комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении (далее – региональное управление жилищного обеспечения) (п.14). Региональное управление жилищного обеспечения осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр (далее – сводный список для включения в реестр) по форме согласно приложению №3 к настоящему Порядку. Если документы, представленные воинской частью, оформлены с нарушением требований настоящего Порядка или представлены не в полном объеме, региональное управление жилищного обеспечения возвращает их в воинскую часть в течение 5 рабочих дней для оформления надлежащим образом (п.15). Сводные списки для включения в реестр направляются региональными управлениями жилищного обеспечения в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях. Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр (п.17). Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом: в уполномоченный федеральный орган – сведения об участниках НИС на бумажных и электронных носителях; военнослужащим через соответствующие региональные управления жилищного обеспечения – уведомление о включении в реестр (п.20). При получении уведомления о включении в реестр: а) региональное управление жилищного обеспечения доводит уведомление до военнослужащего через воинскую часть (с учетом информации, полученной от командиров воинских частей по выпускникам ВВУЗов), а также в двухмесячный срок представляет в регистрирующий орган отчет об отправке уведомлений о включении в реестр по форме согласно приложению №4 к настоящему Порядку; б) командир воинской части организует: проверку соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС; внесение в личную карточку участника НИС регистрационного номера участника НИС, реквизитов уведомления о включении в реестр в случае соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС; внесение изменений в реестр в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Порядка, в случае несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС (п.21).

Согласно п.7 ст.3 Федерального закона от 20.08.2004 №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции, действующей в 2014 году, именной накопительный счет участника – форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.

В соответствии с п.6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 №655, в редакции, действующей в 2014 году, основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральный орган исполнительной власти). Документом, подтверждающим возникновение оснований для открытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти о включении военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы.

Системное применение приведенных норм законодательства, регулирующих порядок включения в реестр участников программы, позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что возникновение у военнослужащих данного права в силу определенных условий прохождения военной службы не предполагает наличие у них возможности самостоятельными действиями включить о себе сведения в данный реестр, равно как и установить даты возникновения основания для включения в реестр. Данные действия осуществляются уполномоченными на то лицами, на решения которых военнослужащий повлиять не может, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы является несостоятельным.

В силу п.1 и п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 20.08.2004 №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа.

Согласно Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.04.2017 №245, в редакции, действующей в 2017 году, для получения целевого жилищного займа военнослужащий подает рапорт на имя командира воинской части (далее – рапорт для получения займа) по рекомендуемому образцу согласно приложению №12 к настоящему Порядку с приложением копии паспорта военнослужащего – участника НИС. Рапорт для получения займа подлежит регистрации в журнале учета служебных документов и рассматривается командиром воинской части. После подачи военнослужащим рапорта кадровый орган воинской части представляет ответственному должностному лицу воинской части выписку из послужного списка военнослужащего (п.42).

Ответственное должностное лицо воинской части на основании рапортов для получения займа оформляет сведения об участниках НИС, получивших право на получение целевого жилищного займа и изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений (далее – сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем), по рекомендуемому образцу согласно приложению №13 к настоящему Порядку и направляет их с приложением документов, указанных в пункте 42 настоящего Порядка, в подразделение жилищного обеспечения не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным. Командиры отдельных воинских частей направляют сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, в отдельный орган военного управления (п.43).

Подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) при получении от воинских частей сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, сверяет данные, указанные в этих сведениях, с данными учета, имеющимися в подразделении жилищного обеспечения (отдельном органе военного управления). При совпадении данных, представленных воинскими частями, подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) формирует сводные сведения об участниках НИС, получивших право на получение целевого жилищного займа и изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений (далее – сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем), по рекомендуемому образцу согласно приложению №14 к настоящему Порядку, которые не позднее 20 числа текущего месяца представляет в регистрирующий орган. В случае несоответствия сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, представленных воинской частью, данным учета, имеющимся в подразделении жилищного обеспечения (отдельном органе военного управления), информация о таких военнослужащих в сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, не включается и направляется в воинскую часть с указанием причин возврата для уточнения (п.44).

