Судья Балезина Р.А.
Дело № 22-6621
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 3 ноября 2020 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Погадаевой Н.И.,
при секретаре Лисиной С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Копарева А.В. и Бузунова Р.В. по апелляционному представлению заместителя транспортного прокурора Пермской транспортной прокуроры Баяндина Е.В. на постановление Добрянского районного суда Пермского края от 10 сентября 2020 года, которым уголовное дело в отношении
Копарева Александра Владимировича, дата рождения уроженца ****, обвиняемого по ч.3 ст. 256 УК РФ, прекращено с применением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 20000 рублей,
постановлено вещественные доказательства – металлическую лодку и два весла, находящиеся в камере хранения вещественных доказательств Пермского ЛО МВД России на транспорте, передать Копареву А.В.
Постановлением этого же суда от 10 сентября 2020 года прекращено уголовное дело в отношении Бузунова Романа Викторовича, дата года рождения, обвиняемого по ч. 3 ст. 256 УК РФ, с применением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 20000 рублей, судебное решение в отношении которого не обжалуется.
Изложив содержание постановления суда и существо апелляционного представления, заслушав мнение прокурора Плещева Д.Е. об изменении постановления, выступление адвоката Нечаевой О.М. в защиту Копарева А.В. об оставлении судебного решения без изменения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Органом дознания Копарев А.В. обвинялся в осуществлении 11 мая 2020 года незаконной добычи (вылова) рыбы в период нерестового запрета, установленного на Камском водохранилище Правилами рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна с 5 мая по 15 июня 2020 года, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18.11.2014 №453, в месте нереста рыбы и на путях миграции к нему, с использованием запрещенного орудия и способа массового истребления водных биологических ресурсов – остроги, группой лиц по предварительному сговору с Бузуновым Р.В., то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ.
Постановлением Добрянского районного суда Пермского края от 10 сентября 2020 года уголовное дело в отношении Копарева А.В. прекращено с применением меры уголовно-правового характера с назначением судебного штрафа.
В апелляционном представлении заместитель транспортного прокурора Пермской транспортной прокуратуры Баяндин Е.В., не оспаривая существо принятого судом решения о прекращении уголовного дела в отношении Копарева А.В., поставил вопрос об его изменении в части разрешения судьбы вещественных доказательств, а именно металлической лодки с двумя веслами. В обосновании своих доводов указал, что судом не приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 №26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности за нарушения в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», и требования ст.81 УПК РФ. Учитывая, что металлическая лодка с веслами являлась, по мнению автора представления, орудием преступления, то подлежит конфискации в силу п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.
Проверив материалы уголовного дела, изучив доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе в случаях, предусмотренных ст.76.2 УК РФ, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
По смыслу закона различные уголовно-наказуемые деяния влекут наступление разного по своему характеру вреда, поэтому предусмотренные ст.76.2 УК РФ действия, направленные на заглаживание такого вреда и свидетельствующие о снижении степени общественной опасности преступления, нейтрализации его вредных последствий определяются в зависимости от особенностей конкретного дела.
Принимая решение о прекращении уголовного дела в отношении Копарева А.В. в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, суд исходил из того, что он обвиняется в совершении преступления средней тяжести и впервые привлекается к уголовной ответственности, полностью признал вину, ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, Копаревым А.В. и Бузуновым Р.В. возмещен (т.2 л.д. 87, 88).
Исследовав материалы дела, выяснив мнение участников процесса, удостоверившись в наличии предусмотренных законом условий и оснований для освобождения Копарева А.В. от уголовной ответственности и прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа, суд пришел к правильному выводу о том, что предпринятые им после совершения преступления действия достаточны для того, чтобы расценить уменьшение общественной опасности содеянного как позволяющее освободить его от уголовной ответственности в соответствии со ст.25.1 УПК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает постановление судьи мотивированным, основанным на исследованных материалах, отвечающим требованиям ч.4 ст.7 УПК РФ, и оснований для его отмены не находит.
Согласно ч.3 ст.81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть разрешен вопрос о вещественных доказательствах. При этом орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются.
В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискации подлежат орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.
Как усматривается из материалов уголовного дела, принадлежащая Копареву А.В. металлическая весельная лодка с двумя веслами были признаны вещественными доказательствами и переданы на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Пермского линейного отдела МВД России на транспорте (т.1 л.д. 96-98).
В ходе дознания установлено, что указанная металлическая весельная лодка непосредственно для добычи рыбы Копаревым А.В. и Бузуновым Р.В. не использовалась, а служила средством передвижения при перемещении на противоположный берег реки Камы, где, убрав лодку на берег, они стали ходить по мелководью и накалывать на имевшиеся с собой остроги рыбу.
При таких обстоятельствах вывод государственного обвинителя о том, что металлическую весельную лодку с веслами следует считать орудием преступления, является ошибочным.
Учитывая, что предметы, не перечисленные в ч.3 ст.81 УПК РФ, передаются законным владельцам, то разрешение судьбы указанного вещественного доказательства - металлической весельной лодки с веслами путем передачи ее законному владельцу Копареву А.В. основано на законе и является правильным.
Нарушений требований Уголовно-процессуального кодекса РФ, влекущих отмену постановления суда, в результате апелляционного рассмотрения не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Добрянского районного суда Пермского края от 10 сентября 2020 года в отношении Копарева Александра Владимировича оставить без изменения, а апелляционное представление заместителя транспортного прокурора – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск).
Председательствующий