Дело № 2а-1160/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 31 августа 2018 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
с участием административного истца Власова И.А.,
представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК Карлова М.С., действующего на основании доверенности,
при секретаре Крахачевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Власова Ильи Алексеевича к Федеральному казенному учреждению исправительной колонии № 1 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными, -
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, 29 июня 2018 года он был вызван на административную комиссию, где по представлению начальника оперативного отдела Васильева П.О. был поставлен на профилактический учет, как лицо склонное к нападению на сотрудников УИС, с чем не согласен, так как никогда попыток нападения на сотрудников исправительного учреждения не предпринимал, ранее на профилактических учетах не состоял. Наличие указанного учета усиливает контроль над ним, в связи с чем ограничивает его права и свободы. На основании изложенного просит признать постановку его на профучет, как лицо склонное к нападению на сотрудников УИС, незаконным и необоснованным.
Определением от 1 августа 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия.
В судебном заседании Власов И.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил также, что за почти 13 лет нахождения в местах лишения свободы он никогда не предпринимал попыток нападения на сотрудников администрации, ранее в 2008-2010 годах он в местах лишения свободы характеризовался положительно, о чем свидетельствует характеристика из ФКУ ИК-22 г. Воркуты. Не отрицает, что за весь период отбывания наказания он 54 раза привлекался к дисциплинарной ответственности, в том числе за невыполнение законных требований и невежливое обращение с персоналом, за что наказывался, в том числе водворялся в штрафной изолятор. Часть взысканий им были обжалованы, но ни одного не отменено, постановлением Администрации учреждения был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, указанное постановление не обжаловал. Считает, что начальник колонии не мог принимать участие в комиссии о постановке его на профилактический учет, так как тот находился в отпуске, справка из отдела кадров сфальсифицирована.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия исковые требования не признал полностью, пояснил, что осужденный поставлен на профилактический учет правомерно, что подтверждается представленными в суд материалами, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель УФСИН России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил.
Заслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
На основании ст. 84 УИК РФ В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.
Пункт 2 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года № 72 предусматривает, что основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.
На основании п. 8 указанной Инструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС, который после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (п. 26-28 Инструкции).
В соответствии с п. 29 сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.
Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (п. 30-33 Инструкции).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник ОО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия Васильев П.О. пояснил, что у него имелась оперативная информация о том, что Власов И.А. имеет намерения на совершение деяний, подпадающих под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 321 УК РФ, источник оперативной информации он не может назвать в соответствии с Федеральным законом «Об оперативной деятельности». Ранее осужденный уже был поставлен на два вида предусмотренных профилактических учета, что не мешает ему ставить вопрос о постановке его на иной вид профилактического учета уже по другим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Власов И.А. отбывает наказание по приговору мирового судьи Северного судебного участка города Воркуты Республики Коми от 26 апреля 2016 года в федеральном казенном учреждении исправительной колонии № 1 УФСИН России по РК.
27 июня 2018 года на имя начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия Головача А.В. поступил рапорт начальника ОО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия Васильева П.О. в соответствии с которым последний полагает необходимым поставить на профилактический учет Власова И.А. в соответствии с приказом № 72 п. 24 от 20 мая 2013 года, как лицо склонное к нападению на представителей администрации, иных сотрудников правоохранительных органов.
В соответствии с выпиской из протокола № 64 заседания административной комиссии при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия от 29 июня 2018 года с участием административного истца последний был поставлен на указанный профилактический учет.
Из представленной в судебное заседании характеристики личности осужденного Власова И.А., последний в местах лишения свободы характеризуется отрицательно, за весь период отбывания наказания 54 раза привлекался к дисциплинарной ответственности, из них в 2018 году 11 раз за невыполнение законных требований пять раз, из которых водворялся в штрафной изолятор, 7 раз за невежливое обращение с персоналом, из которых один раз водворялся в штрафной изолятор, постановлением Администрации учреждения от 9 августа 2017 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в этот же день переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания, на меры воспитательного характера реагирует слабо, поддерживает отношения с осужденными отрицательной направленности, в ходе общения с другими осужденными постоянно старается настроить их враждебно в отношении администрации, может агитировать к невыполнению законных требований сотрудников учреждения, тем самым преследуя личную цель (противодействие законным требованиям администрации, используя других осужденных). На сделанные замечания реагирует болезненно, вступает в споры, предъявляет завышенные требования к окружающим. В общении с представителями администрации старается быть вежливым в силу вынужденной необходимости, в определенных случаях может срываться на грубость.
В соответствии со справкой заместителя начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия Козлова А.А. Инструкция не содержит требований о ведении видеофиксации заседаний административной комиссии по рассмотрению вопроса о постановке на профилактический учет. В помещении для личного приема осужденных, где проходят заседания административной комиссии по рассмотрению вопросов в отношении осужденных, содержащихся в ШИЗО,ПКТ,ЕПКТ, установлена камера видеофиксации в качестве технического средства надзора, однако архив с указанной камеры хранится в течении 30 суток.
Доводы истца о том, что начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия 27 и 29 июня 2018 года находился в отпуске и не мог принимать участи в рассмотрении вопроса о постановке его на профилактический учет являются несостоятельными, в соответствии с представленной в материалы дела справкой от 31 августа 2018 года № 38 Головач А.В. находился в очередном ежегодном отпуске в период времени с 15 мая по 23 июня 2018 года. Сведений, подтверждающих факт фальсификации указанной справки суду не представлено.
Доводы Власова И.А. о том, что ранее, отбывая наказание в ФКУ ИК-22 г. Воркуты, он администрацией учреждения был охарактеризован положительно, выводов комиссии от 29 июня 2018 года не опровергают, так как относятся к 2008 – 2010 годам.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение о постановке осужденного Власова И.А. на профилактический учет было принято в соответствии с положениями действующего законодательства уполномоченной на то комиссией, необходимость чего обусловлена представленными в судебное заседание документами, в связи с чем оснований признавать решение комиссии от 29 июня 2018 года незаконным не имеется, административные исковые требования Власова И.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Власова Ильи Алексеевича к Федеральному казенному учреждению исправительной колонии № 1 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течения месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме изготовлено 5 сентября 2018 года.