Регистрирующий орган при получении сводных сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, представленных подразделениями жилищного обеспечения (отдельным органом военного управления), проверяет их на соответствие требованиям настоящего Порядка, на основании данных сводных сведений формирует сводные сведения об участниках НИС, получивших право на получение целевого жилищного займа и изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений, в Вооруженных Силах (приложение №15 к настоящему Порядку) и представляет их в Учреждение не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем получения сведений от подразделений жилищного обеспечения (отдельного органа военного управления). Если сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, и документы, представленные подразделением жилищного обеспечения (отдельным органом военного управления), оформлены с нарушением требований настоящего Порядка или представлены не в полном объеме, регистрирующий орган возвращает их в подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в течение 5 рабочих дней с указанием причин возврата для оформления надлежащим образом (п.45).

Учреждение в течение 3 рабочих дней с даты подписания свидетельства о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа (далее – свидетельство) направляет его в регистрирующий орган. Регистрирующий орган в течение одного месяца со дня поступления свидетельства обеспечивает его доведение до участника НИС через подразделения жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) способом, позволяющим установить факт получения свидетельства (п.46).

Таким образом, перед заключением договора целевого жилищного займа документы, представленные войсковой частью на участника накопительно-ипотечной системы, подлежат проверке как соответствующим подразделением жилищного обеспечения, так и регистрирующим органом. Несоответствие представленных документов действующему законодательству о накопительно-ипотечной системе военнослужащих является основанием для возврата данных документов в войсковую часть.

Являясь субъектом доказательственной деятельности, наделенным равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации), истец не представил суду доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и подтверждающих факт совершения Ф.И.О.1 действий, направленных на сокрытие сведений, в том числе дату заключения контракта о прохождении военной службы, или не совершения им каких-либо других действий (бездействия), специально направленных на создание условий для принятия органом жилищного обеспечения неверного решения о включении в реестр не с даты заключения контракта, как это предусмотрено действующим законодательством, а с ДД.ММ.ГГГГ, что позволяло регистрирующему органу, а также органу, осуществляющему контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена обязанность проверить статус Ф.И.О.1 как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, проверить правильность даты включения его в реестр.

Напротив, в распоряжении ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» имелся контракт о прохождении службы, заключенный с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истец не мог не знать о том, что предусмотренных законом оснований для включения ответчика в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и формирования накоплений для жилищного обеспечения на его именном накопительном счете и последующего использования этих накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 135641 рубль 58 копеек не имелось, так как в данный период ответчик не обладал необходимым стажем службы и, как следствие, не мог быть участником накопительно-ипотечной системы.

Таким образом, каких-либо обязательств истца перед ответчиком по формированию накоплений для жилищного обеспечения на его именном накопительном счете за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могло возникнуть. Однако спорная денежная сумма без соответствующей проверки была предоставлена ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» по своему усмотрению ответчику в качестве целевого жилищного займа, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для ее взыскания в качестве неосновательного обогащения, обоснованный положениями п.4 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правильным.

По приведенным основаниям не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о неправильном применении срока исковой давности, исчисленного судом первой инстанции с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента заключения ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» договора целевого жилищного займа с Ф.И.О.1, во исполнение которого имеющиеся на именном накопительном счете денежные средства перечислены для уплаты первоначального взноса по ипотечному кредиту военнослужащего.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм гражданского процессуального права и при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Торкаева Я.Б. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Марьенкова А.В.

Судьи: Петрова Л.А.

Портнягина А.А.

33-2017/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГКУ "Росвоенипотека"
Ответчики
Заварзин Евгений Ильич
Другие
Малышева Антонина Юрьевна
Войсковая часть № 35390
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Марьенкова Алена Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
27.07.2022Передача дела судье
23.08.2022Судебное заседание
26.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2022Передано в экспедицию
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее