Решение по делу № 3а-72/2018 от 25.05.2018

Дело № 3а-72/2018 мотивированное решение изготовлено

10 сентября 2018 года

Решение

Именем Российской Федерации

05 сентября 2018 года

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Камерзана А.Н.

при секретаре Подгорных М.Н.

с участием:

представителя административного ответчика Правительства Мурманской области по доверенности Мальцева Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Надежда-Маркет» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Надежда-Маркет» (далее ООО «Надежда Маркет») обратилось в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО «Надежда-Маркет» на праве собственности владеет объектом недвижимого имущества - зданием магазина, общей площадью 813,4 кв.м., с кадастровым номером *, расположенным по адресу: ....

Постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 года № 670-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области (за исключением земельных участков) по состоянию на 29.06.2012. При этом стоимость здания с кадастровым номером * была определена в размере 19754907,52 рублей.

Между тем, согласно отчету К.Н.И. № 053/17 Ни от 14 ноября 2017 года рыночная стоимость здания по состоянию на 29 июня 2012 года составляет 6112000 рублей.

Просит суд установить кадастровую стоимость здания в размере равном его рыночной стоимости, поскольку это влияет на размер налога на имущество юридического лица и соответственно затрагивает его права и законные интересы.

В судебное заседание представитель административного истца не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Одновременно административный истец уточнил заявленные требования и просил установить рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 29 июня 2012 года, согласно заключению судебной экспертизы в размере 8700000 рублей.

Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области по доверенности Мальцев Н.А. в судебное заседание не заявил мотивированных возражений относительно существа спора.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее- Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что не заявляет возражений относительно существа спора (том 1 л.д.117-118).

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Мурманской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации города Апатиты Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (том 1 л.д.116).

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что их неявка не была признана судом обязательной.

Выслушав представителя административного ответчика Правительства Мурманской области, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ООО «Надежда Маркет» на праве собственности владеет объектом недвижимого имущества - зданием магазина, назначение: нежилое, количество этажей 1, общая площадь *** кв.м, инв. *, с кадастровым номером *, расположенным по адресу: ..., на основании договора купли-продажи от 18 мая 1998 года с дополнительным соглашением. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15 мая 2002 года (том 1 л.д.25,27).

По результатам государственной кадастровой оценки объекта недвижимости его стоимость определена в размере 19754907,52 рублей (том 1 л.д.23,241-242).

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 июня 2018 года, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости составляет 19754907,52 рублей. При этом кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 29 июня 2012 года. Нежилое здание - магазин поставлен на кадастровый учет 29 июня 2012 года (т.1 л.д.132,133).

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 года № 670-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области».

Из содержания постановления Правительства Мурманской области и приложений к нему видно, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, в том числе вышеуказанного объекта недвижимости определена по состоянию на 29 июня 2012 года и его стоимость определена в размере 19754907,52 рублей.

Оценка стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области, осуществлялась в соответствии с главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», на основании отчета об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости №01-ГКООН-51-2012, который прошел экспертную проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 года № 670-ПП как нормативный правовой акт не оспаривается, равно как и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет преимущественное значение, и это следует из содержания положений Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Судом по данному делу была назначена судебная экспертиза рыночной стоимости указанного объекта недвижимости.

Согласно заключению экспертов некоммерческой организации «Частное экспертное учреждение «***» от 24 августа 2018 года № 124-А/03-18 рыночная стоимость объекта недвижимости здания магазина, назначение: нежилое, количество этажей 1, общей площадью *** кв.м., с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., составляет 8700000 рублей. Рыночная стоимость данного объекта определена на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости – 29 июня 2012 года.

Проанализировав собранные по делу доказательства о рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает, что результаты проведенной по делу судебной экспертизы подлежат принятию. Заключение экспертов соответствует требованиям допустимости, относимости и достаточности. Оснований подвергать его сомнению у суда не имеется.

Содержание экспертизы свидетельствует о том, что оценка определялась индивидуально для конкретного объекта недвижимости, с учетом его специфических индивидуальных характеристик, методом сравнительного подхода, с учетом анализа внешних факторов и рынка недвижимости местоположения объекта оценки. В ходе экспертизы исследовались материалы дела, осматривался объект оценки – магазин, расположенный по адресу: ..., изучался технический паспорт на этот объект.

Выводы экспертов мотивированы, соответствуют нормам Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Полномочия экспертов подтверждены, они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Лицами, участвующими в деле, выводы экспертов не опровергаются, данных об иной рыночной стоимости вышеприведенного объекта недвижимости, либо о ее неверном определении, суду не представлено.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законом, или в судебном порядке не установлено иное.

При таком положении рыночную стоимость объекта недвижимости - здания магазина, назначение: нежилое, количество этажей 1, общая площадь *** кв.м, инв. *, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 29 июня 2012 года в размере 8700000 рублей следует признать достоверной и более точной.

Сопоставляя кадастровую стоимость с его рыночной стоимостью, суд признает, что эти стоимостные величины существенно различаются, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости.

Учитывая, что налоговые обязательства административного истца прямо зависят от величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, обоснованное определение кадастровой стоимости с очевидностью затрагивает его права.

Следовательно, административный истец вправе требовать уточнения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - нежилого здания магазина.

Право заявителя оспорить результаты определения кадастровой стоимости предусмотрено нормами статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости порождает для административного истца юридические последствия.

ООО «Надежда Маркет» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области 28 декабря 2017 года (том 1 л.д.28).

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 174, 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд

решил:

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания магазина, назначение: нежилое, количество этажей 1, общая площадь *** кв.м, инв. *, с кадастровым номером 51:14:0030606:105, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 29 июня 2012 года в размере его рыночной стоимости 8700 000 (восемь миллионов семьсот тысяч) рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «Надежда Маркет» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области 28 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Мурманского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья А.Н. Камерзан

3а-72/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "НАДЕЖДА-МАРКЕТ"
Ответчики
Правительство Мурманской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
Другие
АДМИНИСТРАЦИЯ Г. АПАТИТЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Мурманской области
Суд
Мурманский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
25.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.06.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее